МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31»
| | Согласовано: | | Утверждаю: |
Руководитель ШМО: ______________________________________________________________ (должность) | | Зам. директора по УВР: ______________________________________________________________ (должность) | | Директор МБОУ «СОШ № 31»: _________________________________________________________________ (должность) |
Павлюк Н.В. ______________________________________________________________ (Ф.И.О.) | | Чернявская Е.П. ______________________________________________________________ (Ф.И.О.) | | Шелковникова Е.В. _________________________________________________________________ (Ф.И.О.) |
______________________________________________________________ (подпись) | | ______________________________________________________________ (подпись) | | _________________________________________________________________ (подпись) |
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № _______ от «_______» ______________________________ 2015 г. | | «_______» ______________________________ 2015 г. | | Приказ № _______ от «_______» ______________________________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА»
2 класс
2015-2016 учебный год
учитель: Литвинюк Юлия Валерьевна
г. Ангарск
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационныйномер 19707).
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Ангарска (утверждена приказом № 60 от 18.09.2015г.).
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательныхпрограмм начального общего, основногообщего, среднего общего образования».
Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2015-2016 учебный год.
Положение «О рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «СОШ №31».
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе программы Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. – 2- е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 133с.: ил. – (Программы и планирование).
Программа позволяет успешно осваивать предмет «Информатика» учащимся данного класса, имеющим разный уровень подготовки.
Рабочая программа соответствует:
учебному плану МБОУ «СОШ №31» г. Ангарска на 2015 - 2016 учебный год (на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю);
годовому календарному графику МБОУ «СОШ №31» г. Ангарска на 2015 -2016 учебный год (34 учебные недели составляют 34 часа в год).
В данной рабочей программе тематическое планирование по содержанию и общему количеству часов соответствует авторской программе (34 часа - 1 час в неделю).
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний, умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Также целью курса являетсяформирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде.
На сегодняшний день, с развитием компьютерной техники и возможностью ее применения в образовательном процессе, встала необходимость введения обучения информатике уже в начальной школе.
Учащиеся должны научиться использовать различные виды компьютерной техники для улучшения качества личного образования, а так же развить устную и письменную речь на уровне, позволяющем избежать проблем при обучении в среднем звене.
Рабочая программа полагается на цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Формирование общеучебных действий является приоритетным направлением обучения, так как от их качества зависит дальнейшее обучение в течении всей жизни.
Межпредментые связи, выделенные в федеральном образовательном стандарте нового поколения позволяют сократить разрыв при изучении различных дисциплин и облегчают формирование представлений о единой картине мира.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено практическому содержанию образования, исследовательской деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующихцелей:
формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
ознакомление с базовой системой понятий информатики;
развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
освоениезнаний, составляющих основу информационной культуры;
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеурочной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие основные формы контроля:
входной (3-4 классы), промежуточный (2-4-е классы), итоговый (2-4 классы), административный контроль (контрольная работа);
текущий (4 тематические контрольные работы).
В данный УМК входят:
Учебники «Информатика» 2 класс,3 класс, 4 класс. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова. ФГОС
Рабочие тетради в 2 частях для каждого класс и 1 тетрадь для контрольных работ, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак.ФГОС
Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова.ФГОС.
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу, ресурсы единой цифровой образовательной коллекции.
Общая характеристика учебного предмета
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №31» учебный предмет «Информатика» относится к образовательной области «Математика и информатика» и изучается со 2 по 4 класс. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 34 ч (34 недели, 1 час в неделю).
Предусматривается деление класса на группы 12-14 человек.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Современный ребёнок погружён в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времён, действительность, окружающая современного ребёнка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык или математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения - всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности - текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию,формируязнания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; 1.3) социальные компетенции; 1.4) личностные качества. |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных; 2.2) регулятивных; 2.3) коммуникативных; 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.). |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаютсяобобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектамиокружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения;
соотносить результатынаблюденияс целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «удалось ли достичь поставленной цели?»;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
в процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «чем похожи?», «чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. в процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлятьплан действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения;
при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальнымиумениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания, это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «в какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «такой ли получен результат?», «правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
Опорой на сквозные содержательные линии:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
раздел «Повторить» —актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» —новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
«Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебную мотивацию;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Содержание учебного предмета
Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Учебно-тематический план
2 класс (первый год обучения)
№ | Название главы, темы урока | Кол-во часов |
| Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер | 7 |
-
| Человек и информация | 1 |
-
| Какая бывает информация | 1 |
-
| Источники информации | 1 |
-
| Приемники информации | 1 |
-
| Компьютер и его части | 1 |
-
| Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 |
| Глава 2. Кодирование информации | 7 |
-
| Носители информации | 1 |
-
| Кодирование информации | 1 |
-
| Кодирование информации | 1 |
-
| Письменные источники информации | 1 |
-
| Языки людей и языки программирования | 1 |
-
| Повторение по теме «Кодирование информации». | 1 |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». | 1 |
| Глава 3. Информация и данные | 8 |
-
| Текстовые данные | 1 |
-
| Графические данные | 1 |
-
| Числовая информация. | 1 |
-
| Десятичное кодирование | 1 |
-
| Двоичное кодирование | 1 |
-
| Числовые данные | 1 |
-
| Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». | 1 |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные». | 1 |
| Глава 4.Документ и способы его создания | 9 |
-
| Документ и его создание | 1 |
-
| Электронный документ и файл | 1 |
-
| Поиск документа | 1 |
-
| Создание текстового документа | 1 |
-
| Создание текстового документа | 1 |
-
| Создание графического документа | 1 |
-
| Создание графического документа | 1 |
-
| Повторение по теме «Документ и способы его создания». | 1 |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания». | 1 |
| Глава 5.Повторение, изученного за год. Резерв времени | 3 |
-
| Создание текстового документа | 1 |
-
| Создание текстового документа | 1 |
-
| Создание графического документа | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание рабочей программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (7 часов).
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Учащиеся должны
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
Глава 2. Кодирование информации (7 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Учащиеся должны
понимать:
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
что данные – это закодированная информация;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Глава 3. Информация и данные (8 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование, числовое двоичное кодирование.
Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Учащиеся должны
знать:
что данные – это закодированная информация;
что информацию можно представить числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
Глава 4. Документ и способы его создания (9 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Учащиеся должны
понимать:
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
что данные – это закодированная информация;
что информацию можно представить текстом;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
работать с текстами на экране компьютера.
Глава 5. Годовое итоговое повторение. Резерв времени (3 часа)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока | Количество часов | Характеристика видов деятельности |
план | факт |
| | | Раздел 1. Виды информации. Человек и компьютер | 7 часов | Аналитическая деятельность учащихся на уроках информатики: выделить и назвать объект окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.); назвать свойства и отношения, функции и действия, анализ элементного состава объекта (системы), назвать свойства текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики; выделить и назвать свойства объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели; сравнить между собой объекты, в том числе абстрактные объекты информатики (например, сравнить процесс хранения информации и процесс ее передачи, процесс передачи и обработки, процесс моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнить функции прикладных программ, между собой и др.); сформулировать суждения и умозаключения. Практическая деятельность учащихся на уроках информатики: преобразовать одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.); описать объект окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения; создать текстовые, математические и графические модели объекта окружающего мира; создать электронные версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе; сравнить между собой объекты, в том числе объекты в информатики (например, сравнить процесс хранения информации и процесс ее передачи, процесс передачи и обработки, процесс моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.); обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте; осуществить коммуникативный процесс по Skype; поиск данных в сети Internet (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них. |
-
| | | Техника безопасности. Человек и информация | 1 |
-
| | | Какая бывает информация | 1 |
-
| | | Источники информации | 1 |
-
| | | Приемники информации | 1 |
-
| | | Компьютер и его части | 1 |
-
| | | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 |
-
| | | Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 |
| | | Раздел 2. Кодирование информации | 7 часов |
-
| | | Носители информации | 1 |
-
| | | Кодирование информации | 1 |
-
| | | Кодирование информации | 1 |
-
| | | Письменные источники информации | 1 |
-
| | | Языки людей и языки программирования | 1 |
-
| | | Повторение по теме «Кодирование информации» | 1 |
-
| | | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». | 1 |
| | | Раздел 3. Информация и данные | 8 часов |
-
| | | Текстовые данные | 1 |
-
| | | Графические данные | 1 |
-
| | | Числовая информация | 1 |
-
| | | Десятичное кодирование | 1 |
-
| | | Двоичное кодирование | 1 |
-
| | | Числовые данные | 1 |
-
| | | Повторение по теме «Числовая информация и компьютер» | 1 |
-
| | | Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные» | 1 |
| | | Раздел 4. Документ и способы его создания | 9 часов |
-
| | | Документ и его создание | 1 |
-
| | | Электронный документ и файл | 1 |
-
| | | Поиск документа | 1 |
-
| | | Создание текстового документа | 1 |
-
| | | Создание текстового документа | 1 |
-
| | | Создание графического документа | 1 |
-
| | | Создание графического документа | 1 |
-
| | | Повторение по теме «Документ и способы его создания» | 1 |
-
| | | Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания» | 1 |
| | | Глава 5. Годовое итоговое повторение. Резерв времени | 3 часа |
-
| | | Создание текстового документа | 1 |
-
| | | Создание текстового документа | 1 |
-
| | | Создание графического документа | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся:
Информатика: учебник для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 80 с.: ил.
Информатика: учебник для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 104 с.: ил.
Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 56 с.: ил.
Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 72 с.: ил.
Литература для учителя:
Информатика: учебник для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 80 с.: ил.
Информатика: учебник для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 104 с.: ил.
Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.1 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 56 с.: ил.
Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса (ФГОС) : в 2 ч. Ч.2 / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 72 с.: ил.
Материалы авторской мастерской Матвеева Н.В. (metodist.lbz.ru/).
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
В кабинете информатики оборудованы одно рабочее место учителя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных ноутбуками и манипуляторами экранных объектов (мышь). Основная конфигурация ноутбука обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений и др. Обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет. Компьютерное оборудование представлено в стационарном исполнении.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно/белой печати, формата А4);
мультимедиа проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
интерактивная доска;
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет).
На компьютерное оборудование установлена операционная система Windows XP. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, лицензированы для использования.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» имеется наличие следующего программного обеспечения:
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений MS Office.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Матвеева Н.В. (http:/metodist.lbz.ru/).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
24