СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник "Дрофа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся 5 класса, В.В. Пасечник "Бактерии, грибы, растения" Вертикаль "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник "Дрофа"»

Рабочая программа соответствует авторской программе курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов)- М.: Дрофа, 2014. Авторская программа рассчитана на 35 часов. В соответствии с учебно-календарным графиком школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа по биологии для 5 класса рассчитана на 36 часов, дополнительные часы (3 часа из авторской программы) и 1час (согласно учебно-календарному графику) добавлены на повторение ранее изученных тем.

В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Цель:

формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей.

Задачи:

  • систематизировать знания обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

  • осваивать знания о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

  • уметь применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

  • развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческих способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологическими экспериментами, работы с различными источниками информации;

  • воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе.

Технологии обучения:

обучение на основе «проблемных ситуаций»;

проектная деятельность;

уровневая дифференциация;

информационно - коммуникационные технологии;

интерактивные технологии, используемые в школе;

технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;

Формы контроля:

1. Тестовые задания (7- 15 мин).

2. Устный опрос (7-15 мин)


Тематическое планирование


№п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Введение

6 часов

Клеточное строение организмов

10 часов

Царство Бактерии

2 часа

Царство Грибы

5 часов

Царство Растения

9 часов

Повторение материала

4 часа

Итого

36 часов

Содержание предмета

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы и микроскопа (об).

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника(об).

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей(об).

Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов (об).

Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей(об).

Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (об).

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Требования к планируемым результатам освоения программы


Предметные УУД.


Обучающиеся научатся:

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

  • работать с лупой и микроскопом;

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений биосфере;

  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

  • распознавать различные виды тканей.

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.






Метапредметные УУД.


Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.


Личностные УУД.

У обучающихся будут сформированы:

  • чувство гордости за российскую биологическую науку;

  • правила поведения в природе;

  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

  • любовь к природе.

Обучающиеся получат возможность сформировать:

  • право каждого на собственное мнение;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

  • умение слушать и слышать другое мнение.





























Календарно-тематическое планирование



№п/п

Наименование разделов и тем

Краткая характеристика основных видов деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Знакомство с учебником, работа с текстом и иллюстрациями

03.09-07.09

03.09

Методы исследования в биологии

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами

10.09-14.09

10.09

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

17.09-21.09

17.09

Среды обитания живых организмов

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

24.09-28.09

24.09

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

01.10-05.10

01.10

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.


Работают в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничают с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии

08.10-09.10

08.10

Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов. Лаб.раб. №1 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними»

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

15.10-19.10

15.10

Устройство увеличительных приборов Лаб.раб.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы и микроскопа» (об)

Отрабатывают навыки работы с увеличительными приборами, работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками при обсуждении и выполнении лабораторной работы

22.10-26.10

22.10

Строение клетки Лаб.раб.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

29.10-09.11

29.10

Пластиды Лаб.раб.№4 «Рассматривание под микроскопом пластид в клетках» (об)

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Изучают их под микроскопом, схематически изображают строение клеток в тетради, работают с текстом и иллюстрациями учебника

12.11-16.11

12.11

Химический состав клетки

Знакомятся с химическим составом клетки, наблюдают за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждают их результаты; работают с текстом и иллюстрациями учебника. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества

19.11-20.11

19.11

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

26.11-30.11

26.11

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

03.12-07.12

03.12

Деление клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

10.12-14.12

10.12

Понятие «ткань». Лаб.раб.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (об) «Клеточное строение организмов» Тест 1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

17.12-21.12

17.12

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

24.12-28.12

24.12

Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятель-ность

Выделяют существенные признаки бактерий

09.01-18.01

14.01

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

21.01-25.01

21.01

Царство Грибы (5 часов)

Общая характеристика грибов

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

28.01-01.02

28.01

Шляпочные грибы Лаб.раб. №6 «Строение тел шляпочных грибов» (об)

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

04.02-08.02

04.02

Плесневые грибы и дрожжиЛаб.раб. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведѐнным в учебнике изображением

11.02-15.02

11.02

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

18.02-19.02

18.02

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

25.02-01.03

25.02

Царство Растения (9 часов)

Тест 2 «Грибы» Ботаника-наука о растениях

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

04.03-07.03

04.03

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лаб.раб.№7 «Строение зеленых водорослей»(об)

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с учебными материалами, определяя представителей водорослей. Работают с микроскопом

11.03-15.03

11.03

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

18.03-29.03

22.03

Лишайники

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

25.03-29.03

25.03

Мхи, папоротники, хвощи, плавуны Лаб.раб.№8 «Строение мха, спороносного хвоща и папоротника» (об)

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений. Объясняют их роль в природе и жизни человека

01.04-05.04

01.04

Голосеменные растения Лаб.раб. №9 «Строение хвои и шишек хвойных»

Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


08.04-09.04

08.04

Покрытосемен-ные растения Лаб.раб. №10 «Строение цветкового растения»

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

15.04-19.04

15.04

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

22.04-26.04

22.04

Обобщающий урок по пройденным темам

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают еѐ, переводят из одной формы в другую

29.04-30.04

29.04

Повторение материала (4 часа)

Повторение по теме «Клеточное строение организмов»

Отрабатывают навыки работы с увеличительными приборами, работают с текстом и иллюстрациями учебника

06.05-08.05


06.05

Повторение по теме «Бактерии»

Выделяют существенные признаки бактерий

13.05-17.05

13.05

Повторение по теме «Грибы»

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

20.05-24.05

20.05

Повторение по теме «Растения»

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

27.05-30.05

27.05





График контрольных, лабораторных работ


Тема

Дата

Лаб.раб. №1 «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними»

15.10

Лаб.раб.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

29.10

Тест 1 «Клеточное строение организмов»

17.12

Лаб.раб. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей»

11 .02

Тест 2 «Царство Грибы»

04.03

Лаб.раб. №9 «Строение хвои и шишек хвойных»

08.04

Лаб.раб. №10

«Строение цветкового растения»

15.04


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Пасечник В. В. и др. Рабочие программы. Биология 5-9 классы, пособие для учителей/М. «Дрофа», 2014

Пасечник В. В. Биология.  Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.  5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

Электронное приложение к учебникам УМК В.В. Пасечника

Интерактивные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Список литературы

Пасечник В. В. Биология.  Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.  5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.  5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2016 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.  5 класс. Диагностические работы / М.: Дрофа, 2016 г.

Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997

Журнал «Биология для школьников»

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!