Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Ростовская школа-интернат № 41»
Классный час
«Он сказал «Поехали!»
Подготовил:
Классный руководитель 7 Б класса
Федорова М.М.
2021г.
План-конспект классного часа «Он сказал: «Поехали!»
Дата проведения: 14.04.2021
Класс 7 Б
Место проведения: учебный кабинет
Классный руководитель: Федорова Марина Михайловна
Цель: формирование уважительного отношения к истории России на примере полета Юрия Гагарина в космос.
Задачи:
- выяснить представления у учащихся о полете первого человека в космос;
- познакомить подростков с историческими хрониками полета Ю. Гагарина и дать представление о подготовке первого космонавта и запуске космического корабля;
- дать представление о личности Юрия Гагарина;
- способствовать формированию у учащихся гордости за достижения советских людей и патриотического отношения к Родине.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийная установка, видео, презентация.
Содержательная часть.
Классный руководитель задает вопрос о том, какой день отмечается 12 апреля. Проверяются знания учащихся. Далее дети смотрят видео «Полет Гагарина в космос на ракете-носителе «Восток» поминутно. 12 апреля 1961 года» https://youtu.be/zXXJ5-Qm4bM?t=507
Краткое содержание видео:
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич! Эта новость облетела земной шар за считанные минуты.
Советские люди высыпали на улицы, обнимались и целовались друг с другом. На улицах царило всеобщее ликование, радость была не меньше, чем в мае 1945 года.
К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1», требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.
Ю рий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. В октябре 1957 года документ об окончании училища был выдан Юрию Гагарину. Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание старшего лейтенанта.
Факт запуска космического корабля «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. В этом письме Юрий Гагарин написал жене: «Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны». Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его п ередали жене.
Легендарный полёт длился 108 минут, но они изменили историю. «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!».
Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.
Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза.
27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.
Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.
Вопросы для беседы:
Кто был первым космонавтом?
Каким был Юрий Гагарин?
Какими он хотел видеть своих дочерей? Что означает слово «белоручка»?
Какой увидел Землю Юрий Гагарин из космоса и что она сказал о Земле?
Какое значение имеет полет Юрия Гагарина для нашей страны?
После ответов на вопросы дети слушают и смотрят видео на тему песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова: «Знаете, каким он парнем был» https://ok.ru/video/2102978089351?fromTime=0
На эмоциональной ноте песни завершается классный час.
Классный руководитель ___________
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Наименование воспитательного мероприятия: классный час «Он сказал: «Поехали!»
Место проведения: учебный кабинет
Дата проведения: 14.04.2021
Класс 7 Б, количество учащихся: 12,
Классный руководитель: Федорова Марина Михайловна
Определение мероприятия в системе воспитательной работы. Данный классный час входит в систему мероприятий в рамках Всероссийского проекта «Открытые уроки», посвященных 60-летию полета Юрия Гагарина в космос и приуроченных ко Дню космонавтики.
Определение формы: просмотр исторической хроники с последующей беседой.
Конкретные воспитательные задачи и педагогические цели:
Цель: формирование уважительного отношения к истории России на примере полета Юрия Гагарина в космос.
Задачи:
- выяснить представления у учащихся о полете первого человека в космос;
- познакомить подростков с историческими хрониками полета Ю. Гагарина и дать представление о подготовке первого космонавта и запуске космического корабля;
- дать представление о личности Юрия Гагарина;
- способствовать формированию у учащихся гордости за достижения советских людей и патриотического отношения к Родине.
Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийная установка, видео, презентация.
1 этап. Планирование (причины проведения мероприятий)
Данное мероприятие является плановым мероприятием по реализации воспитательной работы.
2 этап. Организация подготовки
Для проведения мероприятия были подобраны видеоматериалы с учетом особенностей обучающихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса. Запланирована беседа с целью проверки понимания материала обучающимися.
3 этап. Проведение.
Мероприятие строилось в диалоге учитель-учащиеся, в котором дети демонстрировали свои знания о полете первого человека в космос. Видео-материалы учащиеся смотрели с большим интересом, так как дети смогли увидеть кадры из жизни Юрия Гагарина – реального человека, который вошел в историю как первый космонавт. Значимость личности Юрия Гагарина была подчеркнута роликом с исполнением песни из цикла «Созвездие Гагарина», созданного в 1968—1971 годах Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым: «Знаете, каким он парнем был».
4 этап. Оценка результатов
Мероприятие проведено на хорошем уровне: материал соответствует особенностям детей.
Тема мероприятия актуальна, потому что показывает жизнь реального человека в свете значительного исторического события и само историческое событие планетарного масштаба. В течение всего урока для активизации познавательной деятельности использовались методы беседы и наглядности. Они способствовали развитию понимания у детей, формирования представлений о реальных событиях, проявлению их личных качеств.
Степень достижение поставленных целей, задач, эффективность данной формы.
Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему полета человека в космос, с интересом смотрели видео, воспринимали все серьезно и осознанно. На мой взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей.
Неудачи, трудности в ходе подготовки, организации и проведения: не было
Перспективы своей деятельности.
Подобный классный час является одним из элементов формирования личности подростков. Проведение воспитательных мероприятий на примере жизни и деятельности конкретных исторических личностей, по моему мнению, должны иметь регулярный характер.
14.04.2021 ______________Федорова