СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково – исследовательская работа: «Женщина в истории».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистационный проект, посвященный празднованию Дню Победы.

Просмотр содержимого документа
«Поисково – исследовательская работа: «Женщина в истории».»




Муниципальный конкурс, посвящённый Международному женскому дню 8 марта, «Женский чудный день весенний!»



Управление образования


МОУ «СОШ п. Новореченский»




«Подвиг Женщины - Учителя»


Поисково – исследовательская работа:

«Женщина в истории».

Номинация : Историческая








Автор :

Мартынова Елизавета

10 класс

Руководитель :

Симикина Светлана Александровна

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа п. Новореченский

Питерского района

Саратовской области»

Учитель русского языка

и литературы

2-61-97


2018 – 2019 уч. г.







Содержание

  1. Введение. 1

  2. Цель, задачи , этапы работы. Метод, объект, предмет исследования. 2

  3. Матвеева Анна Павловна . Война в жизни и судьбе. 3

  4. Заключение . 7

  5. Приложение 1 8

  6. Приложение 2 9

  7. Приложение 3 10

  8. Приложение 4 11

  9. Приложение 5 12

  10. Приложение 6 13

  11. Приложение 7 14

























Введение

Война - суровое время для всех школ нашей страны, для всех людей нашей страны, для всех женщин нашей страны. В эти годы они перенесли тяжелые испытания, с которыми всё — таки справились . Проблема существования и работы школы в годы Великой Отечественной войны является наименее исследованной в исторической науке. Поэтому выбор этой темы объясняется тем, что мне хочется узнать больше о жизни учителей ( именно женщин учителей) в годы Великой Отечественной войны. Интерес вызван еще тем, что в нашем посёлке жила замечательная учительница Матвеева Анна Павловна (бабушка моего классного руководителя). Как же ей жилось и работалось в эти трудные для страны годы ?

Наша страна готовится к Дню Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников . На уроках истории мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны. Роль женщины - труженицы». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, принёсших Победу . О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбе, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, о жизни женщины в годы Великой Отечественной войны и познакомить со своим исследованием как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я просмотрела и перечитала много книг о войне, о жизни женщин во время войны. Особенно мне понравились книги: Альберта Лиханова. Б. Васильева «А зори здесь тихие» . В этих книгах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне нравятся стихи В.С. Высоцкого о войне . Многие стихи переложены на песни. Например: «Песня о звездах», «Песни об одном воздушном бое», «Братские могилы». Эти книги и песни о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и женщин в военные годы, о Женщинах, которые очень много сделали для своей страны, для меня, для моего брата, для всех. Мне интересно было читать эти книги , в которых помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, от них щемит сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 74 года тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. После чтения этих книг, стихов я почувствовала благодарность к поколению ветеранов, ветеранов – женщин , которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронте. И вот такая труженица тыла - учительница Матвеева Анна Павловна, которая достойно прожила свою жизнь. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая в тяжёлое и страшное военное время учила ребятишек, таких, как я.

Научное значение работы заключается в описании условий жизни, работы в военные годы женщин, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.

Цель работы: доказать через изучение воспоминаний живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека - отражение судьбы страны; показать вклад тружениц тыла в победу над фашизмом.

При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с труженицей тыла, изучала художественную литературу, документы, фотоматериалы.

Исходя из вышеизложенного определила этапы работы:

1. Знакомство и встреча с труженицей тыла.

2. Изучение документов и фотоматериалов.

3. Оформление работы.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Показать, как отразилась война на судьбе труженицы тыла; показать труд женщины - учителя в годы Великой Отечественной войны, проявившей свои лучшие качества патриота, гражданина, человека в суровых условиях военного времени, воздав тем самым дань памяти;

2. Показать на примере судьбы конкретного учителя трудовой подвиг в годы войны;

3. Пополнить фонд комнаты боевой славы моей школы данными о труженицах тыла.

Объект исследования – учитель начальных классов, химии, биологии, географии – Матвеева Анна Павловна.

Предмет исследования - судьба женщины - учителя военных лет.

Источники исследования - личные архивные материалы, воспоминания жителей села, родственников, художественная литература.

Вот уже 74 года, как мы живём без войны. Без большой войны. Были ещё Афганистан и Чечня, там гибли наши солдаты. Теперь Украина.... Нагорный Карабах …. Но столько, сколько погибло в Великую Отечественную, никому не могло присниться даже в самом страшном сне.
Да, 74 года мы живём без войны. Но миллионы людей навечно погибли . Они уходили на фронт прямо из-за школьной парты, семнадцатилетние, необученные, необстрелянные, неопытные, кое-как вооружённые…

74 года мы живём без войны…Но люди до сих пор ищут могилы близких и не хотят смириться со словами «пропал без вести». И люди ищут, ждут, помнят…
В нашей школьной комнате боевой славы собран небольшой материал, посвящённой учителям школы , работавшим во время Великой Отечественной войны, труженикам тыла. Мне хотелось бы свою работу сделать ещё одной достойной страницей экспозиции. Люди самой мирной профессии вместе со своими учениками каждый день после занятий шли помогать в поле или на фермы.

… А сколько они вынесли на своих плечах в годы Великой Отечественной войны. У каждого из них своя война, свои подвиги, своя история.

Великая Отечественная война — страшная и героическая страница в истории моей страны.

Сегодня, накануне светлого праздника - Дня Победы, я хочу рассказать о труженице тыла, учителе начальных классов, которую знают и уважают в нашем посёлке. О Матвеевой Анне Павловне.
У неё обычная биография. Родилась Матвеева Анна Павловна в с. Моршанка Питерского района Саратовской области в 1922 году 10 апреля в обычной крестьянской семье.

Семья состояла из восьми человек, шестеро детей. С семи лет пошла учиться в 1- ый класс, училась без троек. Были затруднения с одеждой и обувью, но все эти трудности она терпеливо перенесла . В то время жилось трудно, чтобы выжить, приходилось работать всем членам семьи. Отец работал на первых тракторах, мать — на плантации.

После окончания семилетки на семейном совете решили отпустить учиться в педучилище троих дочерей: Анастасию Павловну Приешкину, Анну Павловну Приешкину, Антонину Павловну. С 1937 по 1940 год Анна Павловна училась в Краснокутском педучилище. Стать учителем – её мечта , и вот она осуществилась.

20 августа 1940 года Анну Павловну назначили учителем начальных классов в с. Кавелинка Гнаденфлюрского (Первомайского ) района Саратовской области . Проработала она там до 1942 года. А в августе 1943 назначена учительницей начальных классов в Моршанскую начальную школу, где и проработала до 1947 года. Это были самые напряженные годы. Родилась первая дочь, Людмила. В селе жили русские, казахи, украинцы, киргизы. Родители многих детей были малограмотные, да и времени у них не было следить за детьми. Дети часто приходили с неприготовленными уроками, приходилось таким детям много уделять внимания после занятий, не хватало учебников, тетрадей, доставала бумагу и сама её разлиновывала после тяжелой работы в поле. Даже в страшной обстановке войны учитель внушал детям, что надо учиться. Помогала им обрести веру в то, что выстоим, победим. Она не ограничивалась школьной программой, занималась воспитанием душевной стойкости, хотя такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука. С начала войны в жизнь школы вошли регулярные политинформации, где знакомили с обстановкой на фронте, подвигами героев войны и труда, боевыми эпизодами, сводками Информбюро.

А в 1947 году Анна Павловна переведена преподавателем естествознания, химии в 5 - 7 классах в Мироновскую среднюю школу. В 1960 году она с семьёй: муж Матвеев Виктор Александрович ( он всю войну воевал) и трое детей переехали жить в Красноармейск, и Анна Павловна работала на фабрике имени Клары Цеткин запускальщицей третьего разряда. Но спустя год вернулись на малую родину. И снова работа с детьми — 1 сентября 1961 года Анна Павловна назначена воспитательницей интерната при школе совхоза № 8 Питерского района. С 1963 года она учитель начальных классов в восьмилетней школе совхоза «Питерский» . В феврале 1967 года освобождена от работы в связи с переходом на пенсию по инвалидности (перенесла операцию на желудке). И вот 1985 год, Анна Павловна работает ночной няней в интернате Новореченской средней школы до 1994 года.

Школа на селе, во все времена, была центром всего. В это тяжелое время Анна Павловна оказывала посильную помощь людям: подбадривала , кого-то жалела, других убеждала добрым словом.

Уже в первую в условиях войны уборку урожая в передовики выходили её ученики, заменившие на хлебном поле крепких мужчин, ушедших на фронт. Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было.

Школьники, наравне со взрослыми, работали в поле: выращивали пшеницу, рожь, картошку. Не умеющие даже правильно держать косу мальчишки и девчонки, научились косить.

Зимой и весной школьники собирали и вывозили на поля тонны навоза, золы и птичьего помета, проводили снегозадержание. Обычно сентябрь, октябрь школьники не учились, они работали на колхозных полях, на токах и рядом с ними их учитель. Кроме колхозных работ нужно было вести и свое хозяйство. На обработку своих огородов оставалось только вечернее время суток. Каждый день после работы отправлялись заготавливать корма для скота и дрова. Маленькие дети помогали матерям таскать ручные двухколесные телеги, груженные дровами. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовом подвиге таких же женщин, как Матвеева Анна Павловна, учитель. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников нашего Саратовского края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам — школьникам, которых учили мужественные учителя. Дети войны, учителя войны. Женщины войны. Дети войны, их учителя верили в победу и, как могли, приближали ее. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили высокий подвиг. Просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать , ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт, а потом идти на урок . А зимой Анна Павловна со своим учениками, как и многие советские люди в это трудное для страны время, собирали посылки для бойцов на фронт, посылая им теплые вещи, кисеты для табака, да и просто рисунки и письма с тёплыми словами.

Оглядываясь назад , Анна Павловна говорила, что её поколение прожило свою жизнь не зря, каждый из них делал всё для своей любимой Родины, для воспитания достойного поколения.

Анна Павловна была награждена медалью «Ветеран труда» и медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Имеет удостоверение ветерана и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны» . С большой гордостью я держу юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», которую ей вручили .

Пока была в силе, она каждый год приходила к нам в школу на День Знаний, День Учителя, Последний звонок, Выпускной вечер и другие праздники. Она уже не работала, а всей своей душой была в школе.

Она проработала 45 лет в школе учителем начальных классов, а затем учителем географии, биологии, химии, ночной няней в интернате. Увлечённая делом, Анна Павловна прививала интерес ребятам к учебе на всю жизнь. Её ученикам очень повезло, их учила влюблённая в свою профессию женщина. Я как – то спросила у неё: «Если бы повернуть годы назад, то какую профессию Вы бы выбрали?». Не задумываясь, она гордо ответила: «Профессию Учителя».

Она рассказывала о своей работе с большим интересом, приводя много интересных фактов из жизни школы и учеников. Я слушала её рассказ, не проронив ни одного слова, и боялась даже пошевелиться.

В её жизни было всё: слёзы, голод, потеря близких, война, тяжёлый труд, радость, была Победа, была любовь, было счастье, рождение детей и мирная жизнь. У Анны Павловны трое детей, внуки, правнуки и даже один праправнук. Всем своим ученикам она отдавала частичку своего сердца, любовь. И сейчас уже повзрослевшие её ученики, увидев её родных на улице, спешат выразить свою любовь и уважение.

Отношение к учителям, Женщине должно быть человечным, порядочным, как и отношение к родителям, Родине. Поэтому надо любить и уважать учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного». Тем более учителей, учивших во время войны. Тем более учителей – женщин !

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Но Анна Павловна была счастлива, что выбрала любимую профессию, отдала ей всю свою жизнь – это профессия педагога. Есть труд, который заметен, результаты которого видны всем – воспитание будущих граждан своей страны.

Не каждый о своей профессии, спустя многие годы, будет рассказывать с такой любовью и теплом. Может быть, поэтому её внучка , наша классная руководительница Симикина Светлана Александровна, тоже выбрала профессию учителя.

17 января этого года Матвеевой Анны Павловны не стало….

10 апреля 2016 года ей исполнилось бы 94 года. Я посвящаю свою

поисково – исследовательскую работу этой замечательной Женщине!

Заключение

Советский тыл был крепким на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома фашистов и завоевания великой победы.

Время, прошедшее со Дня Победы, для тех, кто её завоевал, – это миллион шагов до германской столицы, сотни погибших земляков и однополчан. Для тех, кто трудился во имя Победы в тылу, – это сотни бессонных ночей возле станков, строки фронтовых писем, заученные наизусть, бесчисленные приступы отчаяния, справиться с которыми помогли лишь надежда, вера и любовь. Память Победы – это боль, и гордость, и радость, и слезы, и скорбь – всё, что не сосчитать и не измерить, так же, как героев и жертв Великой Отечественной войны.

В ходе своей поисково - исследовательской работы я познакомила своих одноклассников с замечательным Человеком и Учителем, Женщиной - труженицей тыла, Матвеевой Анной Павловной. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Но наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Моё поколение должно гордиться званием Женщина. Это я и хотела показать в своей работе.

























Матвеева Анна Павловна со своими учениками в школе совхоза «Питерский»

































































































































































































































































































Матвеева Анна Павловна со своими коллегами в школе с. Мироновка
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!