ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2008 г., основной образовательной программы МБОУ Пролетарская СОШ., программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов.(Автор - составитель Пасечник В.В. – Москва «Дрофа» 2013г.) Основной учебник « Биология: Многообразие покрытосеменных растений.» М.: Дрофа, 2016г.
- автор Пасечник В.В.( - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; ( в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38). Согласно Федерального государственного образовательного стандарта, на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов, в неделю – 1 час. В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий, фактически запланировано 34 часа. Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения темы: «Природные сообщества. Взаимосвязь в природном сообществе» урок № 34 и тему: «Развитие и смена природных сообществ. урок № 35.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты изучения курса «Биология 6 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество | Сроки |
часов |
1 | Строение покрытосеменных растений | 15 | |
2 | Жизнь растений | 11 | |
3 | Классификация растений | 7 | |
4 | Природные сообщества | 2 | |
| ИТОГО | 35 | |
ГРАФИК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Авторы КАЛИНОВАГ.С., МЯГКОВА А.Н. Издательский центр «Вентана – Граф» г. Москва 2012 год
№ | Тема контроля | сроки | Вид контроля |
план | факт |
1 | Многообразие покрытосеменных растений | | | Контрольная работа № 1 |
2 | Размножение растений. | | | Контрольная работа № 2 |
3 | Классификация растений . | | | Контрольная работа № 3 |
ПРОГРАММНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ и ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
№ | Тема практической работы | Сроки |
1 | Определение всхожести семян растений и их посевов. | |
2 | Вегетативное размножение комнатных растений. | |
| | |
| Темы лабораторных работ | |
1 | Лабораторная работа. №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений». | |
2 | Лабораторная работа. № 2. «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.». | |
3 | Лабораторная работа. № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски» | |
4 | Лабораторная работа. № 4. «Строение почек. Расположение почек на стебле» | |
5 | Лабораторная работа. № 5. «Листья простые и сложные., их жилкование и листорасположение». | |
6 | Лабораторная работа. № 6. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» | |
7 | Лабораторная работа. № 7 «Внутреннее строение ветки дерева» | |
8 | Лабораторная работа № 8. «Изучение видоизмененных побегов» | |
9 | Лабораторная работа. № 9 «Изучение строения цветка». | |
10 | Лабораторная работа. № 10. «Ознакомление с различными видами соцветий» | |
11 | Лабораторная работа. № 11. «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | |
12 | Лабораторная работа № 12. «Передвижение воды и питательных веществ в растении.» | |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока по план | Программный материал (тема урока) | Количество часов | Виды контроля | Сроки |
По плану | фактически |
Строение покрытосеменных растений (15 часов) |
1 | Строение семян. Лабораторная работа. №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений». | 1 | Лабор. раб № 1 | | |
2 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа. № 2. «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.». | 1 | Лабор. раб № 2 | | |
3 | Зоны (участки) корня Лабораторная работа. № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски» | 1 | Лабор. раб № 3 | | |
4 | Условия прорастания и видоизменения корня. | 1 | | | |
5 | Побег и почки. Лабораторная работа. № 4. «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1 | Лабор. раб № 4 | | |
6 | Внешнее строение листа Лабораторная работа. № 5. «Листья простые и сложные., их жилкование и листорасположение». | 1 | Лабор. раб № 5 | | |
7 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа. № 6. Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» | 1 | Лабор. раб № 6 | | |
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листа. | 1 | | | |
9 | Строение стебля. Лабораторная работа. № 7 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | Лабор раб. № 7. | | |
10 | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 8. «Изучение видоизмененных побегов» | 1 | Лабор. раб № 8 | | |
11 | Цветок Лабораторная работа. № 9 «Изучение строения цветка». | 1 | Лабор. раб № 9 | | |
12 | Соцветия. Лабораторная работа. № 10. «Ознакомление с различными видами соцветий» | 1 | Лабор. раб. № 10 | | |
13 | Плоды. Лабораторная работа. № 11. «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | 1 | Лабор. раб. № 11 | | |
14 | Распространение плодов. | | | | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме: «Многообразие покрытосеменных растений». | 1 | Контр. раб № 1 | | |
Жизнь растений ( 11 часов) |
16 | Минеральное питание растений. | 1 | | | |
17 | Фотосинтез. | 1 | | | |
18 | Дыхание растений | 1 | | | |
19 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | | | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 12. «Передвижение воды и питательных веществ в растении.». | 1 | Лабор. раб № 12. | | |
21 | Прорастание семян. Практическая работа №1 Определение всхожести семян растений и их посевов. | 1 | Прак. раб № 1 | | |
22 | Способы размножения растений. | 1 | | | |
23 | Размножения споровых растений. | 1 | | | |
24 | Размножения семенных растений | 1 | | | |
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа № 2. Вегетативное размножение комнатных растений. | 1 | Прак. раб № 2 | | |
26 | Контрольная работа № 2 по теме: Размножение растений | 1 | Контр. раб № 2 | | |
Классификация растений ( 7 часов) |
27 | Систематика растений. | 1 | | | |
28 | Семейство крестоцветные и розоцветные. | 1 | | | |
29 | Семейство пасленовых и мотыльковых. | 1 | | | |
30 | Семейство сложноцветные | 1 | | | |
31 | Класс однодольные Семейство злаковые и лилейные. | 1 | | | |
32 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. | 1 | | | |
33 | Контрольная работа № 3 по теме: Классификация растений | 1 | Контр. раб № 3 | | |
Природные сообщества ( 2 часа) |
34 35 | Природные сообщества. Взаимосвязь в природном сообществе. Развитие и смена природных сообществ Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | | | |
7