Модуль 4.
Поиск инновационных психолого-педагогических технологий формирования инклюзивного пространства.
Содержание: Информационно-компьютерные технологии. Ассистивные технологии. Педагогические технологии.
Лекция.
Образовательные и воспитательные процессы все активнее и во все большей мере сдвигаются в пространство современных средств коммуникации, пространство Интернет. Высокий уровень сложности формирования и развития инклюзивного образования принуждает теоретиков и практиков искать инновационные технологии и способы их реализации. Инновационность относится не только к компьютерным, виртуальным, сетевым, материально-техническим, но и к собственно психологическим и педагогическим технологиям. В научной и практической литературе под технологическими инновациями инклюзии прежде всего имеют в виду ассистивные технологии, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), а также технологии дополненной, улучшенной реальности. Педагогические инновации подразумевают новые технологии межличностного взаимодействия. Таким образом, к инновационным психолого-педагогическим технологиям формирования инклюзивного образования следует отнести – 1) информационно-компьютерные технологии, 2) ассистирующие технологии, 3) педагогические технологии.
В этой связи рассмотрим инновационную инклюзивную деятельность в психолого-педагогическом аспекте.
Информационно-компьютерные технологии.
Информационно-компьютерные технологии позволяют:
Создавать условия для развития безбарьерной образовательной среды. С помощью ИКТ можно разрабатывать и реализовывать такие форматы включения как: вебинары, (веб-лекции, веб-уроки), веб-игры, веб-тестирование и т.д.
Развивать достаточный уровень адаптивности образовательного пространства.
Совершенствовать и корректировать сопровождающую деятельность на основе включения информационно-компьютерных технологий в инклюзивный процесс.
Развивать индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ.
Расширять возможность доступа к дополнительному образованию.
Способствовать реализации индивидуальных образовательных потребностей в изменяющихся организационных условиях.
Информационно-компьютерные технологии в инклюзивном образовании решают две базовые задачи – интерактивные и дистанционные.
Решение интерактивных задач позволяет:
Устанавливать, поддерживать и развивать коммуникативные контакты.
Включаться в разнообразные социальные отношения за счет расширения сетевого присутствия участников инклюзивного образования.
Развивать и формировать расширенный диапазон жизненных компетенций.
Формировать учебный и дидактический материал, отвечающий индивидуальной образовательной траектории конкретного обучающегося.
Создавать в учебной группе вариативные и экспериментальные ситуации.
Осуществлять объективную оценку результатов обучения.
Решение дистанционных задач позволяет:
Получать равный доступ к образованию.
Быть включенным в учебный процесс.
Снимать пространственные и временные барьеры в процессе обучения.
Ассистивные технологии, технологии улучшенной реальности.
Ассистивные технологии и технологии улучшенной реальности позволяют:
Снимать или облегчать физические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Снимать или облегчать психические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Снимать или облегчать психофизические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Преодолевать психологические и психосоматические барьеры;
Опорно-двигательные нарушения и расстройства;
Тактильные и сенсорные нарушения и расстройства;
Эмоционально-аффективные и волевые нарушения и расстройства;
Поведенческие нарушения и расстройства;
Когнитивные и речемыслительные нарушения и расстройства;
Нарушения и расстройства коммуникативной сферы.
Педагогические технологии
Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования основывается на следующих принципах:
- Разработка концептуальных проблем инклюзивного образования. Такая разработка имеет весьма широкий круг вопросов и включает в себя философию и теорию образования, собственные проблемы педагогики и психологии, поле междисциплинарных исследований;
- Анализ и применение педагогического опыта. Использование педагогических наработок позволяет конкретизировать условия и ситуации применимости, проанализировать полученные результаты и определить степень их применимости в условиях конкретной образовательной организации.
Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования должна учитывать исторический и передовой педагогический опыт, изменения, которые вносят в образовательное пространство информационно-компьютерные и ассистивные технологии, реальные трансформации социально-экономической среды.
Современные педагогические технологии находятся в ситуации, когда необходимо искать инновационные способы сочетания компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию на фоне бурного развития новых технологий.
В этой связи одним из наиболее продуктивных подходов в современной психологической и педагогической науке признается инклюзия через творческую деятельность. Так, видный российский специалист А.Ю. Шеманов отмечает: «В решение задачи формирования инклюзивной культуры в образовательной организации существенный вклад может внести дополнительное образование в области творческой деятельности. Дело в том, что такое образование имеет два важных аспекта: с одной стороны, оно является сферой реализации собственных интересов ребенка, с другой – средством поддержки его способности вносить уникальный и незаменимый вклад в культуру»1.
В этом смысле педагогические технологии становятся одновременно средой и проводником компьютерных и ассистивных технологий в инклюзивную среду образовательной организации. Поэтому главной задачей педагогических технологий является смысловое преобразование технических новшеств и их включение в обучающий процесс таким образом, чтобы они решали задачу развития инклюзивной среды. Педагогические технологии становятся своего рода плавильным тиглем, в котором возникает принципиально новая, то есть инновационная образовательная инклюзивная среда.
Задачей специалиста психолого-педагогического сопровождения в этом смысле выступает творческое преобразование технических достижений в образовательные смыслы. Такая работа относится ко всему комплексу работ, с которыми специалист сталкивается в зонах своей ответственности.
Во-первых, это касается организационного аспекта его работы. В данном случае специалист должен предусмотреть влияние новых технологий на психологическое состояние обучающегося с ОВЗ. Это означает, что задачи изучения и сопровождения влияний новых технических устройств на психологический климат и педагогические условия специалисту следует рассмотреть по всем пунктам ИУП и СИПР.
Во-вторых, это касается создания инклюзивной культуры образовательной организации. А.Ю. Шеманов в этой связи указывает: «формирование инклюзивной культуры в образовательной организации неслучайно рассматривается в качестве задачи, решение которой лежит в основании инклюзии и включает в себя, как полагают, принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям, сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества»2. Таким образом можно различать инклюзивное пространство (инклюзивную среду) и инклюзивную культуру образовательной организации. Если инклюзивная культура, как было указано, базируется на принятии инклюзивных ценностей, то есть предполагает формирование и реализацию ценностного аспекта инклюзии, то инклюзивное пространство (среда) означает формирование и развитие материально-технических, нормативно-правовых и организационных условий инклюзии.
Следует указать, что одним из эффективных средств формирования инклюзивной культуры образовательной организации является такая творческая деятельность, в которой в смешанных группах участвуют дети с ОВЗ и без ОВЗ выполняющие одно задание, действие, решающие общую задачу, совместно достигающие цели.
Совместность является определяющим условием развития инновационных педагогических технологий не только в творческой, но и в учебной деятельности. Так, например, педагогический опыт показывает высокую эффективность так называемых творческих лабораторий [1, с.380], в которых специалист сопровождения, ребенок и его родители совместно подготавливают творческую работу. Такой пример может быть распространен и на учебные ситуации в особо трудных вопросах.
Также одним из эффективных способов развития педагогических технологий в инклюзивном образовании является опыт наставничества. Дети с ОВЗ более старшего возраста могут помогать, обучать в мерах своей компетентности и опыта обучающихся с ОВЗ младшего возраста.
В любом случае специалист психолого-педагогического сопровождения должен помнить, что ограничения, который имеет особый ребенок, следует воспринимать как источник особых ресурсов психологического и педагогического развития. Как говорят сторонники нейро-лингвистического программирования, нет отрицательного ответа, любой ответ – это отклик на Ваше поведение, действие, слова. Изменяя, совершенствуя психологические и педагогические установки в работе с обучающимся с ОВЗ, можно добиться готовности нетипичного ребенка к полному включенному сотрудничеству.
Литература, рекомендуемая для обучения:
Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2015. – 528с.
Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // http://psyjournals.ru/files/81442/03_Shemanov_psyedu_1_2016.pdf
1 Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // http://psyjournals.ru/files/81442/03_Shemanov_psyedu_1_2016.pdf
2 Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // http://psyjournals.ru/files/81442/03_Shemanov_psyedu_1_2016.pdf
5