Наши проекты:
Похвальное слово знакам препинания!
Подготовила:
ученица 4-А класса
МБОУ «СОШ № 8» г. Симферополя
Чернявая Елизавета
Классный руководитель: Юзефович Инна Борисовна
Сказка о знаках препинания
- У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой!
Сказка о знаках препинания
- Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке.
, , ,
Сказка о знаках препинания
…
:
- Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, И прочие, И прочие... Заявили запятые: - Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая - знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой;
Сказка о знаках препинания
:
- Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая: Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет... - сказало многоточие, Еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие...
…
Сказка о знаках препинания
- Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как! - Так, - сказала точка, Точка-одиночка. Мной кончается рассказ.
- Значит, я важнее вас.
Так какой же знак препинания важнее?
Мне кажется, что ответить на этот вопрос нельзя – важны все знаки препинания. Но мы можем опытным путем узнать, какие из них встречаются чаще всего.
Возьмем из учебника по Литературному чтению стих А.С. Пушкина, посвященный осени и посчитаем.
Проводим исследование
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одеты леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редких солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Проводим исследование
Посчитаем знаки препинания:
- восклицательный знак - 2 знака;
- тире - 1 знак.
Других знаков препинания в этом стихотворении нет.
Вывод : в стихотворении больше всего из знаков препинания употребляется запятая .
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:
- точка [.], запятая [,], точка с запятой [;],
- многоточие […], двоеточие [:],
- вопросительный знак [?],
- восклицательный знак [!], тире [-],
- скобки [()] и кавычки [" «].
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
- Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить» , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
Куда поставить запятую?
Казнить,
нельзя помиловать !
Куда поставить запятую?
Казнить
нельзя, помиловать !
Куда поставить запятую?
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке
Что изменилось в стихотворении?
В реке там рыба, на бугре
мычит корова, в конуре
собака лает, на заборе
поет синичка, в коридоре
играют дети, на стене
висит картина, на окне
узоры инея, в печурке
горят дрова, в руках девчурки
нарядная там кукла, в клетке
ручной щегол поет, салфетки
там на столе лежат, коньки
к зиме готовят там, очки
лежат для бабушки, тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Человек потерял запятую - стал бояться
сложных предложений, искал фразы
!
попроще. За несложными фразами
?
пришли несложные мысли.
.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно, без эмоций.
.
Затем он потерял знак вопросительный и
перестал задавать вопросы. Никакие
события не вызывали у него любопытства,
где бы они ни происходили: на Земле,
в космосе или даже в собственной квартире.
А вскоре он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, так как совсем разучился мыслить.
Короче, дошел до точки.
А. Каневский
,
БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ !
Спасибо за внимание!