СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поле чудес по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Выявление знаний и умений обучающихся.

2. Воспитание таких качеств личности и черт характера, как стойкость, чувство меры, находчивость.

3. Развитие познавательных и творческих способностей. Привитие интереса к физике.

Просмотр содержимого документа
«Поле чудес по физике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Краснопартизанская СОШ»















Подготовила: Адзиева Патимат Магомедовна,

учитель физики

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»



















Краснопартизанск -2017год







Цели:

1. Выявление знаний и умений обучающихся.

2. Воспитание таких качеств личности и черт характера, как стойкость, чувство меры, находчивость.

3. Развитие познавательных и творческих способностей. Привитие интереса к физике.



 Оборудование: классная доска, мел, компьютер, проектор, черный ящик, две шкатулки, вращающийся барабан.



Ход мероприятия.

Введение

Игра состоит из трех туров, финала и суперигры. В начале игры необходимо отобрать участников – по три игрока на каждый тур. В конце игры остается только один игрок.

Участником игры может стать любой из присутствующих на мероприятии, правильно ответивших на вопрос отборного тура.

Ведущий: добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем игру-капитал-шоу «Поле чудес» ваше активное участие-это гарантия того, что наша встреча будет интересной и надолго останется в вашей памяти.

Перед тем как я приглашу первую тройку игроков в студию, я расскажу некоторые правила игры.

Правила игры довольно просты:

. игроки отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с телеигрой «Поле чудес». Ассистенты открывают угаданные буквы и слово в целом;

. если игрок неправильно называет букву, ход переходит к следующему участнику;

. если участник игры отгадывает подряд 3 буквы, то он имеет право на две шкатулки: одна- пустая, а в другой лежит шоколадка;

. на нашем барабане есть сектор «Приз», сектор «Банкрот», сектор «+»;

. сектор «+» дает возможность открыть любую букву;

. если вы выбираете приз в случае выпадения этого сектора, то вы покидаете игру.

Отборочный тур- вопросы

1. Вчера было, сегодня есть и завтра будет (время)

2. По небу ходит Маляр без кистей

Краской коричневой красит людей (Солнце)

3. Она нужна всем. Когда работают, ее теряют (энергия)

4. Это « сердце» практически любой техники (двигатель)

Ведущий объявляет первую тройку игроков, которые подходят к барабану.

1 тур

Задание:
Назовите  английского ученого, который сформулировал основные принципы механики. Он открыл закон всемирного тяготения, а также разработал теорию движения планет. Он первый, используя  призму разложил белый свет на семь цветов радуги.

 

 

 

 

 

 

 

Исаак Ньютон 
25 декабря 1642 г.– 31 марта 1727 г.

      Английский математик, физик, алхимик и историк Исаак Ньютон родился в местечке Вулсторп в семье фермера. Отец Ньютона умер незадолго до его рождения; мать вскоре вышла вторично замуж за священника из соседнего городка и переехала к нему, оставив сына с бабушкой в Вулсторпе.

      В 12 лет Ньютон начал учиться в школе, в 1661 г. поступил в колледж св. Троицы Кембриджского университета . Окончив университет, Ньютон в 1665 г. получил учёную степень бакалавра. 1665-1667 годы были наиболее продуктивными в научном творчестве Ньютона. Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения. Здесь он провёл и опыты над разложением света.

      В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра, а в 1669 г. передали ему физико-математическую кафедру. В1671 г. Ньютон построил второй зеркальный телескоп – больших размеров и лучшего качества. Демонстрация телескопа произвела сильное впечатление на современников, и вскоре после этого, в январе 1672 г., Ньютон был избран членом Лондонского королевского общества . Позже он стал его президентом. Ньютон представил Обществу свои исследования по новой теории света и цветов.

      Ньютон разрабатывал основы математического анализа.

      В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии», положивший начало не только рациональной механике, но и всему математическому естествознанию. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения , истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.

      В 1695 г. Ньютон получил должность смотрителя Монетного двора. Ему было поручено руководство перечеканкой всей английской монеты. Он привёл в порядок расстроенное монетное дело Англии, за что он получил пожизненное высокооплачиваемое звание директора Монетного двора. В том же году Ньютон избран иностранным членом Парижской Академии наук. В 1705 г. за научные труды королева Анна возвела его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени посвящал теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне – Вестминстерском аббатстве.

Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников 1й тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы в студию. (Все участники игры получают призы, после чего занимают места в зале.)

Отборочный тур- вопросы

  1. Что может в одно и то же время висеть и стоять. стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать (часы)

  2. У тех, у кого нет сил, она равна нулю (работа)

  3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км проехал кучер? (30)

  4. У какой фигуры нет не начала, не конца? (кольцо)

Ведущий объявляет вторую тройку игроков, которые подходят к барабану.

 

2 тур

Задание:

Этот российский учёный сформулировал закон сохранения и движения. Его работами были исследования атмосферного электричества. Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич


(8/19.11.1711-4/15.04.1765),

Отец Ломоносова, крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям. Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 году ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук. Затем был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов получил обширное и основательное образование.

Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 году Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка. Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах.

Награждение победителей.



Отборочный тур- вопросы

  1. Без чего не могут обойтись математики, охотники, барабанщики? (дробь)

  2. Какая единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси? (полюс)

  3. Одна сосиска варится 5 минут. За сколько минут сварятся 3 сосиски? (5)

  4. Что тяжелее 1кг железа или 1кг ваты? (=)



Ведущий: Третья тройка игроков в студию.

Игроки занимают свои места.

 3 тур.

Задание:

Назовите фамилию английского физика, который проводил исследования в области термодинамики и оптики. Ему принадлежит открытие закона упругости.

 

 

 

 

ГУК Роберт
18 июля 1635 г. – 3 марта 1703 г.

Английский естествоиспытатель Роберт Гук родился на острове Уайт в семье священника местной церкви. В 1653 г. поступил в колледж Оксфордского университета. В 1662 г. был назначен куратором экспериментов при Королевском обществе; член Лондонского королевского общества с 1663 г. С 1665 г. – профессор Лондонского университета, в 1677-1683 гг. – секретарь Лондонского Королевского общества.

Разносторонний учёный и изобретатель, Гук затронул в своих работах многие разделы естествознания. Он построил воздушный насос, совместно с Х. Гюйгенсом установил постоянные точки термометра – таяния льда и кипения воды. Усовершенствовал барометр, зеркальный телескоп, применил зрительную трубу для измерения углов, сконструировал прибор для измерения силы ветра, машину для деления круга и другие приборы.

Большое значение имело открытие Гуком в 1660 г. закона пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией (закон Гука).

Гук высказал идею, что все небесные тела тяготеют друг к другу и дал общую картину движения планет. Он предвосхитил закон всемирного тяготения И. Ньютона; высказал мнение, что если сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния, то планета должна двигаться по эллипсу.

С помощью усовершенствованного им микроскопа Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки (термин «клетка» был введён Гуком). В своей работе «Микрография» он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал корпускулярную; теплоту считал результатом механического движения частиц вещества.

Гук высказывал мысли об изменении земной поверхности, которое, по его мнению, повлекло изменение фауны. Гук считал, что окаменелости – это остатки прежде живших существ, по которым можно воспроизвести историю Земли.

Гук был известен также как архитектор. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне.

Награждение победителей.

Игра со зрителями

  1. Кто изобрел радио? (А.С.Попов)

  2. Я тире в грамматике, а кто я в математике? (минус)

  3. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

Черный ящик

В этом ящике находится физический прибор, отгадайте что это за прибор? (дается 5 подсказок)

- По отношению к нему нужно быть очень осторожным.

- На нем нанесена шкала.

- Обычно его изготавливают из стекла.

- С его помощью можно наблюдать диффузию.

- Благодаря ему, можно определить объем жидкости.



Финальная игра

Ведущий: Финалисты на сцену!

Задание :

Фамилия французского учёного, который изобрёл счётную машину, открыл закон гидростатики, установил принцип действия гидравлического пресса и доказал, что воздух имеет вес.

ПАСКАЛЬ Блез 
(19 июня 1623 г. – 19 августа 1662 г.)

      Французский религиозный философ, писатель, математик и физик Блез Паскаль родился в всемье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой . Получил домашнее образование; рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.

      Первый математический трактат «Опыт теории конических сечений» содержал одну из основных теорем проективной геометрии – теорему Паскаля. Круг математических интересов Паскаля был весьма разнообразен. Он нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число, способ вычисления биномиальных коэффициентов, сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей Теорема Паскаля о характеристическом треугольнике послужила одним из источников для создания Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

      Вместе с Г. Галилеем и С. Стевином Паскаль считается основоположником классической гидростатики: он установил её основной закон (о полной передаче жидкостью производимого на неё давления – закон Паскаля), принцип действия гидравлического пресса, указал на общность основных законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведённый под руководством Паскаля (1648), подтвердил предположение Э. Торричелли о существовании атмосферного давления. Паскаль высказал также идею о зависимости атмосферного давления от высоты, открыл зависимость давления от температуры и влажности воздуха и предложил использовать барометр для предсказания погоды. В его честь названа единица давления – паскаль.

Награждение победителей.



Список призов для победителя финальной игры:

  1. Ручка шариковая – 50 очков

  2. Ластик – 100 очков

  3. Точилка – 100 очков

  4. Маrs – 200 очков

  5. Линейка – 200 очков

  6. Бумажные салфетки – 300 очков

  7. карандаш – 500 очков

  8. Пачка печенья – 600 очков

  9. Блокнот – 650 очков

  10. Циркуль – 1000 очков

11.Транспортир -1000 очков







Супер игра

Итак, начинаем супер игру. В супер игре разыгрывается «5» по физике.

Задание:

Этот ученый объяснил многие атмосферные явления, изобрёл воздушный насос, построил одну из первых электрических машин, водяной барометр, воздушный термометр и гидрометр.

 

 

 

 

 

 

 

Разрешается назвать 3 буквы. На обдумывание дается 1 минута. 

ГЕРИКЕ Отто фон
20 ноября 1602 г. – 11 мая 1686 г.

Немецкий физик, инженер и философ Отто фон Герике родился в Магдебурге; учился правоведению, математике и механике в Лейпциге, Иене и Лейдене. Некоторое время служил инженером в Швеции. Стремясь доказать существование вакуума, Герике изобрёл воздушный насос В ряде опытов он доказал существование давления воздуха; особенно известен его опыт с «магдебургскими полушариями». В эксперименте использовались «два медных полушария, полые внутри и прижатые друг к другу». Из собранной сферы выкачивался воздух, и полушария удерживались давлением внешней атмосферы. В 1654 г. Герике продемонстрировал эксперимент рейхстагу в присутствии императора Фердинанда III. После выкачивания из сферы воздуха не смогли разорвать полушария. В 1656 г. Герике повторял эксперимент в Магдебурге, а1663 г. – в Берлине. Данные опыты были описаны им в трактате " Опыт с «магдебургскими полушариями ", вышедшем через много лет после производства опытов .

Герике установил также упругость и весомость воздуха, его способность поддерживать горение и дыхание, проводить звук. Доказал наличие в воздухе паров воды.

Он построил первый в мире водяной барометр и использовал его для предсказания погоды. Занимаясь астрономией, высказал мнение о том, что кометы могут возвращаться.

Герике создал одну из первых электрических машин – вращающийся шар из серы, натираемый руками, и обнаружил явление электростатического отталкивания однополярно заряженных предметов.. В 1672 г. году он обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте. (электролюминесценция).

подведение итогов игры.

Награждение победителя.