Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кванхидатлинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО _________/_______________/ Протокол № от «___»________2020 г | Согласовано Зам. дир. по УВР МКОУ «Кванхидатлинская ООШ» __________Сайгидинова А.И. «___»________2020 г | Утверждаю Директор МКОУ «Кванхидатлинская ООШ» _________Магомеднабиев Ш.С. Приказ № / от «___»________2020г |
РАБОЧАПЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 класс
Предмет: Биология
Класс : 6
Уровень: Базовый
Срок реализации: 2020-2021г.
Учитель : Сайгидинова А.И.
Планирование составлено на основе: Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы, программы курса биологии составителя Палядьевой Г. М. «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. – 383. к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5-9 классы».
Учебник: «Биология 6 кл. Линия жизни: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2014.»
Количество часов: 68 ч.
Кванхидатли 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования по биологии 5—9 классы предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк ; издательство «Просвещение». Программа ориентирована на работу учебно-методич. комплекту: В. В.Пасечник Биология 5-6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций под ред. В.В. Пасечника. - М.: Просвещение, 2014.
Основные цели: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, закономерностях; приобретение опыта использования биологической науки для изучения живых организмов: наблюдение за живыми объектами; проведение несложных биологических экспериментов; формирование основ экологической грамотности. В 6 кл. обучающиеся, получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений , о значении этих организмов в природе в природе и жизни человека
В программе обозначено целеполагание предметного курса на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В 6 классе на изучение отводится 1 час в неделю (34ч), еще 1 час (34ч.) выделено из регионального компонента базисного плана, соответственно 34 учебные нед. ( 68ч).В примерной рабочей программе 6 класс предусмотрено проведение лабораторных работ - 7.
Планируемые результаты освоения учебного процесса.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС основного общего образования:
Личностными по биологии являются:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процесс образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами по биологии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и составляющими исследовательской и проектной деятельности,
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- формирование системы научных знаний о живой природе т закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения не сложных экспериментов для изучения живыхорганизмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Жизнедеятельность организмов.
Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Питание растений. Удобрение. Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, угл. газа, Значение фотосинтеза. Питание бактерий., грибов. Питание животных. Дыхание ,его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в организмах ,его значение. Кровеносная система животных. Выделение продуктов обмена их организма, их значение.
Размножение, рост, и развитие организмов.
Размножение, рост, и развитие организмов. Размножение, его роль в преемственности поколений, расселение организмов. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие организмов.
Регуляция жизнедеятельности организмов.
Регуляция жизнедеятельности организмов. Регуляция у растений. Нейрогуморальная регуляция у животных. Поведение организмов. Движение организмов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество уроков | В том числе |
Лаборат.-практич. контрольн.работы |
1. | Жизнедеятельность организмов | 28 | 24 | 4 | |
2. | Размножение, рост и развитие организмов. | 12 | 10 | 2 | |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 13 | 12 | 1 | |
4 | Итоговый контроль | 1 | | | 1 |
5 | Защита проектов | 4 | 4 | | |
6 | Летнее задание | 2 | 2 | | |
7 | Опытническая работа на участке | 1 | 1 | | |
8 | Экскурсии в природу | 2 | 2 | | |
9. | Резерв | 5 | 5 | | |
10 | ИТОГО | 68 | | 7 | 1 |
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника 6 класс.
В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник)
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс
В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Гапанюк/авт.-сост. Т.В. Петрова.- Волгоград: Учитель, 2016
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия (словари, энциклопедии, справочники по биологии).
Формирование универсальных действий в основной шеоле: от действия к мысли. Система заданий: порсобие для учителя/ А. Г. Асмолов( и др); под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещения, 20011.
Интернет-ресурсы.
Образовательный портал.- Режим доступа:www.urok.ru
Учебно-методический портал .Режим доступа : http.\\www.uchmet.ru\
Календарно- тематическое планирование по биологии 6 класс на 2020-2021 учебный год.
№ урока в четверти | № урока в году | Тема | дата |
Планируемая | Фактическая |
Жизнедеятельность организмов( 28час) | | |
1 | 1 | Обмен веществ- главный признак жизни | | |
2 | 2 | Почвенное питание растений | | |
3 | 3 | Удобрения | | |
4 | 4 | Правила внесения удобрений | | |
5 | 5 | Фотосинтез | | |
6 | 6 | Лаборат.работа № 1,2 «Образование органических веществ в процессе фотосинтеза», «Образование кислорода в процессе фотосинтеза» | | |
7 | 7 | Значение фотосинтеза | | |
8 | 8 | Питание бактерий | | |
9 | 9 | Питание грибов | | |
10 | 10 | Симбиоз бактерий и грибов | | |
11 | 11 | Питание животных. Гетеротрофное питание. | | |
12 | 12 | Растительноядные животные | | |
13 | 13 | Плотоядные и | | |
14 | 14 | Всеядные животные. | | |
15 | 15 | Хищные растения | | |
16 | 16 | Газообмен между организмом и окружающей средой. | | |
17 | 17 | Дыхание, его роль в жизни организмов. | | |
18 | 18 | Дыхание животных | | |
19 | 19 | Дыхание растений | | |
20 | 20 | Лаборат.работа № 3 «Выделение углекислого газа при дыхании» | | |
21 | 21 | Передвижение веществ в организмах. | | |
22 | 22 | Передвижение веществ у растений | | |
23 | 23 | Лаборат.работа № 4 «Передвижение веществ по побегу растений» | | |
24 | 24 | Передвижение веществ у животных | | |
25 | 25 | Освобождение организмов от вредных продуктов жизнедеятельности. | | |
26 | 26 | Выделение у растений | | |
27 | 27 | Выделение у животных | | |
28 | 28 | Обобщающий урок. Жизнедеятельность организмов. Тест | | |
Размножение, рост и развитие организмов (12 час) |
29 | 1 | Размножение организмов. | | |
30 | 2 | Значение размножения. Лаборат.работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений» | | |
31 | 3 | Бесполое размножение | | |
32 | 4 | Половое размножение | | |
33 | 5 | Рост-свойство живых организмов. | | |
34 | 6 | Лаборат.работа № 6 «Определение возраста деревьев по спилу» | | |
35 | 7 | Развитие-свойство живых организмов. | | |
36 | 8 | Индивидуальное развитие | | |
37 | 9 | Развитие с метаморфозом | | |
38 | 10 | Влияние токсических веществ на индивидуальное развитие | | |
39 | 11 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека | | |
40 | 12 | Обобщающий урок «Размножение, рост и развитие организмов» тест | | |
Регуляция жизнедеятельности организма ( 13час) |
41 | 1 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | | |
42 | 2 | Биоритмы в жизни организмов | | |
43 | 3 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов | | |
44 | 4 | Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. | | |
45 | 5 | Рефлекс - основа нервной регуляции | | |
46 | 6 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных | | |
47 | 7 | Лаборат.работа №7 Изучение поведения аквариумных рыб на раздражители и формирования у них рефексов» | | |
48 | 8 | Поведение организмов | | |
49 | 9 | Поведение | | |
50 | 10 | Движение организмов | | |
51 | 11 | Передвижение многоклеточных животных. | | |
52 | 12 | Организм- единое целое | | |
53 | 13 | Обобщающий урок. Регуляция жизнедеятельности организма. Тест | | |
54 | 1 | Контрольная работа по курсу «Биология» | | |
55 | 2 | Наблюдение за живыми организмами | | |
56 | 3 | Защита проектов | | |
57 | 4 | Защита проектов | | |
58 | 5 | Защита проектов | | |
59 | 6 | Экскурсии в природу. | | |
60 | 7 | Экскурсии в природу. | | |
61 | 8 | летние задания | | |
62 | 9 | летние задания | | |
63 | 10 | Опытническая работа на участке | | |
64-68 | 11- 15 | 5ч резерв | | |
Итого: 68 ч.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника 6 класс.
В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник)
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс
В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Гапанюк/авт.-сост. Т.В. Петрова.- Волгоград: Учитель, 2016
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия (словари, энциклопедии, справочники по биологии).
Формирование универсальных действий в основной шеоле: от действия к мысли. Система заданий: порсобие для учителя/ А. Г. Асмолов( и др); под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещения, 20011.
Интернет-ресурсы.
Образовательный портал.- Режим доступа:www.urok.ru
Учебно-методический портал .Режим доступа : http.\\www.uchmet.ru\