СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поколение Альфа (Alpha) – челлендж современному педагогу

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья была специально написана для финала регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020 году в Томской области. Данная статья носит исследовательский характер и является авторской и уникальной.

Просмотр содержимого документа
«Поколение Альфа (Alpha) – челлендж современному педагогу»

Поколение Альфа (Alpha) – челлендж современному педагогу

(Слайд 1) Современная жизнь настолько динамична, что порой за ней не успевает даже современный человек, живущий в нынешнем обществе. Не исключением стало и образование. За последние 15 лет в образовании произошло столько изменений, сколько не происходило с 70х-80х годов XX столетия. Образование уже никогда не будет прежним, советским, как до сих пор принято вспоминать. Современный мир полон современными детьми, а современному ребенку нужен современный педагог, который отвечал бы заявленным, современным требованиям.

Педагоги часто, разговаривая между собой, восклицают: «Вот оно, современное образование!» или «Вот, они, современные дети!». А какой он, современный ребенок? (Слайд 2)

Не успели все привыкнуть к поколению миллениалов (тысячников), поколению Z, родившихся примерно в период с конца 90х-2000х, так на смену ему пришло новое поколение А, т.е. Альфа (Alpha). Поколение Alpha – это переходное поколение детей, родившихся примерно в период с 2010-2023 год. Это название, Альфа, придумано с целью подчеркнуть, что старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит. У этих детей ни на что не похожий интеллект, и даже демографы не понимают, какими вырастут люди-альфа и какие у них будут ценности. Именно они повзрослеют в эпоху искусственного интеллекта. Пока рано делать какие-либо однозначные выводы, но можно попробовать хотя бы попытаться понять, какое поколение мы обучаем и воспитываем.

Альфа-дети – это дети, которые с самого раннего возраста пользуются различными гаджетами, включая различные информационные технологии и общение онлайн. Такие дети научились пользоваться ютьюбом раньше, чем читать и писать. Известный американский финансово-экономический журнал «Forbes» провел свое исследование, в котором сравнил детей поколения Z и поколения Альфа и вот какие характерные особенности детей-Альфа он выделил:

  1. Дети поколения А ценят персонализацию и индивидуальный подход. Им крайне важна свобода;

  2. Они не разделяют реальный и виртуальный миры. Сейчас для детей нет особой разницы, как воспринимать информацию — через экран смартфона или вживую;

  3. Такие дети уже с пеленок зарабатывают большие суммы денег в иностранной валюте, поэтому такие дети в будущем определенно будут интересоваться политикой и экономикой больше;

  4. Альфа-дети лучше ладят с родителями. Согласно данным New York Times, нынешние родители посвящают детям примерно в 3 раза больше времени, чем это было в 70-х годах прошлого века. Общаясь с ребенком, взрослые стараются вести с ним диалог. Кроме того, у детей А очень много общего с родителями, ведь зачастую у них схожие предпочтения;

  5. Альфа-дети имеют высокие моральные стандарты, и они тонко чувствуют фальшь. Важное место в их мире занимает репутация. Если какой-то важный для них человек соврал или был не до конца открытым, они это почувствуют и не скоро простят эту ошибку. Им с детства рассказывают, что нужно заботиться об экологии, не допустить вымирания животных, что важно перерабатывать мусор и потреблять вдумчиво. И они стараются следовать этим высоким стандартам сами, а также следят, чтобы люди вокруг них тоже соблюдали эти правила;

  6. Они не могут долго концентрироваться на чем-то одном. В их мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации сократилось до 1 секунды;

  7. Примерно 70% детей не получат высшего образования. Детям-Альфа придется интуитивно догадываться, какими навыками им нужно обладать, чтобы преуспеть в будущем. В таких условиях постоянных перемен тратить 5 лет на получение фундаментального высшего образования кажется странным. Так что диплом о высшем образовании утратит для них былую ценность;

  8. Детям-Альфа придется развивать эмоциональный интеллект. Сегодня все больше ученых говорят об искусственном интеллекте, который развивается так интенсивно, что, возможно, нам придется вскоре с ним конкурировать. А единственный способ конкуренции с роботами —это развитие эмоционального интеллекта, который недоступен машинам.  Многие работодатели говорят, что для успешной карьеры ребенку нужно будет обладать тремя вещами - адаптивностью, умением работать с информацией̆ и способностью находить точки соприкосновения с любым человеком. Это и есть эмоциональный интеллект.

  9. Они станут движущей силой прогресса. Люди А будут крайне эрудированными, так как их образование будет начинаться чуть ли не с пеленок и продолжаться на протяжении всей жизни. Из-за повсеместного развития интернета всевозможные границы, будь то культурные или политические, будут стираться еще сильнее. Поэтому для поколения-альфа будет важно построить глобальный мир, более гибкий и социально ответственный, где будет уделяться большое внимание таким важным проблемам, как терроризм, экология, исчерпание ресурсов.

После перечисленных выше характерных особенностей детей-альфа, можем ли мы ответить на вопрос, сможет ли современный педагог отвечать таким требованиям нового поколения? И кто такой современный педагог (Слайд 3), если администрацией школ выдвигается требование «омолаживать» коллектив? Средний возраст нынешнего педагогического коллектива средней общеобразовательной школы составляет примерно 45-60 лет. Да, молодые специалисты есть, но их значительно меньше. А их нужно больше. Сможет ли среднестатистический педагог быстро адаптироваться к столь эрудированному, динамичному с пеленок ребенку? За такими детьми нужно успевать быстро, повсюду, менять одну деятельность на другую за считанные секунды! Все это – некий профессиональный вызов (Слайд 4) для современного учителя. Значит, нам придется меняться, чтобы найти общий язык с современными детьми!

В октябре прошлого года наши коллеги из Нижнего Новгорода провели образовательную ярмарку «Ученик-учитель: инвестиции в будущее», где они обсуждали вопрос, как работать с такими детьми и, каким должен быть современный педагог.

Соглашусь с мнением коллег, что, нужно, прежде всего:

  • Хорошо продумать и выстроить учебный процесс;

  • Получать обратную связь, то есть постоянно адресовать к детям вопрос: все ли поняли, что не поняли конкретно;

  • Сделать учебный процесс более ярким. Сухой текст им не интересен. Обязательно презентация, иллюстрация, действие, действие в группах, обратная связь;

  • Простое содержание также должно включать яркие, лаконичные термины, которые тоже нужно иллюстрировать;

  • Дети должны учиться общаться, говорить, отстаивать свою точку зрения, коммуницировать у доски и не только;

  • руководить такими подростками нужно мудро, поскольку поколение А не любит над собой давления;

  • требования учителей должны быть ясны, а информация – точной, краткой и запоминающейся.

Что же касается самих педагогов, то нижегородские коллеги считают, что нужна педагогическая элита, те, кто выбрал профессию осознанно и готов работать в учительской профессии с опережением. Этот процесс начинается задолго до поступления в вуз. Необходима допрофессиональная подготовка. Например, педагогический класс позволяет сформировать представление о профессии.

Девиз Всероссийского конкурса «Учитель Года» - УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ (Слайд 3) и этот девиз должен стать девизом каждого современного учителя. Я считаю, что учиться должен не только ученик, но и сам учитель. Учитель должен идти в ногу со временем и, если современное образование требует изменений, значит, и учитель должен меняться, чтобы не отставать от современного ученика, не зависимо от своего возраста. Как уже было сказано выше, детям будущего придется развивать эмоциональный интеллект в конкуренции с машинами, а нужно ли развивать эмоциональный интеллект учителям? Да, я считаю, что нужно, т.к. современный учитель, наряду с Альфа-ребенком, также должен обладать тремя вещами (невербально показать!) - адаптивностью, владением актуальной информацией и способностью находить любые точки соприкосновения с современными детьми и только тогда современный учитель и современный ребенок смогут войти в современное образование рука об руку.