МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОДОСИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________________________________________
141851 Московская область, Дмитровский г.о., п. Подосинки
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ______________/С.Н. Корягин/
«___»_______________20____г.
Приказ от «___» ____________
№ В - _________
Рабочая программа
по предмету Информатика и ИКТ
Класс 7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г
ФИО учителя: Казаров Сергей Рубенович,
2022 – 2023 учебный год
п.Подосинки, Дмитровский г.о.
Московская область
Рабочая программа по информатике 7 класс
Рабочая программа по информатике составлена с учетом основной образовательной программы по информатике, авторской программы по информатике Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика 7-9 классы. Примерная рабочая программа» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. В ходе реализации программы используется учебник Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика: учебник для 7 класса» - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018 г. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса на конец учебного года
-
1. В направлении личностного развития:
-
В основу достижения учащимися личностных результатов обучения по информатике в 7 классе заложено формирование основ духовно-нравственного воспитания, в том числе:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
2. В метапредметном направлении:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
3. В предметном направлении:
Тема | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Информация и информационные процессы | -
приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике; -
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); -
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; -
оперировать единицами измерения количества информации; -
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.) | -
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; -
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; -
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита; -
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | -
называть функции и характеристики основных устройств компьютера; -
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; -
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; -
классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); | -
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, правилах организации индивидуального информационного пространства; -
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; -
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. |
Обработка графической информации | -
знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с программными системами и сервисами указанных типов; -
умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. | -
закрепить представления о требованиях техники безопасности гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; -
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений; -
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. |
Обработка текстовой информации | -
применять основные правила создания текстовых документов; -
использовать средства автоматизации информационной -
деятельности при создании текстовых документов; | -
закрепить представления о требованиях техники безопасности гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; -
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений; -
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. |
Мультимедиа | | |
Содержание программы
-
Информация и информационные процессы. 10 ч. 1 контрольная работа.
Информация и ее свойства. Информационные процессы (сбор, обработка, хранение, передача информации), Всемирная паутина. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Представление информации. Двоичное кодирование. Измерение информации.
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
Материалы для развития функциональной, информационной, математической, грамотности: развитие креативных способностей учащихся через задания творческого характера; выполнение заданий, которые отражают определенные закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира; развитие способностей учащихся строить цепочки рассуждений, то есть научиться строить многоэтапные рассуждения и учитывать последствия каждого совершенного действия. Программное обеспечение для проведения занятий.
Развитие функциональной грамотности: Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов, стр. 5
-
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 6 ч. 1 контрольная работа.
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Программное обеспечение компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов. Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://office.microsoft.com/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
https://www.computer-museum.ru
Материалы для развития функциональной, информационной, математической, грамотности: развитие креативных способностей учащихся через задания творческого характера; выполнение заданий, которые отражают определенные закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира; развитие способностей учащихся строить цепочки рассуждений, то есть научиться строить многоэтапные рассуждения и учитывать последствия каждого совершенного действия. Программное обеспечение для проведения занятий.
Развитие функциональной грамотности: Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов, стр. 25
-
Обработка графической информации. 4 ч.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Компьютерный практикум
Практическая работа 3.1 «Работа с графическими примитивами»
Практическая работа 3.2 «Выделение и удаление фрагментов»
Практическая работа 3.3 «Перемещение фрагментов»
Практическая работа 3.4 «Преобразование фрагментов»
Практическая работа 3.5 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов»
Практическая работа 3.6 «Создание надписей»
Практическая работа 3.7 «Копирование фрагментов»
Практическая работа 3.8 «Работа с несколькими файлами»
Практическая работа 3.9 «Получение копии экрана»
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://ru.openoffice.org/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
http://www.gimp.org/
Материалы для развития функциональной, информационной, математической, грамотности: развитие креативных способностей учащихся через задания творческого характера; выполнение заданий, которые отражают определенные закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира; развитие способностей учащихся строить цепочки рассуждений, то есть научиться строить многоэтапные рассуждения и учитывать последствия каждого совершенного действия. Программное обеспечение для проведения занятий.
Развитие функциональной грамотности: Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов, стр. 38
-
Обработка текстовой информации. 9 ч. 1 контрольная работа.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Компьютерный практикум
Практическая работа 4.1 «Ввод символов»
Практическая работа 4.2 «Правила ввода текста»
Практическая работа 4.3 «Вставка символов»
Практическая работа 4.4 «Замена символов»
Практическая работа 4.5 «Поиск и замена»
Практическая работа 4.6 «Удаление фрагментов»
Практическая работа 4.7 «Перемещение фрагментов»
Практическая работа 4.8 «Копирование фрагментов»
Практическая работа 4.9 «Склеивание и разрезание строк»
Практическая работа 4.10 «Изменение свойств символов»
Практическая работа 4.11 «Индексы»
Практическая работа 4.12 «Варианты формирования символов»
Практическая работа 4.13 «Варианты подчеркивания»
Практическая работа 4.14-4.15 «Формирование абзацев»
Практическая работа 4.16 «Вставка специальных символов и формул»
Практическая работа 4.17 «Создание списков»
Практическая работа 4.18 «Создание таблиц»
Практическая работа 4.19 «Создание схем»
Практическая работа 4.20 «Итоговая работа»
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://ru.openoffice.org/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
http://office.microsoft.com/
Материалы для развития функциональной, информационной, математической, грамотности: развитие креативных способностей учащихся через задания творческого характера; выполнение заданий, которые отражают определенные закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира; развитие способностей учащихся строить цепочки рассуждений, то есть научиться строить многоэтапные рассуждения и учитывать последствия каждого совершенного действия. Программное обеспечение для проведения занятий.
Развитие функциональной грамотности: Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов, стр. 49
-
Мультимедиа. 3 ч.
Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Что такое презентация. Создание мультимедийной презентации. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов
Компьютерный практикум
Практическая работа 5.1-5.2
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://ru.openoffice.org/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
http://office.microsoft.com/
Материалы для развития функциональной, информационной, математической, грамотности: развитие креативных способностей учащихся через задания творческого характера; выполнение заданий, которые отражают определенные закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира; развитие способностей учащихся строить цепочки рассуждений, то есть научиться строить многоэтапные рассуждения и учитывать последствия каждого совершенного действия. Программное обеспечение для проведения занятий.
Развитие функциональной грамотности: Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов, стр. 73
-
Повторение. 2 ч. 1 контрольная работа.
ЦОР: http://www.fipi.ru/view
http://www.klyaksa.net/
http://www.oszone.net/
http://office.microsoft.com/
http://ru.openoffice.org/
http://eorhelp.ru
https://intuit.ru
http://www.gimp.org/
https://www.computer-museum.ru
Согласно предлагаемой программе, применяются разнообразные методы обучения (проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, объяснительный, иллюстративный) и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышающие их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс. Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения используются как традиционные технологии (классно-урочная система), так и образовательные технологии по ФГОС: ИКТ, здоровье сберегающие технологии, технология проблемного и интегрированного обучения, игровые и групповые технологии, технология уровневой дифференциации, технология развивающего обучения
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с применением современных ИКТ. Кроме того, реализация программы предусматривает использование разнообразных форм внеурочной учебной работы по информатике (проведение конкурсов рефератов, творческих работ, компьютерных презентаций), а также создает условия для успешной организации проектной деятельности школьников по информатике.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. |
Тема 1. Информация и информационные процессы. 10 ч. 1 контрольная работа. |
-
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. |
-
| Информация и ее свойства |
-
| Информационные процессы. Обработка информации |
-
| Информационные процессы. Хранение и передача информации. |
-
| Всемирная паутина как информационное хранилище |
-
| Представление информации |
-
| Дискретная форма представления информации |
-
| Единицы измерения информации. |
-
| Решение задач по теме «Информация и информационные процессы» |
-
| Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 6 ч. 1 контрольная работа. |
-
| Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. |
-
| Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. |
-
| Системы программирования и прикладное программное обеспечение. |
-
| Файлы и файловые структуры. |
-
| Пользовательский интерфейс. |
-
| Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
Тема 3. Обработка графической информации. 4 ч. 9 практических работ. |
-
| Формирование изображения на экране компьютера. Практическая работа 3.1;3.2;3.3;3.4. |
-
| Компьютерная графика. Практическая работа 3.5;3.6;3.7;3.8; |
-
| Создание графических изображений. Практическая работа 3.9;3.10;3.11;3.12. |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». |
Тема 4. Обработка текстовой информации. 9 ч. 1 контрольная работа. 20 практических работ. |
-
| Текстовые документы и технологии их создания. |
-
| Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа 4.1- 4.9. |
-
| Прямое форматирование. Практическая работа 4.10-4.13. |
-
| Стилевое форматирование. Практическая работа 4.14-4.15. |
-
| Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа 4.16;4.17;4.18. |
-
| Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа 4.19, 4.20. |
-
| Оценка количественных параметров текстовых документов. |
-
| Практическая работа. Оформление реферата История вычислительной техники. |
-
| Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации» |
Тема 5. Мультимедиа. 3 ч. 2 практические работы. |
-
| Технология мультимедиа. Практическая работа 5.1 |
-
| Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации. Практическая работа 5.2 |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» |
Тема 6. Повторение. 2 ч. 1 контрольная работа. |
-
| Итоговая контрольная работа |
-
| Обобщение за курс 7 класса. |