СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисковые и частично – поисковые задачи как средство формирования метапредметных компетенций на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может пригодиться при подготовки выступления на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Поисковые и частично – поисковые задачи как средство формирования метапредметных компетенций на уроках математики в условиях реализации ФГОС.»

Поисковые и частично – поисковые задачи как средство формирования метапредметных компетенций на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Одной из ключевых идей модернизации образования по ФГОС стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Поэтому в основу современного урока должен быть заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление.

Во многом учебные предметы существуют сами по себе. Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи умений и навыков от учителя к ученикам приоритетной целью школьного образования является формирование и развитие умений учиться. Ученик должен самостоятельно уметь ставить цели, находить пути их реализации, уметь контролировать и научиться оценивать свои достижения. А учителя в таком случае будут наставниками, вдохновителями, которые подготовят к жизни в современном информационном обществе, осуществляя скрытое управление процессом обучения. Один из методов обучения, который позволяет реализовать все эти требования – это частично – поисковый (эвристический) метод.

Благодаря этому методу учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и «осуществляют поиск». Это, безусловно, способствует развитию мышления учащихся, формирует самостоятельность. Учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).

Решение школьниками отдельных вопросов (под-проблем) общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует.

В качестве примера использования частично-поисковой задачи приведу фрагмент урока по теме: «Умножение десятичных дробей»

В начале урока всем учащимся раздается карточка следующего вида:

Представь себя хозяином собственного дома, подсчитай стоимость услуг в месяц:


Показание счетчика на начало месяца

Показание счетчика на конец месяца

Расход за месяц

Стоимость единицы (руб.)

Сумма (руб.)

вода

205

215


17,83


свет

128

245


3,7


газ

475,8

486,6


42,5


отопление

284,8776

285,8904


1575,75


итого






Учитель разъясняет, что за данные внесены в таблицу, и как с ней работать. Затем последовательно задает вопросы.

Как посчитать расход воды, электроэнергии, газа и тепла за месяц? Под руководством учителя ученики заполняют столбец расход за месяц.

Как посчитать, сколько необходимо заплатить в этом месяце за воду? Ученики делают необходимые вычисления в тетрадях и вносят полученный результат в таблицу. Повторяем правило умножения десятичных дробей на 10. Далее ученикам предлагается вычислить самостоятельно, сколько необходимо заплатить за электроэнергию.

При вычислении расхода газа ученики получили десятичную дробь. Поэтому при вычислении суммы за газ они столкнуться с тем, что им не хватает знаний, чтобы выполнить умножение десятичных дробей. Учитель предлагает ученикам сформулировать чему же они должны научиться сегодня на уроке.

Чтобы понять, как выполнить умножение десятичных дробей ученики могут прочитать правило в учебнике или попытаться выполнить умножение самостоятельно. После выполнения этого этапа задания учитель обращает внимание на сходные и различные моменты правил умножения десятичных дробей и правил умножения десятичных дробей на натуральное число.

Можем ли мы теперь посчитать, сколько потребуется заплатить в этом месяце за отопление?

После выполнения задания полностью учитель задает ученикам вопрос: «Являются ли полученные знания полезными в повседневной жизни?» «Можно ли применить алгоритм, использованный в этой задачи для решения еще какой-нибудь задачи?»

Такие задания формируют у учеников понимание практической значимости математики.

Я представила лишь один фрагмент урока. Понятно, что для того, чтобы ученики могли применять свои умения в практической жизни такие задания надо вводить как можно чаще, их можно применять как на этапе целеполагания, так и на любом другом этапе и даже в качестве домашнего задания.

Для формирования понимания связи математики с другими науками в 5 классе организована следующая работа. В качестве домашнего задания ученики составляют задачи на изучаемую тему. Составленные задачи классифицируются по содержанию: краеведческие, исторические, природоведческие, спортивные, технического содержания и задачи обо всем. В конце учебного года планируется выпустить математический альманах, состоящий из этих задач. В классе есть эксперты, которые отвечают за отбор, систематизацию, перенос задач на электронный носитель и художественно оформление задач.

Согласитесь, что для того, чтобы пятикласснику составить задачу, например, с использованием исторического или краеведческого факта, он должен найти информацию о подходящем факте с числовыми данными, обработать её так, чтоб можно было составить задачу и оформить её. Некоторые дети составляют задачи, придерживаясь одной содержательной линии. Такая поисковая работа осуществляется детьми полностью самостоятельно.

Поисковый метод не является универсальным методом обучения и каждый учитель отбирает наиболее подходящий для конкретного урока метод. Но, главное, помнить при этом, что цель образования – воспитание личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!