СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Показ преемственности дошкольного образования и начальной школы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Показ преемственности дошкольного образования и начальной школы»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









«Показ преемственности дошкольного образования и начальной школы»









Подготовила студентка группы Ш-21

Старенькая Екатерина



2024

Класс: 2

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель: «Научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова»

Задачи:

  • Учить находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова

  • Развивать словарный запас учеников, умение анализировать, сравнивать, группировать

  • Воспитывать интерес к русскому языку

  • УУД:

  • Личностные: 1)положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 2)осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

  • Регулятивные: 1)принимать и сохранять учебную задачу; 2) планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности вносить коррективы; 3) адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

  • Познавательные:1) осознавать познавательную задачу; 2) понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме; 3) осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

  • Коммуникативные:1) задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; 2) формулировать собственные мысли, высказывать обосновывать свою точку зрения.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Создание проблемной ситуации

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

Внимательно слушают учителя







Отвечают на вопросы учителя


Постановка учебной задачи

Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.





Отвечают на вопросы







Участвуют в беседе с учителем


Поиск решения

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).



– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Корень:

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

4) часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов )

 Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).



4 . Понятие об однокоренных словах .

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,

  • -корень слова,

  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.





близкие по смыслу











зимний день







да- нет











-зим







Корень











Зима, зимушка и т.д.

Корень слова



Общая часть родственных слов



В словаре













Многозначные





Части слова





Слова, близки по смыслу и с одинаковым корнем











Однокоренные слова











Да


Выражение решения

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

Самостоятельная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61.( работу одного ученика проверить на документ камере )

- А трое ребят будут работать по карточкам из разноцветных конвертов.( конверты на выбор )

Проверяем выполненное задание .

Работу по карточкам проверю и оценю после урока.

Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…..(медведь).

Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.

2 группа

На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)

Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.

3 группа

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

нападает на клубки,

прячет в лапки коготки! (кошка)

Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.

4 группа

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ........ик.

7. Релаксация.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье-

И становится понятно- расслабление приятно.

Играют в игру



























Проверяют работу







Работают самостоятельно













Работают в группе


Реализация продукта

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

 А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

 Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

Подводят итоги урока



Отвечают на вопросы