Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
среднего общего образования
11 класс
Количество часов: 68ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2013 г.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. 3–е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2015 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии учащиеся 11 класса должны
знать/понимать:
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах интернет) и критически её оценивать.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Раздел 1. Вид (36 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы:
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы:
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.
Раздел 2. Экосистемы (25 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Лабораторные и практические работы:
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия:
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
Резервное время — 5 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ урока | Название темы/раздела | кол-во часов | дата |
по плану | факт |
Введение | 1 | | |
1 | Введение. ТБ в кабинете биологии. | 1 | 05.09 | 05.09 |
Раздел 1. Вид | 36 | | |
2 | История эволюционных идей. | 1 | 06.09 | 06.09 |
3 | Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. | 1 | 12.09 | 12.09 |
4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | 13.09 | 13.09 |
5 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 1 | 19.09 | 19.09 |
6 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор. | 1 | 20.09 | 20.09 |
7 | Эволюционная теория: борьба за существование и естественный отбор | 1 | 26.09 | 26.09 |
8 | Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира | 1 | 27.09 | 27.09 |
9 | Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | 03.10 | 03.10 |
10 | Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. | 1 | 04.10 | 04.10 |
11 | Синтетическая теория эволюции. | 1 | 10.10 | 10.10 |
12 | Движущие силы эволюции. | 1 | 11.10 | 11.10 |
13 | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. | 1 | 17.10 | 17.10 |
14 | Адаптации организмов к условиям обитания. | 1 | 18.10 | 18.10 |
15 | Видообразование как результат эволюции. | 1 | 24.10 | 24.10 |
16 | Практическая работа №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 | 25.10 | 25.10 |
17 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | 31.10 | 31.10 |
18 | Обобщение по теме «Микроэволюция» | 1 | 01.11 | 01.11 |
19 | Главные направления эволюционного процесса | 1 | 14.11 | 14.11 |
20 | Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса» | 1 | 15.11 | 15.11 |
21 | Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов | 1 | 21.11 | 21.11 |
22 | Доказательства эволюции органического мира. | 1 | 22.11 | 22.11 |
23 | Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | 1 | 28.11 | 28.11 |
24 | Проверочная работа по теме «Эволюционное учение» | 1 | 29.11 | 29.11 |
25 | Развитие представлений о возникновении жизни. | 1 | 05.12 | 05.12 |
26 | Гипотезы о происхождении жизни | 1 | 06.12 | 06.12 |
27 | Современные представления о возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. | 1 | 12.12 | 12.12 |
28 | Эволюция растительного мира | 1 | 13.12 | 13.12 |
29 | Эволюция животного мира | 1 | 19.12 | 19.12 |
30 | Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле» | 1 | 20.12 | 20.12 |
31 | Гипотезы происхождения человека. | 1 | 26.12 | 26.12 |
32 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | 27.12 | 27.12 |
33 | Эволюция человека. Основные этапы. | 1 | 16.01 | 16.01 |
34 | Эволюция человека. Л/р №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства» | 1 | 17.01 | 17.01 |
35 | Расы человека. Происхождение человеческих рас. | 1 | 23.01 | 23.01 |
36 | Видовое единство человечества. | 1 | 24.01 | 24.01 |
37 | Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» | 1 | 30.01 | 30.01 |
Раздел 2. Экосистемы | 25 | | |
38 | Организм и среда. предмет и задачи экологии. | 1 | 31.01 | 31.01 |
39 | Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. | 1 | 06.02 | 06.02 |
40 | Закономерности влияния экологических факторов на организмы. | 1 | 07.02 | 07.02 |
41 | Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. | 1 | 13.02 | 13.02 |
42 | Урок-семинар «Экологические факторы» | 1 | 14.02 | 14.02 |
43 | Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 | 20.02 | 20.02 |
44 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | 1 | 21.02 | 21.02 |
45 | Пищевые связи. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме» | 1 | 27.02 | 27.02 |
46 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | 28.02 | 28.02 |
47 | Игра «Биотоп» | 1 | 06.03 | 06.03 |
48 | Влияние человека на экосистемы. | 1 | 07.03 | 07.03 |
49 | Практическая работа №2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | 1 | 13.03 | 13.03 |
50 | Искусственные сообщества - агроценозы. | 1 | 14.03 | 14.03 |
51 | Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Экскурсия | 1 | 20.03 | 20.03 |
52 | Обобщающий урок «структура экосистем» | 1 | 21.03 | 21.03 |
53 | Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. | 1 | 03.04 | 03.04 |
54 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. | 1 | 04.04 | 04.04 |
55 | Биологический круговорот веществ | 1 | 10.04 | 10.04 |
56 | Обобщающий урок «Биосфера» | 1 | 11.04 | 11.04 |
57 | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 1 | 17.04 | 17.04 |
58 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. | 1 | 18.04 | 18.04 |
59 | Правила поведения в природной среде | 1 | 24.04 | 24.04 |
60 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов | 1 | 25.04 | 25.04 |
61 | Обобщающий урок «Экосистемы» | 1 | 02.05 | 02.05 |
62 | Проверочная работа: «Экосистемы» | 1 | 08.05 | 08.05 |
Заключение | 1 | | |
63 | Обобщение знаний. Решение генетических задач. | 1 | 15.05 | 15.05 |
Резервное время | 5 | | |
64 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | 1 | 16.05 | 16.05 |
65 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» Решение экологических задач | 1 | 22.05 | 22.05 |
66 | Экскурсия «Многообразие видов» (окрестности школы) | 3 | 23.05 | 23.05 |
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 68 учебных часов, а за 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
По программе запланировано:
лабораторных работ - 3,
практических работ – 3,
экскурсий – 1,
обобщающих уроков – 7,
проверочных работ – 3.
Лабораторные работы:
«Описание особей вида по морфологическому критерию»;
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;
«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;
Практические работы:
«Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Экскурсия:
1. «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.) экосистемы»
Обобщающие уроки:
1. «Микроэволюция»
2. «Эволюционное учение»
3.«Развитие жизни на Земле»
4. «структура экосистем»
5. «Биосфера»
6. «экосистемы»
7. Обобщение знаний.
Проверочные работы:
1. «Эволюционное учение»;
2. «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;
3. «Экосистемы».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата