1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе:
№ | Нормативные документы |
1 | Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. |
2 | ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобразования РФ №1897 от 17.12.2010 г. (ред. от 31.12.2015) |
3 | ООП ООО Новокасторенской средней общеобразовательной школы |
4 | Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год. |
5 | Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год. |
6 | Примерной программы по учебному предмету Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор - составитель: М. Н. Бородин. —Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 Босова, Л. Л. Пояснительная записка к учебникам «Информатика» для 5 - 9 классов [Электронный ресурс] |
В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | .БосоваЛ.Л. | . Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М. | 2013 | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний |
Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса
(ФГОС)
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Содержание учебного предмета Информатика 7 класс:
1. Информация и информационные процессы
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации.
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
3. Обработка графической информации.
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
4. Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
5. Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
| Введение. Техника Безопасности. | 1 |
| Информация и информационные процессы | 9 |
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
| Обработка графической информации | 4 |
| Обработка текстовой информации | 9 |
| Мультимедиа | 4 |
| Итого: | 34 |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 1 | «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1(тест) |
2 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 (тест) |
3 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа№3(тест) |
4 четверть | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. |
Итого | 4 | |
Календарно-тематическое планирование курса Информатика-6
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
План | Факт |
1. | Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете информатики . | 02.09.2019 | | Введение. |
2. | Информация и её свойства | 09.09.2019 | | §1.1. Ответить письменно на вопрос №7, стр 11. РТ №№ 2,4, 6, 7 . |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | 16.09.2019 | | §1.2. Решить задачу №8 , стр 22 |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 23.09.2019 | | §1.2. |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | 30.09.2019 | | §1.3. |
6. | Представление информации | 07.10.2019 | | §1.4. |
7. | Дискретная форма представления информации | 14.10.2019 | | §1.5. Письменно выполнить задания №№10,11 стр. 44 |
8. | Измерение информации (алфавитный подход к измерению информации) | 21.10.2019 | | §1.6.1-1.6.3Выучить основные понятия и формулы. Выполнить письменно №№5, 7, 11,12 на стр.49 |
9. | Единицы измерения информации | 28.10.2019 | | §1.6.4. Выполнить письменно №№14,15 на стр.49, тестовые задания для самоконтроля стр. 51-55 |
10. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1(тест) | 11.11.2019 | | §1.1-1.6. |
11. | Основные компоненты компьютера и их функции | 18.11.2019 | | §2.1.Выпонить №13,14,15 на стр. 62 |
12. | Персональный компьютер. | 25.11.2019 | | §2.2. Выполнить письменно№№7-10.стр. 68-69 |
13. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 02.12.2019 | | §2.3. 1-1.3.2 РТ .№№99, 102, 103 |
14. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 09.12.2019 | | §2.3.3-2.3.5 Выполнить письменно №15 стр 80 . РТ. №100, 103, 104 |
15. | Файлы и файловые структуры | 16.12.2019 | | §2.4. Выполнить письменно №№12-16 стр.89 |
16. | Пользовательский интерфейс | 23.12.2019 | | §2.5. Выполнить письменно: №12 ,стр100, тестовые задания для самоконтроля на стр 101-105. РТ №№120, 121 |
17. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 (тест) | 13.01.2020 | | §2.1-2.5 |
18. | Формирование изображения на экране компьютера | 20.01.2020 | | §3.1. Выполнить письменно: №9-11 на стр.111. |
19. | Компьютерная графика | 27.01.2020 | | §3.2. Выполнить письменно: №м №№14,15 стр.122 РТ.№№152,157,158 |
20. | Создание графических изображений | 03.02.2020 | | §3.3 Выполнить письменно тестове задания для само-контроля стр. 140 |
21. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа №3(тест) | 10.02.2020 | | §§3.1-3.3 |
22. | Текстовые документы и технологии их создания | 17.02.2020 | | §4.1 |
23. | Создание текстовых документов на компьютере | 24.02.2020 | | §4.2. РТ №№169, 173, 175, 176, 178, 179, 181. |
24. | Прямое форматирование | 02.03.2020 | | §4.3 1-4.3.4. Выполнить письменно №7 стр .167. |
25. | Стилевое форматирование | 09.03.2020 | | §4.3.5-1.3.6. РТ №№188, 189 |
26. | Визуализация информации в текстовых документах. | 16.03.2020 | | §4.4 |
27. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 06.04.2020 | | §4.5 |
28. | Оценка количественных параметров текстовых документов | 13.04.2020 | | §4.6. Выполнить письменно №5-10 стр. 184 |
29. | Проектная работа. | 27.04.2020 | | §§4.1-4.6. Выполнить письменно тестовые задания для самоконтроля стр.199-203 |
30. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №4. | 04.05.2020 | | §§4.1-4.6. |
31. | Технология мультимедиа. | 11.05.2020 | | §5.1. Выполнить письменно №№7,8 срт.209 |
32. | Компьютерные презентации | 18.05.2020 | | §5.2 |
33. | Создание мультимедийной презентации | 25.05.2020 | | §5.2 РТ №228 |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мульти-медиа». Защита проекта. | 25.05.2020 | | §§5.1,5.2 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2010
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Материально-технического обеспечение
№ | Наименование имущества | Количество |
| Интерактивная доска Smart мобильная | 1 |
| Модем | 1 |
| Мультимедиа проектор Сanоn | 1 |
| Акустическая система класса HiFi Microlab | 1 |
| Портативный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| МФУ Samsung | 1 |
| Принтер Сanоn | 1 |