СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8-9 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе

 

  •  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; 
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, приказ     №  52     Министерства образования и науки Российской Федерации от  20.05.14 г.;
  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ №  53    от  22.05.14.г.;

  • авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для средней школы (8– 9 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика.
  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»  приказ №  39   от   18.04.15.;
  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»   приказ  № 78   от   29.08.14.г.;
  • календарного годового графика, приказ №  77  от  29.08.2014 г.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 8-9 классы»



Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2014г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2014г

.




Рабочая программа

по предмету

«Информатика и ИКТ»

8-9 классы

2014 — 2015 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория




Казанцево

2014






Пояснительная записка



Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе


  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год, приказ № 52 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 53 от 22.05.14.г.;

  • авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для средней школы (8– 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика.

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.15.;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 78 от 29.08.14.г.;

  • календарного годового графика, приказ № 77 от 29.08.2014 г.

По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2014 года

Окончание для 8 класса 31 мая 2015 г., для 9 класса: 25 мая 2015 г.

Количество учебных недель: 35 (8 класс), 34 (9 класс). Каникулы: осенние: с 01 по 09 ноября 2014 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2015 г. Каникулы весенние: с 21 по 28 марта 2015 г.









Изучение курса основного курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном плане предусматривается выделение 103 учебных часа на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;

  • авторская программа - Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для средней школы (8– 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика.


  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.










Учебники «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемными, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполнятся как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количество часов не большего, чем указано в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).



Учебно-тематическое планирование 8 класс


№п\п

раздел

Тема урока

Количество часов на разделы и темы

Количество контрольных работ, практических и лабораторных, диктантов и т.д

1

«Информация и информационные процессы»


9

Контрольных работ – 3

Практических - 15



Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

1




Информация в обществе и технике.

1




Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1




Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1




Количество информации.

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»

1




Определение количества информации.

1




Алфавитный подход к определению количества информации.

1




Решение задач по теме «Количество информации».

1




Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1


2

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»



7




Устройство компьютера.

Практическая работа № 3 1«Определение разрешающей способности мыши».

П1рактическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

1




Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1




Программное обеспечение компьютера.

1




Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

1




Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов»

1




Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1




Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1


3.

«Коммуникационные технологии»


16




Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1




Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1




Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1




Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10 «География Интернета».

1




Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

1




Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».

1




Файловые архивы.

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1




Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1




Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1




Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1




Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1




Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1




Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1




Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1


4.

Повторение


2




Устройства ПК

1




Итоговый урок по курсу «Информатика 8»

1









Календарно-тематическое планирование 8 класс


п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Виды и формы учебной деятельности

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически

1

«Информация и информационные процессы»

9






1.1.

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

1

1.1, стр. 8-10

Изучение нового материала



05.09.


1.2

Информация в обществе и технике.

1

1.1., стр. 12-15

Изучение нового материала


12.09.


1.3.

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

1.1.4., 17 стр.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

19.05.


1.4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

1.2., стр. 18-24

Изучение нового материала


26.09.


1.5.

Количество информации.

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»

1

1.3., стр. 26-27

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

03.10.


1.6.

Определение количества информации.

1

1.3., стр. 28-29

Изучение нового материала


10.10.


1.7.

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

1.3., стр. 30-32

Изучение нового материала


17.10.


1.8.

Решение задач по теме «Количество информации».

1

Стр. 26-28

Повторение


24.10.


1.9.

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

Стр. 18-32

Повторение


31.10.


2

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»


7






2.1.

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3 1«Определение разрешающей способности мыши».

П1рактическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

1

2.1.-2.2., стр. 33-49

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

14.11.


2.2.

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

2.3., 50-57

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

21.11.


2.3.

Программное обеспечение компьютера.

1

2.4., стр. 58-62

Изучение нового материала


28.11.


2.4.

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

1

2.5.-2.6., стр. 63-65, 66-68

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

05.12.


2.5.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов»

1

2.7., стр. 69-71

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

12.12.


2.6.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

2.8., стр. 72- 76

Изучение нового материала


19.12.


2.7.

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

33-71 стр.

Повторение


26.12.


3.

«Коммуникационные технологии»

16






3.1.

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1

3.1., стр. 80

Изучение нового материала


16.01.


3.2.

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

3.2., стр. 81-83

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

23.01.


3.3.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1

3.3., стр. 84-85

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

30.01.


3.4.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10 «География Интернета».

1

3.3., стр. 86-94

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

06.02.


3.5.

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

1

3.4. стр. 94-98

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

13.02.


3.6.

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».

1

3.4., стр. 98-99

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

20.02.


3.7.

Файловые архивы.

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1

3.4., стр. 100-101

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

27.02.


3.8.

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

3.4. стр. 102 -106.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

06.03.


3.9.

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1

3.5.-3.6. стр.107-109

Стр. 110-112

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

13.03.


3.10.

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

3.7. стр. 113-116

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

20.03.


3.11.

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

3.7. стр. 117-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

03.04.


3.12.

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

3.7. стр. 119-120

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

10.04.


3.13.

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

110 -111 стр.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

17.04.


3.14.

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

111-112 стр

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

24.04.


3.15.

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

Стр. 113.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

08.05.


3.16.

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

80-120 стр

Повторение


15.05.


4.

Повторение

2






4.1.

Устройства ПК

1

Стр 33-46

Повторение


22.05


4.2.

Итоговый урок по курсу «Информатика 8»

1

Гл. 1 – 3.

Повторение


29.05.




Учебно-тематическое планирование 9 класс


№п\п

раздел

Тема урока

Количество часов на разделы и темы

Количество контрольных работ, практических и лабораторных, диктантов и т.д

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации


15

Контрольных работ – 6

Практических - 32



Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

1




Кодирование графической информации.

1




Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

1




Растровая и векторная графика.

1




Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

1




Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1




Работа с объектами в векторных графических редакторах

1




Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

1




Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1




Растровая и векторная анимация.

1




Практическая работа №4 «Анимация»

1




Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1




Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

1




Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1




Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

1


2.

Кодирование и обработка текстовой информации



9




Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7 «Кодирование текстовой информации»

1




Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 «Вставка в документ формул»

1




Форматирование документа.

Практическая работа №9 «Форматирование символов и абзацев»

1




Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

1




Практическая работа №10 «Создание и форматирование списков»

1




Таблицы.

Практическая работа №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

1




Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

1




Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

1




Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

1


3.

Кодирование и обработка числовой информации


10




Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

1




Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

1




Электронные таблицы. Основные типы данных.

1




Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1




Практическая работа №15 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1




Встроенные функции.

Практическая работа №16 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1




Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17 «Построение диаграмм различных типов»

1




Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1




Повторение темы

1




Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1


4.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования


20




Алгоритм и его формальное исполнение.

1




Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке

1




Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1




Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа №20 Проект «Переменные»

1




Арифметические, строковые и логические выражения

1




Практическая работа №21 Проект «Строковый калькулятор»

1




Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа № 22 «Дата и время»

1




Линейный алгоритм

1




Практическая работа № 23 Проект «Калькулятор»

1




Алгоритмическая структура «Ветвление»

1




Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»

1




Алгоритмическая структура «Выбор»

1




Практическая работа № 25 Проект «Отметка»

1




Алгоритмическая структура «Цикл»

1




Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа № 26 Проект «Коды символов»

1




Практическая работа №27

Проект «Слово-перевертыш»

1




Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

1




Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»

1




Основы объектно-ориентированного программирования

1




Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

1


5.

Моделирование и формализация


10




Моделирование, формализация, визуализация.

1




Материальные и информационные модели

1




Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1




Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

1




Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

1




Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

1




Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»

1




Информационные модели управления объектами

1




Повторение темы

1




Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»

1


6.

Информатизация общества


3




Информационное общество

1




Информационная культура

1




Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1


7.

Повторение


1




Итоговая контрольная работа.

1





Календарно-тематическое планирование 9 класс


п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Виды и формы учебной деятельности

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15






1.1.

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

1

1.1., стр. 10-13

Изучение нового материала



03.09.


1.2.

Кодирование графической информации.

1

    1. стр. 14-20

Изучение нового материала



05.09.


1.3.

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

1

10-20 стр.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

10.09.


1.4.

Растровая и векторная графика.

1

1.2., стр. 21-27

Изучение нового материала


12.09.


1.5.

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

1

1.3., стр. 28-31

Изучение нового материала


17.09.


1.6.

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

Стр. 30.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

19.09.


1.7.

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1

1.3., стр. 31-34

Изучение нового материала


24.09.


1.8.

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

1

1.3., стр. 35-36

Изучение нового материала


26.09.


1.9.

Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1

Стр. 35

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

01.10.


1.10.

Растровая и векторная анимация.

1

1.4., стр. 37-38

Изучение нового материала


03.10


1.11.

Практическая работа №4 «Анимация»

1

Стр. 38-39

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

08.10.


1.12.

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

1.5. стр. 40-44

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

10.10.


1.13.

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

1

1.6. стр. 45-48

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

15.10.


1.14.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1

Стр. 37-48

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

17.10.


1.15.


Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

1

10-45 стр.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

22.10.


2.

Кодирование и обработка текстовой информации


9






2.1.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7 «Кодирование текстовой информации»

1

2.1., стр. 49-51

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

24.10.


2.2.

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 «Вставка в документ формул»

1

2.2., стр. 52-53.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

29.10.


2.3.

Форматирование документа.

Практическая работа №9 «Форматирование символов и абзацев»

1

2.3.-2.4, стр. 54-58, 59-60

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

31.10.


2.4.

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

1

2.5., стр. 61-66

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

12.11.


2.5.

Практическая работа №10 «Создание и форматирование списков»

1

Стр. 61

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

14.11.


2.6.

Таблицы.

Практическая работа №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

1

2.6., стр. 67-69

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

19.11.


2.7.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

1

2.7., стр. 70

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

21.11.


2.8.

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

1

2.8., стр. 71

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

26.11.


2.9.

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

Стр. 49- 70

Повторение


28.11.


3.

Кодирование и обработка числовой информации

10






3.1.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

1

3.1., стр. 75-79

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

03.12.


3.2.

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

1

3.1., стр. 80-83

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

05.12.


3.3.

Электронные таблицы. Основные типы данных.

1

3.2., стр. 84-88

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

10.12


3.4.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

3.2., стр. 89

Изучение нового материала


12.12.


3.5.

Практическая работа №15 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

Стр . 87.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

17.12.


3.6.

Встроенные функции.

Практическая работа №16 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1

Стр. 88-92.

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

19.12.


3.7.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17 «Построение диаграмм различных типов»

1

3.3. стр. 93-96

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

24.12.


3.8.

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1

3.4. стр. 97-104

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

26.12.


3.9.

Повторение темы

1

Стр. 93-100

Повторение


14.01.


3.10.

Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Стр. 75-104

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

16.01.


4.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20






4.1.

Алгоритм и его формальное исполнение.

1

4.1., стр. 105-112

Изучение нового материала


21.01.


4.2.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке

1

4.2. , стр. 113-118

Изучение нового материала


23.01.


4.3.

Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1


Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

28.01.


4.4.

Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа №20 Проект «Переменные»

1

4.3., стр. 119-122

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

30.01.


4.5.

Арифметические, строковые и логические выражения

1

4.4., стр. 123

Изучение нового материала


04.02.


4.6.

Практическая работа №21 Проект «Строковый калькулятор»

1

Стр. 124-137

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

06.02.


4.7.

Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа № 22 «Дата и время»

1

Стр. 124-130

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

11.02.


4.8.

Линейный алгоритм

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

13.02.


4.9.

Практическая работа № 23 Проект «Калькулятор»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

18.02.


4.10

Алгоритмическая структура «Ветвление»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

20.02


4.11.

Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

25.02.


4.12.

Алгоритмическая структура «Выбор»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

27.02.


4.13.

Практическая работа № 25 Проект «Отметка»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

04.03.


4.14.

Алгоритмическая структура «Цикл»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

06.03.


4.15.

Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа № 26 Проект «Коды символов»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

11.03.


4.16.

Практическая работа №27

Проект «Слово-перевертыш»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

13.03.


4.17.

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

17.03.


4.18.

Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

20.03.


4.19.

Основы объектно-ориентированного программирования

1

Стр. 113-118

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

01.04.


4.20

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

1

Стр. 105-137

Повторение



03.04.


5.

Моделирование и формализация

10






5.1.

Моделирование, формализация, визуализация.

1

5.1., стр. 138-144


Изучение нового материала


08.04.


5.2.

Материальные и информационные модели

1

5.2., стр. 145-151

Изучение нового материала


10.04.


5.3.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

5.3., стр. 152-153

Изучение нового материала


15.04.


5.4.

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

1

5.4., стр. 154-156

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

17.04.


5.5.

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

1

5.5., стр. 157

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

22.04.


5.6.

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

1

5.6., стр. 157-160

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

24.04.


5.7.

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»

1

5.7., стр. 161-163

Изучение нового материала

Выполнение заданий на компьютере

+

28.04.


5.8.

Информационные модели управления объектами

1

5.7. стр. 161-163

Изучение нового материала


06.05.


5.9.

Повторение темы

1

стр. 161-163

Повторение


08.05.


5.10.

Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»

1

Стр. 138-163

Повторение


13.05.


6.

Информатизация общества

3






6.1.

Информационное общество

1

6.1., стр. 164-168

Изучение нового материала


15.05.


6.2.

Информационная культура

1

6.2., стр. 169-170

Изучение нового материала


20.05.


6.3.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

6.3., стр. 171-173

Изучение нового материала


22.05.


7.

Повторение

1

Стр. 164-173

Повторение




7.1.

Итоговая контрольная работа.

1

10-173 стр.

Итоговое повторение


22.05.




Планируемые образовательные результаты обучающихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;


уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 


Критерий оценки выполнения практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.

Перечень литературы

Для учителя:

Н.Д. Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИКТ в основной и старшей школе“ 8-11 классы:

методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Для учащихся:

Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер,

2007

Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.:

Питер, 2007

        1. Комплект цифровых образовательных ресурсов

        2. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система – Linux, Windows XP.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wеb-страниц.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


8 класс


  1. Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

  • Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек

  • о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях

  • определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий

  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования

  • единицы измерения информации, соотношения между ними

  • формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении

Уметь:

  • определять виды и свойства информации

  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий

  • перекодировать с русского письменного языка на русский устный

  • определять объем в различных единицах измерения количества информации

  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение


  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

  • Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

  • Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

  • Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

  • Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера

  • понятия данных, программы, процесса программной обработки данных

  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы

  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры

  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования

  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений

  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу

  • основные действия с файлами и папками

  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы

  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения

  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню

  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола

  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ



Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК

  • определять тактовую частоту процессора

  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода

  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера

  • распознавать различные типы файлов

  • записывать полное имя файла

  • пояснять выполнение действий с папками и файлами

  • перезагружать компьютер

  • объяснять назначение основных прикладных программ

  • работать с программой обработки изображений

  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки

  • находить антивирусную программу на компьютере


  1. Коммуникационные технологии (16 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

  • Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

  • Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

  • Практическая работа № 10 «География Интернета».

  • Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

  • Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».

  • Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

  • Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

  • Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи

  • основные виды компьютерных сетей, их топологию

  • понятие протокола, основные виды протоколов

  • особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин

  • систему адресации электронной почты

  • назначение электронной почты

  • понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений

  • правовые и этические нормы распространения информации

  • преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе

  • логическую структуру web-страницы

  • основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки

Уметь:

  • организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета

  • определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи

  • владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост

  • создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма

  • избирательно относиться к полученной информации

  • использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности

  • создавать web-страницу с использованием html-тегов

  • создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора

  • организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации

  • использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов


9 класс


  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15часов)

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

  • Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

  • Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

  • Практическая работа № 4 «Анимация»

  • Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

  • Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической информации»


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации

  • характеристики растрового и векторного изображения

  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов

  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

  • способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах

  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа

  • проводить оценку качества оцифрованного звука

  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео



  1. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

Практические работы:

  • Практическая работа № 7 «Кодирование текстовой информации».

  • Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».

  • Практическая работа № 9 «Форматирование символов и абзацев».

  • Практическая работа № 10 «Создание и форматирование списков».

  • Практическая работа № 11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

  • Практическая работа № 12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

  • Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»




  1. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.


Практические работы:

  • Практическая работа № 14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

  • Практическая работа № 15 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

  • Практическая работа № 16 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

  • Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов».

  • Практическая работа № 18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления

  • алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот

  • таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления

  • о различных форматах хранения чисел в компьютере

  • что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги

  • правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных

  • что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  • алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня

  • различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды

Уметь:

  • записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления

  • выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот

  • выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел

  • переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную

  • определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)

  • записывать математические выражения по правилам электронной таблицы

  • вводить формулы с различными видами ссылок

  • заполнять таблицы значениями функции

  • выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.



  1. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (20 часов)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.

Практические работы:

  • Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»

  • Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»

  • Практическая работа № 21 «Проект «Строковый калькулятор»»

  • Практическая работа № 22 «Проект «Даты и время»»

  • Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор»»

  • Практическая работа № 24 «Проект «Сравнение кодов символов»»

  • Практическая работа № 25 «Проект «Отметка»»

  • Практическая работа № 26 «Проект «Коды символов»»

  • Практическая работа № 27 «Проект «Слово-перевертыш»»

  • Практическая работа № 28 «Проект «Графический редактор»»

Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и программирования»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов

  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы

  • процесс исполнения алгоритма компьютером

  • понятия транслятора, компилятора

  • классификацию и названия языков программирования

  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования

  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры

  • этапы разработки и способ загрузки проектов

  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных

  • основные алгоритмические структуры

  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных

  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур

Уметь:

  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта

  • представлять алгоритм в виде блок-схемы

  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры

  • применять оператор присваивания

  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран

  • выполнять арифметические операции над переменными

  • организовать диалоговые окна сообщений

  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов

  • создавать простые графические редакторы

  • определять результат программы по ее описанию



  1. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (10 часов)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

  • Практическая работа № 29 «Бросание мячика в площадку»

  • Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»

  • Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»

  • Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»

Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия моделирования, формализации, визуализации

  • основные этапы моделирования

  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними

Уметь:

  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности

  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей

  • строить информационные модели систем управления

  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях


  1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (3 часа)

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации

  • что такое информационная культура

  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни

  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий


ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)


Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ
























63



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!