СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению, УМК "Гармония", 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению, УМК"Гармония", 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению, УМК "Гармония", 3 класс.»

Литературное чтение

1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы . к кандидата пед. наук, доцента О. Т. Поглазовой. Содержание программы полностью соответствует содержанию авторской учебного предмета.


Нормативно-правовые документы


Данная программа разработана на основе следующих документов:

-Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,

-приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

-от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

-от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-от 08.06.2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10);

-Устав ОУ;

-Учебный план МБОУ СОШ с. Тербуны на 2015 -2016 уч. год

- Приказ № 49 от 31.08.2015 г. «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования »

Настоящая рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

- Методические рекомендации Кубасова О.В. «Литературное чтение»

- Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.


Цели обучения литературному чтению:


Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного)произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие

личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

   В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР_ТЕКСТ_ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.


Задачи обучения:

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию,

самокритичности.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


2. Общая характеристика учебного предмета


Так как речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 3 классе 140 часов (4часа в неделю, 35 учебных недель).

В том числе: проверочных работ – 8, тестов-6.

Неурочная деятельность – 28 часов: проектов – 5, конференция – 2, экскурсий-4, образовательных путешествий- 7, игровая деятельность-5, театральная деятельность- 5.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»


В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности как формирование

· всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

· потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

· читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

· готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

· обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

· внимание к личности писателя;

· бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

· наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).


5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные задачи:

формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоува­жения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаи­вать свою позицию, самокритичности;

развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных социальных и эстетических ценностей;

формирование гражданской идентичности личности;

осознание себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Ро­дины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллек­тивизма;

развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;

приобщение к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравствен­ному опыту человечества;

формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературно­го чтения с другими школьными предметами;

развитие ценностно-смысловой сферы личности;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;

выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

формирование положительной мотивации к чтению;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худо­жественной литературы;

развитие воссоздающего воображения;

обучение адекватному восприятию читаемого;

обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литера­турных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике;

совершенствование всех сторон навыка чтения;

формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;

развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к со­держанию и форме литературного произведения;

обучение основам литературного анализа художественных произведений разной ви­дожанровой принадлежности;

освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

формирование умения определять художественную ценность литературного произ­ведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);

обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адек­ватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;

овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопе­диях, в Интернете;

развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живо­писью, театром, кино, музыкой);

обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;

развитие литературных способностей.

Коммуникативные УУД:

уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

готовность  оказать  помощь товарищу;

планировать учебное сотрудничество;

согласовывать  действия с партнером; пересказывать  прочитанное;  

создавать  текст  по образцу,  по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).


6. Содержание учебного предмета


Труд человека кормит, а лень портит (13 ч.)

Р.Сеф «Лопата».Е.Карганова «Лекарство без рецепта»К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Е.Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться». Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С.Маршак «Старуха, дверь закрой!»Е.Шварц «Сказка И.Крылов «Стрекоза и муравей»Дж.Р.Киплинг «Отчего у Верблюда горб», африканская сказка «Лентяйка», Грузинская сказка «Голубой ковер», Р. Сеф «Странное дело»

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (11 ч.)

Итальянская сказка «Новая юбка». С.Маршак «Не так» Русская народная сказка «Как мужик гусей делил», Русская народная сказка «Дочь-семилетка»,Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая», Армянская сказка «Золотые яблоки», Кир Булычев «Авгиева лаборатория»

Унылая пора! Очей очарованье!.. (7 ч.)

К.Бальмонт «Осень». И.Соколов-Микитов «Листопадничек» Ф.Тютчев «Листья». А.Фет «Ласточки пропали…» К.Паустовский «Барсучий нос» А.Пушкин «Осень» М.Лермонтов «Осень». А.Толстой «Осень». Н.Некрасов «Славная осень». А.Майков «Осень».

Много хватать — своё потерять (5 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке», Я.Аким «Жадина». В.Зотов «Бабушкин халат», Дж.Родари «Солнце и туча

Тайное всегда становится явным (7 ч.)

В.Драгунский «Тайное становится явным», Н.Носов «Огурцы», В.Осеева «Почему?»,

Шведская сказка «Принцесса-лгунья» , Л.Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы... (4 ч.)


С.Маршак «Урок вежливости», И.Пивоварова «Вежливый ослик».

Б.Заходер «Очень вежливый индюк», В.Осеева «Волшебное слово»

Снег летает и сверкает... (10 ч.)

С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу», И. Никитин «Весело сияет…»;

А. Пушкин «Зимний вечер».Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»;А. Блок «Ветхая избушка»,И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»; С. Черный «На коньках». В. Драгунский «Кот в сапогах»., С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает».

Каждый своё получил (18 ч.)

Эстонская сказка «Каждый свое получил», Латышская сказка «Два брата», Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро». Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» И.Крылов «Чиж и Голубь», Л.Толстой «Белка и волк», «Комар и лев» Индийская сказка «Мак»,

Г.Ладонщиков «В старой сказке». Русская народная сказка «Баба Яга» Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка», Б Заходер «Серая звездочка», Английская сказка «Хромая Молли», Чешская сказка «Златовласка», итальянская сказка «Дары феи Кренского озера», Л. Чарская «Живая перчатака», Ю. Мориц «Песенку про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (7 ч.)

Волшебные литературные сказки; Ю. Мориц «Разговаривали вещи»,Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,Х. К. Андерсен «Ель».Е. Пермяк «Некрасивая ёлка».Е. Клюев «Сказки простого карандаша».

За доброе дело стой смело (7 ч.)

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».Н. Артюхова «Трусиха»;

Э. Киселева «Мальчик-Огонек», Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад».С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Книги о подвигах.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (17 ч.)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство», Б. Емельянов «Мамины руки», Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки», О. Дриз «Книга», Г. Фаллада «История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы», Н. Артюхова «Трудный вечер», М. Зощенко «Золотые слова»; Черногорская сказка «Милош находит мать», Адыгейская сказка «Птица- правда», испанская сказка «Разноцветная бабочка», Л. Петрушесвская «Сказка о часах», рнс «Подземные царства», Г. Виеру «Мамин день».

Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы».

И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха».Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А. Плещеев «Весна»; «Весна».К. Паустовский «Стальное колечко».

А. Майков «Ласточка примчалась…»; А. Толстой «Звонче жаворонка пенье»; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»; А. Чехов «Весной», Н. Сладков «Ивовый пир», я Аким «Апрель», А. Блок «Вербочки», Л. Чарская «Дивные звуки», Е Благинина «Черемуха».

Любовь — волшебная страна (10 ч.)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…».Н. Вагнер «Сказка».Братья Гримм «Рапунцель».

Французская сказка «Красавица и чудовище».Х. К. Андерсен «Ромашка». Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево», рнс «Перышко Финиста –яснасокола», польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанция», А. Фет «Облаком волнистым», Я. Полонский Песня», И. Тургенев «Воробей»

Чудесное — рядом (10 ч.)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березку русскую»; К. Паустовский «Заботливый цветок».

В. Жуковский «Родного неба милый свет…»; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга».

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел».В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»., белорусская сказка « Музыка- чародейник», итальянская сказка «Тайна Флорис», и Мазнин «Давайте дружить», Ю. Ким «Летучий ковер»














































7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

(на отдельных листах)

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Программно-методические материалы.

2. Рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, 

3.Хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь),

4. Фонохрестоматия.


2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www. km-school.ru

3. Официальный сайт УМК «Гармония»– Режим доступа http://www.umk-garmoniya.ru/

4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

6. Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool-Test (на сайте издательст­ва «Ассоциация XXI век»).


3. Наглядные пособия.

1. Комплект наглядных пособий «Портреты советских и зарубежных писателей».

2. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

4. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Экспозиционный экран.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!