СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя, как инструмент работы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2013 г.

Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 3–е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2015 г.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя, как инструмент работы.»

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





« Утверждаю »

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от _______________№_______

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

среднего общего образования

10 класс



Количество часов: 70ч (2ч в неделю)

Учитель: Никулина Е.В.





Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2013 г.

Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 3–е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2015 г.







  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения биологии учащиеся 10 класса должны

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

  • сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;

уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать биологические задачи разной сложности;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).













  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы . Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

2.КЛЕТКА (21 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

3.ОРГАНИЗМ (38 ч)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты

Повторение – 6ч.

Лабораторные работы:

№1. «Сравнение строения клеток растений и животных»;

№2. «Составление простейших схем скрещивания»;

№3. «Решение элементарных генетических задач»;

№4. «Решение генетических задач»;

№5. «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»; развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№п/п

Раздел/ тема урока


Кол-во

часов

дата

по плану

факт

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.-5ч

1

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. ТБ.

1

03.09

03.09

2

Система биологических наук

1

06.09

06.09

3

Сущность жизни. Основные свойства живой материи.

1

10.09

10.09

4

Живая природа, как сложно организованная иерархическая система.

1

13.09

13.09

5

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

1

17.09

17.09

Раздел 2. Клетка.-21ч

6

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна.

1

20.09

20.09

7

Основные положения современной клеточной теории.

1

24.09

24.09

8

Единство элементного химического состава живых организмов.

1

27.09

27.09

9

Неорганические вещества. Вода, минеральные соли.

1

01.10

01.10

10

Органические вещества клетки. Белки. Ферменты – биологические катализаторы.

1

04.10

04.10

11

Органические вещества клетки. Жиры.

1

08.10

08.10

12

Органические вещества клетки. Углеводы.

1

11.10

11.10

13

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке.

1

15.10

15.10

14

Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

1

18.10

18.10

15

Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

1

22.10

22.10

16

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные части клетки, их функции.

1

25.10

25.10

17

Основные органоиды клетки, их функции.

1

29.10

29.10

18

Основные отличия в строении животной и растительной клеток

1

01.11

01.11

19

Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных».

1

15.11

15.11

20

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.

1

19.11

19.11

21

Прокариотическая клетка. Строение бактериальной клетки.

1

22.11

22.11

22

ДНК – носитель наследственной информации.

1

26.11

26.11

23

Биосинтез белка.

1

29.11

29.11

24

Вирусы – неклеточные формы жизни.

1

03.12

03.12

25

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

1

06.12

06.12

26

Проверочная работа по теме «Клетка»

1

10.12

10.12

Раздел 3. Организм.-38ч

27

Многообразие организмов.

1

13.12

13.12

28

Энергетический обмен – катаболизм, его этапы.

1

17.12

17.12

29

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.

1

20.12

20.12

30

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

24.12

24.12

31

Обобщающий урок «обмен веществ и энергии в клетке»

1

27.12

27.12

32

Деление клетки. Митоз.

1

31.12

31.12

33

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1

17.01

17.01

34

Половое размножение, его формы

1

21.01

21.01

35

Образование половых клеток.

1

24.01

24.01

36

Мейоз, биологическое значение.

1

28.01

28.01

37

Оплодотворение у животных и растений.

1

31.01

31.01

38

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

1

04.02

04.02

39

Обобщающий урок «размножение организмов»

1

07.02

07.02

40

Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза.

1

11.02

11.02

41

Постэмбриональные периоды развития животных. причины нарушения развития организма.

1

14.02

14.02

42

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

1

18.02

18.02

43

Периоды постэмбрионального развития человека.

1

21.02

21.02

44

Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

1

25.02

25.02

45

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

28.02

28.02

46

Г. Мендель – основоположник генетики. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».

1

04.03

04.03

47

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя.

1

07.03

07.03

48

Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание.

1

11.03

11.03

49

Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя.

1

14.03

14.03

50

Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач».

1

18.03

18.03

51

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

1

21.03

21.03

52

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

1

04.04

04.04

53

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач»

1

08.04

08.04

54

Обобщающий урок «генетика, основные закономерности наследственности»

1

11.04

11.04

55

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

1

15.04

15.04

56

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»

1

18.04

18.04

57

Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации

1

22.04

22.04

58

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

25.04

25.04

59

Обобщающий урок «закономерности изменчивости»

1

29.04

29.04

60

Основы селекции: методы и достижения.

1

02.05

02.05

61

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

06.05

06.05

62

Основные достижения и направления развития современной селекции.

1

13.05

13.05

63

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

16.05

16.05

64

Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции».

1

20.05

20.05

Повторение-6ч

65

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе»

1

23.05

23.05

66

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система»

1

27.05

27.05

67

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система» «Наследственность и изменчивость»

3

30.05

30.05

В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 70 учебных часов, а за 67 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.

По программе запланировано:

Обобщающих уроков – 8:

1. «Химический состав клетки»;

2. «Обмен веществ и энергии в клетке»;

3. «Размножение организмов»;

4. «Индивидуальное развитие организмов»;

5. «Генетика, основные закономерности наследственности»;

6. «Закономерности изменчивости»;

7. «Генетика. Основы селекции»;

8. «Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса»

Проверочных работ – 1 по теме «Клетка»





























СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./

от________201_г №______ подпись


________________________ _____ ________________201__г

подпись руководителя МС дата








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!