Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
среднего общего образования
10 класс
Количество часов: 70ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2013 г.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 3–е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2015 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии учащиеся 10 класса должны
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы . Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
2.КЛЕТКА (21 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
3.ОРГАНИЗМ (38 ч)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты
Повторение – 6ч.
Лабораторные работы:
№1. «Сравнение строения клеток растений и животных»;
№2. «Составление простейших схем скрещивания»;
№3. «Решение элементарных генетических задач»;
№4. «Решение генетических задач»;
№5. «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»; развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п | Раздел/ тема урока | Кол-во часов | дата |
по плану | факт |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.-5ч |
1 | Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. ТБ. | 1 | 03.09 | 03.09 |
2 | Система биологических наук | 1 | 06.09 | 06.09 |
3 | Сущность жизни. Основные свойства живой материи. | 1 | 10.09 | 10.09 |
4 | Живая природа, как сложно организованная иерархическая система. | 1 | 13.09 | 13.09 |
5 | Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. | 1 | 17.09 | 17.09 |
Раздел 2. Клетка.-21ч |
6 | Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. | 1 | 20.09 | 20.09 |
7 | Основные положения современной клеточной теории. | 1 | 24.09 | 24.09 |
8 | Единство элементного химического состава живых организмов. | 1 | 27.09 | 27.09 |
9 | Неорганические вещества. Вода, минеральные соли. | 1 | 01.10 | 01.10 |
10 | Органические вещества клетки. Белки. Ферменты – биологические катализаторы. | 1 | 04.10 | 04.10 |
11 | Органические вещества клетки. Жиры. | 1 | 08.10 | 08.10 |
12 | Органические вещества клетки. Углеводы. | 1 | 11.10 | 11.10 |
13 | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. | 1 | 15.10 | 15.10 |
14 | Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. | 1 | 18.10 | 18.10 |
15 | Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки» | 1 | 22.10 | 22.10 |
16 | Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные части клетки, их функции. | 1 | 25.10 | 25.10 |
17 | Основные органоиды клетки, их функции. | 1 | 29.10 | 29.10 |
18 | Основные отличия в строении животной и растительной клеток | 1 | 01.11 | 01.11 |
19 | Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных». | 1 | 15.11 | 15.11 |
20 | Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. | 1 | 19.11 | 19.11 |
21 | Прокариотическая клетка. Строение бактериальной клетки. | 1 | 22.11 | 22.11 |
22 | ДНК – носитель наследственной информации. | 1 | 26.11 | 26.11 |
23 | Биосинтез белка. | 1 | 29.11 | 29.11 |
24 | Вирусы – неклеточные формы жизни. | 1 | 03.12 | 03.12 |
25 | Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | 1 | 06.12 | 06.12 |
26 | Проверочная работа по теме «Клетка» | 1 | 10.12 | 10.12 |
Раздел 3. Организм.-38ч |
27 | Многообразие организмов. | 1 | 13.12 | 13.12 |
28 | Энергетический обмен – катаболизм, его этапы. | 1 | 17.12 | 17.12 |
29 | Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. | 1 | 20.12 | 20.12 |
30 | Пластический обмен. Фотосинтез. | 1 | 24.12 | 24.12 |
31 | Обобщающий урок «обмен веществ и энергии в клетке» | 1 | 27.12 | 27.12 |
32 | Деление клетки. Митоз. | 1 | 31.12 | 31.12 |
33 | Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. | 1 | 17.01 | 17.01 |
34 | Половое размножение, его формы | 1 | 21.01 | 21.01 |
35 | Образование половых клеток. | 1 | 24.01 | 24.01 |
36 | Мейоз, биологическое значение. | 1 | 28.01 | 28.01 |
37 | Оплодотворение у животных и растений. | 1 | 31.01 | 31.01 |
38 | Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 1 | 04.02 | 04.02 |
39 | Обобщающий урок «размножение организмов» | 1 | 07.02 | 07.02 |
40 | Прямое и непрямое развитие. Основные этапы эмбриогенеза. | 1 | 11.02 | 11.02 |
41 | Постэмбриональные периоды развития животных. причины нарушения развития организма. | 1 | 14.02 | 14.02 |
42 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | 1 | 18.02 | 18.02 |
43 | Периоды постэмбрионального развития человека. | 1 | 21.02 | 21.02 |
44 | Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие организмов». | 1 | 25.02 | 25.02 |
45 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 1 | 28.02 | 28.02 |
46 | Г. Мендель – основоположник генетики. Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | 04.03 | 04.03 |
47 | Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. | 1 | 07.03 | 07.03 |
48 | Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание. | 1 | 11.03 | 11.03 |
49 | Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя. | 1 | 14.03 | 14.03 |
50 | Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач». | 1 | 18.03 | 18.03 |
51 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. | 1 | 21.03 | 21.03 |
52 | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | 1 | 04.04 | 04.04 |
53 | Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач» | 1 | 08.04 | 08.04 |
54 | Обобщающий урок «генетика, основные закономерности наследственности» | 1 | 11.04 | 11.04 |
55 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. | 1 | 15.04 | 15.04 |
56 | Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений» | 1 | 18.04 | 18.04 |
57 | Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации | 1 | 22.04 | 22.04 |
58 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1 | 25.04 | 25.04 |
59 | Обобщающий урок «закономерности изменчивости» | 1 | 29.04 | 29.04 |
60 | Основы селекции: методы и достижения. | 1 | 02.05 | 02.05 |
61 | Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | 06.05 | 06.05 |
62 | Основные достижения и направления развития современной селекции. | 1 | 13.05 | 13.05 |
63 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | 16.05 | 16.05 |
64 | Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции». | 1 | 20.05 | 20.05 |
Повторение-6ч |
65 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука о живой природе» | 1 | 23.05 | 23.05 |
66 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система» | 1 | 27.05 | 27.05 |
67 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система» «Наследственность и изменчивость» | 3 | 30.05 | 30.05 |
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 70 учебных часов, а за 67 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
По программе запланировано:
Обобщающих уроков – 8:
1. «Химический состав клетки»;
2. «Обмен веществ и энергии в клетке»;
3. «Размножение организмов»;
4. «Индивидуальное развитие организмов»;
5. «Генетика, основные закономерности наследственности»;
6. «Закономерности изменчивости»;
7. «Генетика. Основы селекции»;
8. «Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса»
Проверочных работ – 1 по теме «Клетка»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата