СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Покормим птиц зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

покормим птиц  птицы наши друзья

Просмотр содержимого документа
««Покормим птиц зимой»»


Министерство образования и науки Республики Дагестан

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра дошкольного и начального образования.






Проектная работа



на тему:


«Покормим птиц зимой»






Подготовила: Абакарова Иманият Магомедовна

учитель начальных классов

МКОУ « Калкнинская СОШ»

Дахадаевского района



Проверила: Исаева Ж.А.









Махачкала 2014г


Содержание



ВВЕДЕНИЕ.


  1. Паспорт проекта.


II. Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап.

3.Заключительный этап.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


ЛИТЕРАТУРА,

ПРИЛОЖЕНИЕ.


















I Паспорт проекта


Тема проекта: «Покормим птиц зимой»

Тип проекта: практик - ориентированный;

Возрастная категория: третий класс;

Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный;

Методы: поиск информации, ее сбор, обобщение;

Формы презентации : урок, слайды , фотографии ;


II. Этапы работы над проектом:


1.Подготовительный этап (выбор темы)

1.1.Актуальность (обоснование темы проекта)

1.2.Участники проекта: третий класс

1.3.Цель:

1.4.Задачи:

1. 5.Ожидаемые результаты:


2. Основной этап

2.1. составление плана пошаговой реализации проекта;

2.2.поиск информации участников проекта;

2.3.распределение обязанностей;

2.4.поиск оптимальных способов достижений целей и задач проектов;

2.5.сбор и систематизация информации по теме: «Покормим птиц зимой» .


3. Заключительный этап.

Итог работы ( конспект урока )

Литература

Приложение


Введение

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна


Будет им зима.

Сколько  гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце ест

И для птиц тепло.

А. Яшин

Цель проекта: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.        

Задачи проекта:

  1. Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

  2. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

  3. Информировать педагогов и учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.

  4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

  5. До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Тип проекта:  практик- ориентированный.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат,  компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, сканер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал, интернет-ресурсы.







Обоснование проблемы:

В ходе образовательном – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?

Актуальность

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.


Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того, чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.

Если мы, школьники, поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна



увеличить разнообразие птиц в городе и его окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес. Наши верные друзья – оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг. Это синицы, дятлы, голуби, снегири, воробьи. В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.

Ожидаемые результаты

 Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие интереса к живой природе, воспитание заботливого отношения к природным объектам, формирование умений ведения практической природоохранной деятельности.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.



Этапы реализации проекта


Этапы

Познавательный

I этап – подготовительный

  • Обсуждение цели и задач с детьми, родителями

  • Создание необходимых условий для реализации проекта

  • Разработка маршрута для участников проекта

  • Сбор и изучение информации о видовом составе и зимней подкормке птиц

Информационный

Школьное  анкетирование, информационные листовки о проводимой в гимназии природоохранной акции.

Практический

II  этап – основной (практический)

Проведение природоохранной акции:

  • изготовление кормушек

  • конкурс на лучшую кормушку

  • размещение кормушек

  • уход за кормушками

  • заготовка корма для птиц

  • подкормка и наблюдение за птицами

  • тематические выставки

  • выставка детских работ

Итоговый

III этап - заключительный

  • Обработка  результатов по реализации проекта

  • Презентация проекта Фотоконкурс "На моей кормушке"



После завершения проекта дети смогут:

  • закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

  • научатся различать птиц по внешнему виду;

  • смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

  • у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как тебе живется, птица?

Проблемные вопросы

  • Остаются ли птицы зимовать?

  • Будут ли птицы пользоваться помощью человека?


Учебные вопросы

  • Чем птицы питаются, если нет кормушек?

  • Из чего можно сделать кормушку?

  • Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?

  • Зависит ли внешний вид птицы(клюв, лапы) от способа питания?

  • Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?

  • Какие птицы зимуют в нашей местности?

План  реализации проекта

  • Будем наблюдать за зимующими птицами; фотографировать и рассматривать иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.

  • Разучим стихи, песни, пословицы о птицах.

  • Прочитаем сказки и рассказы о жизни птиц.

  • Научимся составлять связный рассказ по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой".

  • Проведём конкурс на лучшую кормушку.

  • Нарисуем и слепим зимующих птиц.

  • Сделаем фотовыставку "Птицы зимой".

Теоретические основы проекта

По нашим наблюдениям, в городе зимой можно увидеть следующих птиц:  голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу.

Мы составили таблицу местообитания, питания и хозяйственного значения этих птиц.

Место обитания, зимовка

Питание

Значение

Голубь

Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем.

Питается семенами растений, зерновыми культурами

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав.

Воробей

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.

Несмотря на то, что домовые воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов.

Синица

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.

Уничтожает множество вредных насекомых.

Обыкновенный снегирь

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Красивые певчие птицы, питающиеся малоценными семенами диких растений, вообще не могут быть причислены ни к полезным, ни к вредным.


Ворона

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.


Всеядна

В  большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.

В подкормке особенно нуждаются синицы,  воробьи, снегири. Изготовление и размещение кормушек

Материалы для строительства

Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.

Для строительства кормушки хорошо подходит обычная березовая фанера толщиной от 3 до 6 мм. Запаситесь гвоздями и шурупами, проследите, чтобы они подходили к вашей фанере и рейкам, не были слишком мелкими (тогда они не будут удерживать материалы вместе) или крупными (фанера и рейки могут растрескаться). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Виды кормушек

Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день.

Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц.  Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Часть корма просто рассыпают на земле.

Все кормушки следует регулярно чистить во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции). Кормушки следует чинить перед началом зимы (в щели может застрять птичья лапка, да и мало ли что!).

В подносе для корма следует проделать дренажные отверстия, через которые будет стекать дождевая вода.

Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы  освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц. 

Когда вывешивать кормушку

Кормушку можно вывесить  в любое время, однако в разное время года к ней будет слетаться разное количество птиц, причем виды их также будут варьироваться. Одни птицы питаются зерном, другие – насекомыми, третьи – фруктами. Кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине октября. В это время к ним начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму. Также вы подкармливаете мигрирующих птиц, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что вы регулярно наполняете ее кормом.  Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Поскольку птицы за день облетают свой участок и заглядывают в несколько мест, где может находиться корм, они, безусловно, его найдут в другом месте, если ваша кормушка останется пустой.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Именно в это время надо следить за тем, чтобы они не оставались без корма.  Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.

Летом к обычному рациону птиц добавляют фрукты (нарезанные червивые яблоки), также сахарную воду. Избегайте выкладывать в кормушки испорченный корм.

Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть она будет на расстоянии от окна, иначе птицы будут сталкиваться со стеклами. 97 миллионов птиц разбивается о стекла ежегодно. Часто они натыкаются на стекла с испугу. Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

Подкормка для птиц

Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.

Второй вид корма – белое просо. Небольшая часть кукурузных зерен также должна присутствовать по возможности в  кормушке. Хорошим кормом будут семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков: лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины. Неплохо давать и орехи. Весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Избегайте старых семечек с дырками в кожуре, там завелись насекомые. Не рекомендуются прошлогодние семена сорняков: срок их годности  всего несколько месяцев.

Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если  мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый "пирог для птиц". Его вывешивают в сетках из-под овощей. Вешайте его среди густых тонких ветвей в кустах, чтобы не добрались вороны и галки.

Предлагается следующее меню для птичьей столовой:

  • 50 процентов семян подсолнечника

  • 35 процентов  проса

  • 15 процентов зерен кукурузы

Некоторые орнитологи предлагают 75 процентов корма составлять из семян подсолнечника. Наилучшее меню вы составите сами, наблюдая за пищевыми пристрастиями птиц, посещающими вашу кормушку.

На время гнездового периода неплохо поместить в кормушке кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам,  пусть это будет скорлупа куриных яиц или куски штукатурки.

Рецепт "птичьего пирога":

  • 3 чашки размягченного жира или маргарина

  • 3 чашки зерновой смеси

  • 1 чашка подсолнечного масла 

Сюда можно добавить кусочки яблок, семена, зерновые хлопья, ядра орехов – все, что у вас под рукой. Все хорошо смешайте и выставите на холод, чтобы затвердело. Жидкое "тесто" можно вылить в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам, подвесив на дереве в тени.

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов), кожуру бананов, пряные продукты.

Результаты реализации проекта

  1. Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

  2. Провели анкетирование среди учащихся класса и разместили в фойе школы и в учительской информационные листовки, объявили конкурс на лучшую кормушку для птиц.

  3. Учащиеся школы изготовили и представили на конкурс более 30 кормушек для птиц. Лучшие кормушки были размещены на пришкольном участке, в микрорайоне школы и городском парке, а остальные розданы авторам для доработки и размещения по месту жительства.

  4. Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках. Организован сбор кормов для птиц.

  5. Сделали выводы:

- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

- В ветреные дни птицы не прилетают.

- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.

- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

3. Заключительный этап.

Подготовка презентации, где учащиеся выступят с результатами их исследований на уроке.

Заключение.

Подводя итоги своей проектной работы могу с уверенностью сказать, что учащимся третьего класса было очень интересно работать сообща коллективно над строительством кормушек, при подборе подходящего для их сборки материала, при подборе корма для разных пернатых наших друзей. Ученики сами подготовили несколько презентаций и сами выступали со своими исследованиями.

В реализации проектной деятельности:

1. знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Покормим птиц зимой»

у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

В результате работы всех членов исполнителей проекта получился материал, которая назывался «Покормим птиц зимой »

Список литературы
1.Коблик Е. А. , Редькин Я. И. Птицы России М. 2006.

2. Животный мир Дагестана…..

( в файлы « Гуниб» - или в Хасавюрте белая флешка - « Птицы вокруг нас» рисунки

3.Яхонтов И.О. Зоология 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ РФ . М: Дрофа , 2012г.







4