Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» для 5-9 классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2 г.Болотного (Содержательный раздел, п.2.2).
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г) и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
При составлении рабочей программы по предмету использовались:
- Программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений, допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников, одобрены РАО. Авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов /учебно-методическое пособие составитель Г.М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015 г/
- УМК предметная линия учебников «Вертикаль» авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа 2015 г., Линия «Вертикаль»
2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс Учебник / М.: Дрофа 2015 г, Линия «Вертикаль»
3. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.Дрофа, 2015г.
4. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
5. Каменский А. А. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г
- Количество часов, предусмотренных на этапе освоения основного общего образования: 280 ч. В том числе: в 5 классе — 35 ч, в 6 классе — 35 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 72 ч, в 9 классе — 68 ч.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Целью изучения биологии является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека, получение общих представлений о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Задачами курса является:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений,
- значении этих организмов в природе и жизни человека, развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
- формирование понятия о необходимости охраны животных.
- показать человека как биосоциальное существо,
- сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи
- изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
- развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
- воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
- применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
Рабочая программа включает в себя три раздела:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.