СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Похвала – как прием мотивации учащихся к учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Роль педагога имеет большое значение в формировании мотивации у учащихся. Огромное множество психологических факторов влияют на мотивацию, но сегодня я хотела бы остановиться на одном очень важном факторе таком как похвала.

Просмотр содержимого документа
«Похвала – как прием мотивации учащихся к учебной деятельности.»

Похвала – как прием мотивации учащихся к учебной деятельности

Котикова Т.Л., 

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №7" 


Роль педагога имеет большое значение в формировании мотивации у учащихся. Огромное множество психологических факторов влияют на мотивацию, но сегодня я хотела бы остановиться на одном очень важном факторе таком как похвала.

Похвала - это хороший отзыв о ком-чём-нибудь, одобрение. Похвала учащемуся - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины и мотивации.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Можно сказать с уверенностью, что похвала оказывает влияние на развитие личности ребенка. Исследование профессора Стэнфорда Кэрол Двэк показало, что когда мы хвалим детей за их высокий интеллект, а не за трудолюбие, это ведет к ухудшению их результатов и снижению мотивации. Объясняется это тем, что дети, которых хвалили за их способности, а не усилия, чувствовали себя беспомощными при столкновении с неудачами. Они были уверены, что проблема скрыта в недостатке их врожденных навыков, а не в старательности и целеустремленности при решении поставленных задач. Например, заниженная самооценка может формироваться от недостатка похвалы. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают. Еще одна сторона медали заключается в.… Как сделать так чтоб похвала мотивировала детей, а не расслабляла? 

Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить учащегося.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить учащегося? 

Золотые правила учительской похвалы

Как похвалить учащегося на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.
1. Хвалите за старательность!
Хвалить учащегося нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить учащегося на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность.
2. Хвалите действия, а не личность!
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям учащегося, а не оценить его личность. В противном случае у него может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
3. Четко обозначайте, за что хвалите!
Важно, чтобы учащийся понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить учащегося на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 
4.  Хвалите в меру и по делу!
Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учащихся. Безмерная похвала теряет

всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Учащийся, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно  ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.  
5.    Хвалите не только «любимчиков»!
В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни учащиеся достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учащихся обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.
6.    Останавливайтесь на хорошем!
Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку учащегося! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить учащегося на  уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.
Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив учащегося, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. 
7. Не противопоставляйте одного учащегося всему классу!
Нельзя хвалить одного учащегося, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить учащегося на уроке, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот учащийся ни в чем не виноват!    
8.  Хвалите без сравнений!
Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества учащегося с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
 9.  Подкрепляйте похвалу!
Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
10.  Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить учащегося на уроке литерного чтения можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Возможные варианты (способы) сказать учащемуся: «Ты молодец! Отлично!»

- Продолжай также хорошо работать.

-Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!

-Это великолепно!

-Молодец!

-Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

-Благодарю за работу!

-Вы меня порадовали!

-Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

-Вы превзошли мои ожидания!

-У вас сегодня всё получилось!

-Я поражена вашими знаниями, молодцы!

-Уже намного лучше!

-Грандиозно!

-Поздравляю, молодец!

Похвала для учащегося очень важна. Есть дети с низкой самооценкой, которых практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При общении с учащимися, имеющими очень высокую самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение.

Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская связана с разумными ожиданиями, и большинству учащихся удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для учащегося – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих учащихся, и вы обязательно его найдете!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!