Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования Луганской Народной Республики
«Свердловский лицей №1»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Свердловский лицей №1»
_______________Клещенко В.А.
«_____»__________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
базовый уровень
10-е классы
Составитель рабочей программы:
Асеева А.А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы использованы следующие нормативные документы:
Государственный образовательный стандарт основного общего образования ЛНР;
Статья 36 Временного Основного Закона Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. (с изменениями).
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ІІ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных программ (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углублённого и профильного уровня преподавания»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных учреждения Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году»
Приказ Управления образования Администрации г. Свердловска и Свердловского района Луганской Народной Республики от 30.01.2017г. №38 «О разработке примерных программ для образовательных учреждений по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»
Учебный план ГБОУ «Свердловский лицей №1» для основного общего / среднего общего образования на 2017-2018 учебный год
Программа составлена на основании:
2. Авторской программы курса «История Отечества» Т.Ю. Анпилоговой, Л.В. Благушиной для 6-11 классов, 2016 г.
3. Авторской программы Всеобщая история. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы – А.Вигасин, Г.Годер – М.: Просвещение, 2014 г.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины Отечественной и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли Отечества в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития государства и общества. Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующем государственном образовательном стандарте основного общего образования названы следующие задачи изучения истории в школе:
− формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
− овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли Отечества во всемирно-историческом процессе;
− воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
− развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
− формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
− идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития государственности, формирования государственной территории и единого многонационального народа, а также его основных символов и ценностей;
− рассмотрение истории Отечества как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
− ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
− воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании гражданской идентичности и патриотизма;
− общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
− формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Изучение учебного предмета «История Отечества. Всеобщая история» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Структурно предмет включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История Отечества. Всеобщая история» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социальнонравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие Отечества и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История Отечества. Всеобщая история». Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости Отечественной истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории Отечества и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях.
Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ученик должен знать/понимать:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Знать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
Ученик научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов;
использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;
проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.