Клубный час «Покормите птиц зимой!» в 1 классе группы продлённого дня МБОУ «СШ № 93 с дошкольным образованием города Макеевки»
воспитатель Царёва Наталья Александровна
Цели: вызвать сочувствие к зимующим птицам (голодающим и замерзающим), учить проявлять заботу к ним, расширять знания детей о птицах.
Задачи:
1. Формировать экологическое представление детей об окружающем мире, практические навыки гуманного отношения к объектам живой природы; закреплять и обобщать представления детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
3. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
4. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
5. Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших», за сохранение биологического разнообразия родного края.
Оборудование:
- презентация «Покормите птиц зимой!»;
- у учащихся – пакеты из-под молока или сока (по одному на парту), ножницы, линейка, карандаш, верёвка, цветные карандаши;
- листочки с опорными словами для составления обращения.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Постановка цели занятия
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Нас зимою покормите
Дети кто мы? Назовите
(Птицы). (Слайд 2)
- Ребята, как вы думаете, о ком пойдёт речь на занятии?
(О птицах. О жизни птиц зимой).
2. Основная часть. Зимующие птицы
Зимующие птицы – это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своём родном краю. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко. (Слайд 3)
- Многие зимующие птицы просят у человека помощи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Для вас, ребята, загадки.
Рук нет, а строить умеет. Черный жилет, красный берет, Нос – как топор, Хвост – как упор. (Дятел) | Озорной мальчишка, В сером армячишке, По двору шагает, Крохи собирает. (Воробей) (Слайд 4) |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка, И полоска шарфика. (Синица) | Чёрные птицы, На ворону похожи, На грача тоже. Дружат с людьми, Кто они? (Галка) (Слайд 5) |
Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова) | На голом суку сидит, На весь двор кричит: - Кар – кар – кар! (Ворона) (Слайд 6) |
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая! (Сорока) | Известно с давних нам времён, Что эта птица – Почтальон. (Голубь) (Слайд 7) |
Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым - Клё! Клё! Клё!- Поёт со свистом. (Клёст) | Красногрудый, чёрнокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) (Слайд 8) |
- Ребята, чем же мы можем помочь птицам в наступающие холода? (Подкормить птиц).
- Почему зимующим птицам становится труднее находить корм? (Потому, что зимний световой день короткий, всё покрыто снегом, птицам трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
- Да, в такую погоду много птиц погибает от холода и голода, не дождавшись весны. Поэтому многие птицы летят поближе к жилью человека. Туда, где легче найти корм.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин) (Слайд 9)
Помощь зимующим птицам. Кормушки
- Отгадайте загадку:
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, это что?
(Кормушка. Слайд 10)
Избушка новая,
Для птиц столовая,
Зовёт обедать,
Зернышек отведать.
(Кормушка. Слайд 11)
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей. (Кормушка). (Слайд 12)
- Как вы думаете, какой должна быть кормушка для птиц, какой должен быть корм? (Ответы детей).
- Давайте почитаем об этом в посланиях птиц. «Что любят птицы поклевать зимой» (слайд 13).
Синица – конопляное семя, подсолнух, тыквенное семя, а также ядра грецких или лесных орехов, маленькие кусочки сырого или вареного мяса, несолёного сала.
Воробьи – питаются семенами растений, являясь главным образом зерноядными птицами.
Свиристель – в зимнее время часто встречается в городах средней полосы России, где питается преимущественно рябиной.
Снегирь – питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.
- Давайте вместе подумаем: какая кормушка удобна для птиц? (Ответы детей).
Чем кормить птиц (слайд 14)
- Ребята, а теперь давайте выясним: какой корм подходит для птиц.
Птички будут вам благодарны за: | Это ни в коем случае нельзя давать: |
Несолёное свежее сало; Говяжий жир, мясо; Топлёное масло; Пшено, рис, овёс; Подсолнечные семечки (несолёные и нежареные); Ягоды рябины, калины, боярышника; Крошки хлеба. | Чёрный хлеб; Чипсы; Сладкие кукурузные хлопья; Солёные, сладкие или жареные продукты. |
- Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления нужно содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая – даже погубить! (Слайд 15)
Практическая работа в парах (малых группах) «Кормушка своими руками»
- Посмотрите на слайд и составьте порядок действий для изготовления кормушки. (Кормушка выполнена из пустого пакета из-под молока или сока. В нижней части пакета прорезается два – три отверстия. Они могут быть как круглой, так и прямоугольной формы).
(Ученики изготавливают кормушки под руководством воспитателя по схеме-инструкции. После завершения работы проводится выставка кормушек). (Слайд 16)
Птицы – наши друзья. Мы нужны птицам, а птицы нужны нам! (интересные факты о птицах)
- Красота птиц, их пение приносят человеку радость. Но кроме этого, птицы приносят огромную пользу садам, полям, лесам и огородам.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семейство скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных насекомых-вредителей.
Сова способна съесть за день 10 мышей полёвок, а за год около 1200 грызунов.
Кукушка, как известно, плохая мать. Зато за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.
Многие птицы – санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на городских свалках способствуют оздоровлению местности.
(Слайд 17)
3. Заключительная часть. Обращение к людям «Покормите птиц зимой!»
- Ребята, давайте составим обращение к людям «Покормите птиц зимой!», используя опорные слова.
Добрые люди, маленьким птицам, выжить в холода, снежные зимы, гибнет от голода, помогите пережить, поделитесь, будем очень благодарны, очистим, порадуем вас звонкими песнями, вместе встретим весну, ваши меньшие друзья. |
(Слайд 18)
- Спасибо, ребята за плодотворную работу. А теперь мы пойдём в наш школьный сад, чтобы развесить наши кормушки. (Слайд 19)