СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поиск толерантной позиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в форме "круглого стола" - тренинга.

Просмотр содержимого документа
«Поиск толерантной позиции»

ГБОУ Кировская многопрофильная гимназия









Классный час



В рамках Недели «Радуга толерантности», проведённый классным руководителем 8-А класса Мараховой Ольгой Дмитриевной



























19.11.2016 г



ТЕМА: Поиск толерантной позиции.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами то­лерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей. Сформировать представление о толерантном поведении.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунок-макет: Ромашка с лепестками, листы бумаги с фломастерами и ручками, макет: Дерево толерантности, листья, вырезанные из бумаги.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с учителя, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Сообщение темы и целей. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

3. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? У каждого есть бумага и карандаш.

Учитель: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

Учитель предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко­торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер.)

Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспек­ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес­ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче при­нимать инакость партнера.

А легко ли быть индивидуальным? Редко кто хочет выглядеть «белой вороной».

4. Упражнение «Белая ворона»

Одному ученику предлагается на некоторое время стать не таким, как все. Для этого ему необходимо делать всё противоположное тому, что делает группа. Группа повторяет все движения ведущего, например, поднимает руки, а «белая ворона» – опускает; если все смеются – «белая ворона» хмурится, ( хлопают в ладоши, подпрыгивают, встают, поворачиваются налево, поворачивают голову вправо, приседают, закрывают глаза, всем «жарко», «холодно», «испуг», жесты «не надо», «давай», «пойдем», «смирно» и т.д.) Через некоторое время ведущий говорит: «Это очень сложно – быть не таким, как все. Кто будет ему помогать?» Так появляются две «белые вороны». Потом их становится больше. Когда к «белой вороне» присоединится большинство, упражнение заканчивается.

5. Упражнение «пять добрых слов»

Каждый ученик обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет своё имя. Затем передаёт свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи»). Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернётся к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение.

6. Формулируем определение толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В четырнадцать лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? По­можем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вы­нести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.



7. Упражнение «Что такое толерантность»

Работа в группах. Прочитайте приведённые высказывания выдающихся людей о толерантности и обсудите их.

Карточка 1. «Достоинство человека заключается в том, чтобы любить того, кто его обижает» Марк Аврелий, древнеримский император и философ

Карточка 2. «Нам нужны реформы, а не революции. Нам нужно толерантное, усовершенствованное, более человечное общество» А. Сахаров, советский учёный в отрасли ядерной физики

Карточка 3. «Ваше мнение для меня глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов отдать свою жизнь» Вольтер, французский философ эпохи Просвещения

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

* Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

* Стремление к полноценной реализации своих способностей.

* Умение понимать и познавать других людей.

* Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде ромашки. Давайте изобразим ваши ответы в виде лепестков. Раздать «лепестки», на которых ребята пишут то, что они понимают под понятием «толерантность».

Терпимость к чужим мне- Прощение Уважение прав других

ниям, верованиям, поведе-

нию



Сострадание ТОЛЕРАНТНОСТЬ Сотрудничество,

дух партнерства





Принятие другого

таким, какой он есть Уважение человеческого

достоинства

Милосердие

8. Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

 Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.



9. Упражнение «Как проявлять толерантность?»

Проанализируйте ситуацию, выберите свой вариант ответа и объясните его. Дайте определение понятию «граница терпимости».

Ситуация 1

У Дмитрия нетипичная для мальчика причёска – слишком длинные волосы. Как должны относиться к этому те, кому такой стиль не нравится?

Варианты ответа:

* Постоянно демонстрировать своё негативное отношение, в резкой форме советовать изменить причёску.

* Исходить из того, что человек имеет право на самовыражение и может делать что угодно со своими волосами.

* Требовать придерживаться общепринятого стиля одежды и причёски на занятиях в школе.

Ситуация 2

Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как к этому относиться?

Варианты ответа:

* Осуждать эти поступки ученицы.

* Считать, что это – личное дело Оксаны и не вмешиваться.

* С пониманием относиться к проблеме Оксаны, постепенно побуждая её к учёбе.

Ситуация 3

Вадим постоянно проявляет неуважение к другу, плохо относится к своим товарищам. Как быть?

Варианты ответа:

* Пытаться избегать общения с Вадимом.

* Отвечать грубостью на грубость.

* «Глотать» обиды.





10. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности».

Выполняем Упражнение «пять добрых слов»