Рабочая программа соответствует авторской программе курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов)- М.: Дрофа, 2014. Авторская программа рассчитана на 35 часов. В соответствии с учебно-календарным графиком школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа по биологии для 5 класса рассчитана на 36 часов, дополнительные часы (3 часа из авторской программы) и 1час (согласно учебно-календарному графику) добавлены на повторение ранее изученных тем.
В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Цель:
формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей.
Задачи:
систематизировать знания обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
осваивать знания о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
уметь применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческих способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологическими экспериментами, работы с различными источниками информации;
воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе.
Технологии обучения:
обучение на основе «проблемных ситуаций»;
проектная деятельность;
уровневая дифференциация;
информационно - коммуникационные технологии;
интерактивные технологии, используемые в школе;
технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
Формы контроля:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
Тематическое планирование
№п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
| Введение | 6 часов |
| Клеточное строение организмов | 10 часов |
| Царство Бактерии | 2 часа |
| Царство Грибы | 5 часов |
| Царство Растения | 9 часов |
| Повторение материала | 4 часа |
Итого | 36 часов |
Содержание предмета
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы.
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы и микроскопа (об).
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника(об).
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей(об).
Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов (об).
Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей(об).
Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (об).
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Требования к планируемым результатам освоения программы
Предметные УУД.
Обучающиеся научатся:
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
давать общую характеристику бактериям и грибам;
отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
отличать съедобные грибы от ядовитых;
определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
работать с лупой и микроскопом;
давать общую характеристику растительного царства;
объяснять роль растений биосфере;
давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Обучающиеся получат возможность научиться:
характеризовать экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения;
объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
распознавать различные виды тканей.
объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
Личностные УУД.
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за российскую биологическую науку;
правила поведения в природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
любовь к природе.
Обучающиеся получат возможность сформировать:
право каждого на собственное мнение;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
умение слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Краткая характеристика основных видов деятельности | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (6 часов) |
| Биология - наука о живой природе | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Знакомство с учебником, работа с текстом и иллюстрациями | 03.09-07.09 | 03.09 |
| Методы исследования в биологии | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами | 10.09-14.09 | 10.09 |
| Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | 17.09-21.09 | 17.09 |
| Среды обитания живых организмов | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | 24.09-28.09 | 24.09 |
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | 01.10-05.10 | 01.10 |
| Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | Работают в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничают с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии | 08.10-09.10 | 08.10 |
Клеточное строение организмов (10 часов) |
| Устройство увеличительных приборов. Лаб.раб. №1 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними» | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | 15.10-19.10 | 15.10 |
| Устройство увеличительных приборов Лаб.раб.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы и микроскопа» (об) | Отрабатывают навыки работы с увеличительными приборами, работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками при обсуждении и выполнении лабораторной работы | 22.10-26.10 | 22.10 |
| Строение клетки Лаб.раб.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | 29.10-09.11 | 29.10 |
| Пластиды Лаб.раб.№4 «Рассматривание под микроскопом пластид в клетках» (об) | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Изучают их под микроскопом, схематически изображают строение клеток в тетради, работают с текстом и иллюстрациями учебника | 12.11-16.11 | 12.11 |
| Химический состав клетки | Знакомятся с химическим составом клетки, наблюдают за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждают их результаты; работают с текстом и иллюстрациями учебника. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества | 19.11-20.11 | 19.11 |
| Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | 26.11-30.11 | 26.11 |
| Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | 03.12-07.12 | 03.12 |
| Деление клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | 10.12-14.12 | 10.12 |
| Понятие «ткань». Лаб.раб.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (об) «Клеточное строение организмов» Тест 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | 17.12-21.12 | 17.12 |
| Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | 24.12-28.12 | 24.12 |
Царство Бактерии (2 часа) |
| Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятель-ность | Выделяют существенные признаки бактерий | 09.01-18.01 | 14.01 |
| Роль бактерий в природе и жизни человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | 21.01-25.01 | 21.01 |
Царство Грибы (5 часов) |
| Общая характеристика грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | 28.01-01.02 | 28.01 |
| Шляпочные грибы Лаб.раб. №6 «Строение тел шляпочных грибов» (об) | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | 04.02-08.02 | 04.02 |
| Плесневые грибы и дрожжиЛаб.раб. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведѐнным в учебнике изображением | 11.02-15.02 | 11.02 |
| Грибы-паразиты | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | 18.02-19.02 | 18.02 |
| Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы | 25.02-01.03 | 25.02 |
Царство Растения (9 часов) |
| Тест 2 «Грибы» Ботаника-наука о растениях | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | 04.03-07.03 | 04.03 |
| Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лаб.раб.№7 «Строение зеленых водорослей»(об) | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с учебными материалами, определяя представителей водорослей. Работают с микроскопом | 11.03-15.03 | 11.03 |
| Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | 18.03-29.03 | 22.03 |
| Лишайники | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | 25.03-29.03 | 25.03 |
| Мхи, папоротники, хвощи, плавуны Лаб.раб.№8 «Строение мха, спороносного хвоща и папоротника» (об) | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений. Объясняют их роль в природе и жизни человека | 01.04-05.04 | 01.04 |
| Голосеменные растения Лаб.раб. №9 «Строение хвои и шишек хвойных» | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | 08.04-09.04 | 08.04 |
| Покрытосемен-ные растения Лаб.раб. №10 «Строение цветкового растения» | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | 15.04-19.04 | 15.04 |
| Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | 22.04-26.04 | 22.04 |
| Обобщающий урок по пройденным темам | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают еѐ, переводят из одной формы в другую | 29.04-30.04 | 29.04 |
Повторение материала (4 часа) |
| Повторение по теме «Клеточное строение организмов» | Отрабатывают навыки работы с увеличительными приборами, работают с текстом и иллюстрациями учебника | 06.05-08.05 | 06.05 |
| Повторение по теме «Бактерии» | Выделяют существенные признаки бактерий | 13.05-17.05 | 13.05 |
| Повторение по теме «Грибы» | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | 20.05-24.05 | 20.05 |
| Повторение по теме «Растения» | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | 27.05-30.05 | 27.05 |
График контрольных, лабораторных работ
Тема | Дата |
Лаб.раб. №1 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними» | 15.10 |
Лаб.раб.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | 29.10 |
Тест 1 «Клеточное строение организмов» | 17.12 |
Лаб.раб. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей» | 11 .02 |
Тест 2 «Царство Грибы» | 04.03 |
Лаб.раб. №9 «Строение хвои и шишек хвойных» | 08.04 |
Лаб.раб. №10 «Строение цветкового растения» | 15.04 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Пасечник В. В. и др. Рабочие программы. Биология 5-9 классы, пособие для учителей/М. «Дрофа», 2014
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.
Электронное приложение к учебникам УМК В.В. Пасечника
Интерактивные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).
Список литературы
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2016 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Диагностические работы / М.: Дрофа, 2016 г.
Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997
Журнал «Биология для школьников»
13