СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе курса «Биология» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Биология» 6 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл» И.Н.Пономарёвой и др.

(концентрический курс)

 

Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), . 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе курса «Биология» 6 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Биология» 6 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл» И.Н.Пономарёвой и др.

(концентрический курс)


Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), . Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф» авторов И.Н. Пономарёвой и других. Соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения МКОУ Филиппенковской ООШ с. Филиппенково на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г).

Курс биологии 6 класса нацелен на формирование у учащихся представлений о царстве растений, посвящен их изучению и продолжает развивать общую концепцию: системно структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 7 лабораторных работ и 1 экскурсия, предусмотренные авторской программой и дополнена 2 лаборатрными работами ,1 экскурсией.. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно –деятельностного подхода , который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих) . Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения , курса «Биологии» 5 класса.




Цели и задачи курса


Цели основного общего образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной из старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменения в социальной ситуации, развития и ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развитие подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носители ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки.

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями; учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Основными задачами курса являются:

  1. пробуждение интереса к естественным наукам, и к биологии в частности;

  2. формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса — пробудить интерес к естественнонаучным дисциплинам, в том числе к биологии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.


Общая характеристика учебного предмета.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:


1.формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

2.овладение научным подходом к решению различных задач;

3.овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

4.овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

5.воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

6.формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


Место учебного предмета в учебном плане.


Учебный предмет биология относится к естественнонаучным дисциплинам. В 6 классе изучается в объёме 35 часов (1 час в неделю), лабораторных работ – 9 , практических работ - 2 , экскурсий – 2.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

В учебно – тематическом плане имеет место несовпадение с распределением часов данной рабочей программы с авторской программой по биологии для основной школы по некоторым разделам, но не более 20% всего учебного времени с учетом специфики изучения отдельных тем, имеющих профессиональную или экологическую направленность, а также учтено резервное время с учетом особенностей учащихся, их приоритета, творческого потенциала данного класса для более качественного усвоения материала и реализации главной мисси нашей школы: максимальное удовлетворение потребностей учащихся в образовании.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности , уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.




Результаты изучения предмета

Личностные:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметные

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Содержание курса .


Раздел 1. Наука о растениях – ботаника. (4ч.)


Наука о растениях ботаника.Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Листопад.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост, питание, дыхание, выделение, обмен веществ.. Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие основные (фотосинтезирующая, запасающая). Функции основных видов ткани. Царства органического мира и место растений в нем. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.



Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. 

Практические работы.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке. 
Демонстрации.

Приборы и оборудование.

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Микропрепараты различных растительных тканей

Классификация организмов.

Многообразие видов растений.

Приспособление растений к среде обитания.

Строение растительной клетки.

Ткани растительного организма (на примере покрытосеменных). 




Раздел 2. Органы растений (9ч.)


Семя.Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Демонстрации:

Строение семени однодольного и двудольного растения.

Лабораторная работа.№ 1. Изучение строения семени фасоли.


Корень.Типы корневых систем, виды корней, зоны корня. Виды корней: главный боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения. Рост корня, геотропизм. Видоизменение корней. Значение корней в природе.

Лабораторная работа № 2 « Строение корня проростка».

Демонстрации:

Типы корневых систем.

Анатомическое строение корня.

Видоизменения корней.



Побег и почки.

Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа.№ 3. Строение вегетативных и генеративных почек.

Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев. Лист его строение и значение. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев-приспособление к условиям жизни.

Лабораторная работа.№ 4 . Внешнее строение листа


Стебель .

Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля. Стебель, его строение и значение. Внешнее строение стебля Функции стебля. Рост стебля в толщину.. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань

Лабораторная работа. № 5 . Внешнее и внутреннее строение стебля.

.Видоизменения надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа. № 6 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

Цветок генеративный орган.

Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения.

Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним. Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка.

Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов. Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко орех, коробочка, стручок, боб.

Способы распространения плодов: с помощью ветра с помощью животных.

Лабораторная работа. № 7 «Изучение плодов цветкового растения».

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Строение вегетативных и генеративных почек.

Внешнее строение листа.

Типы листьев.

Анатомическое строение листа.

Видоизменения листьев.

Строение побега.

Типы побегов.

Анатомическое строение стебля древесного растения.

Видоизменения побегов.

Строение цветка.

Типы соцветий.

Типы плодов.

Приспособления растений к распространению плодов и семян. 



Контрольная работа № 1.» Органы цветковых растений.»


Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч.)


Минеральное питание растений . Значение воды в жизни растений.

Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.

Воздушное питание растений . Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе. Воздушное питание растений. Локализация процессов.

Условия и необходимые вещества и продукты.

АВТОТРОФЫ. ГЕТЕРОТРОФЫ.


Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания . Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.


Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашин и его открытие двойного оплодотворения.

Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.


Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в сельском хозяйстве .

Его виды и биологическая роль в природе.

Использование вегетативного размножения.

Лабораторная работа № 8 «Черенкование комнатных растений».

Рост – количественное изменение , развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы .

Практические работы:

Черенкование комнатных растений.

Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. 
Демонстрации.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений. 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Контрольная работа № 2. « Основные процессы жизнедеятельности растений.»


Раздел 4. Многообразие растительного мира (8ч.).


Систематика растений, ее значение для ботаники.

Бинарные названия. Заслуга Линнея. Классификация растений. Понятия «таксон», «систематика»., «классификация»

Признаки царства Растения. Высшие, низшие растения.Отделы растений.

Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли. Слоевище, ризоиды.

Места обитания и распространение.Значение водорослей в природе и жизни человека.

Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах. Основные признаки мхов.

Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лён и сфагнум.

Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения моховидных растений»..


Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении. Основные признаки папоротников.

Многообразие папоротников.

Голосеменные растения Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны.

Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (ель, сосна).

Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения. Жизненные формы

Семейства класса Двудольные.

Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Признаки класса Двудольные.

Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные и плодовоягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Семейства класса Однодольные.

Злаки, Луковые, Лилейные. Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения.

Демонстрации .

Строение одноклеточной водоросли.

Многообразие водорослей.

Строение и размножение кукушкина льна.

Строение и размножение папоротниковидных.

Строение хвойных растений.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Многообразие голосеменных растений.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Растения разных отделов, семейств, видов .


Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.




Раздел 5. Историческое развитие растительного мира.(3ч.)


Историческое развитие растительного мира.

Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособление к условиям существования

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Этапы эволюции растений.

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. 



Раздел 5. Природные сообщества. (3ч.)


Биогеоценоз. Экосистема. Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ. Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. 


Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ. Экскурия « Природные сообщества. Весенние явления в жизни растений.». Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества. 

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. 


Практические работы: 
Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.



+ 1 час резервного времени(обобщающий урок,подведение итогов учебного года.летние задания).



Структура курса.


п/п


раздел

Количество часов

1.


наука о растениях – ботаника .

4


2.


ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ .


9

3.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ .


7

4.

многообразие растительного мира .


8

5.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА .


3

6.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА .


3

7.

заключение .летние задания..


1

Итого


35



Перечень лабораторных работ.


Тема


1

Лабораторная работа № 1. Изучение строения семени фасоли.


2.

Лабораторная работа № 2. Строение корня проростка.


3.

Лабораторная работа № 3. Строение вегетативных и генеративных почек.


4.

Лабораторная работа № 4. Внешнее строение листа.


5.

Лабораторная работа № 5. Внешнее и внутренне строение стебля.


6

Лабораторная работа № 6 Особенности строения корневища, клубня и луковицы.

7

.

Лабораторная работа № 7. Изучение плодов цветкового растения.

8

Лабораторная работа № 8. Черенкование комнатных растений.

9

Лабораторная работа № 9. Изучение внешнего строения моховидных растений.



Перечень контрольных работ.


Тема

Вид проверки


1.

Органы цветковых растений.


Контрольная работа № 1

2.

Основные процессы жизнедеятельности растений.


Контрольная работа № 2




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1.Книгопечатная продукция:

  • Пономарева И.Н. и др. Биология: 5-9 класс: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012

  • Учебник Пономарева И.И. Биология. 6 класс. для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Вентана-Граф, 2013 г

  • «Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Биология 5 - 9 классы», М.: Просвещение,2011 год.

  • « Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», М.: Просвещение,2011 год.


2.Цифровые и электронные образовательные ресурсы.

  • Электронное пособие CD “Биологические следования»

  • ММ пособие «Биологи. 5-9 класс. Природоведение».

  • ММ пособие «Биология 5-9 класс. Живой организм».

  • ММ пособие «Биология 5-9 класс. Многообразие живых организмов».


3.Технические средства обучения.

  • Монитор

  • Колонки

  • Информационный проектор

  • Проекционный экран

  • Системный блок

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Микроскоп электронный

  • Микроскоп школьный 2П-3М

  • Биологические микролаборатории

  • Термометр

  • Микролаборатория


5.Натуральные объекты.

  • Гербарий растений разных групп



  • Набор муляжей плодов



6.Электронные ресурсы.

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 1998-2001.

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

  5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  6. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

  3. http://plant.geoman.ru/ - Растения

  4. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

  5.  www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

  6. www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный








Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

1. признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений,

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

3. объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

4.изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

5.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

6.выявлять приспособления организмов к среде обитания;

7.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

8.определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

9.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

10.проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

2.соблюдения правил поведения в окружающей среде;

3.выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.












Критерии оценивания


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.






20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей