Предмет, класс | Окружающий мир, 3 класс |
Учитель | Северюхина Л. В |
Тема урока | Полезные ископаемые родного края |
Цель урока | раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых. | Создать условия для развития наблюдательности. | формировать умение осуществлять сотрудничество |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД |
проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве | Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; формулировать ответы на вопросы. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Личностные (соответствуют поставленным задачам): чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
Оборудование | образцы полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль, яшма) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, оборудование для опытов, учебники, тетради, изображение для работы в группе, углевые и меловые карандаши) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационно-мотивационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат. | - Здравствуйте! Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много | Проверяют готовность к уроку, посадку. |
2. Актуализация знаний с использованием розовой карточки «Мульти-фрагмент» Задача: актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии. | Показ видео о России, Родине -Ребята, посмотрите на экран, о чем сегодня с вами будем разговаривать? - О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? -. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина! - Как вы понимаете, что такое малая родина? – Да ребята - поселок, город, село., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания. Для нас это место – наше Оренбуржье. | Смотрят видео и готовятся беседовать о просмотренном Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос |
3. Постановка темы урока Задача: постановка учащимися темы урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; | - Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашего края. - Что у меня в руках? - Что обычно хранят в сундучках? - Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки!? 1) Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) 2) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.) 3) Молотком шахтёр стучит, Камень чёрный добывает. Он потом в печи горит, Дом зимой наш согревает. (Уголь) 4) Хоть бывает он цветным, В школе цвет его один – Словно облако он бел. Как зовут его все? (Мел) 5) Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже…(Соль) 6) Эта каменная ваза, Впечатляет внешне сразу, По-гречески, довольно просто — Переведите слово «пёстрый», Ведь оно, между прочим, Нам давно известно очень (Яшма) !? - На эту загадку ответ найдем в конце урока! - А еще, какие богатства вы знаете? -Ребята, а как можно все эти слова назвать по-другому? -Что объединяет наш край и полезные ископаемые, которые мы отгадали? Сформулируйте тему урока: Полезные ископаемы нашего края | Отвечают на вопросы - Сундучок. - Украшения, богатства. Отгадывают загадки Отвечают на вопросы (Нефть, газ, железные руды и асбест, золото и т.д) - Полезные ископаемые - Добывают в Оренбуржье Формулируют тему урока |
4. Целеполагание Задача: постановка учащимися цели урока решение проблемы. | - Давайте сформулируем цель нашего урока ? (цель: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства) -Вспомним, что такое полезные ископаемые? - Сравним наше определение с определением в учебнике на странице 46 | Формулируют цели урока Отвечают на вопрос - Один ученик читает определение полезных ископаемых в учебнике с 46 |
5. Работа в группах с использованием желтой карточки «Давай увидимся» Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; организовать фронтальную проверку. | 1 задание - Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: - Как вы думаете, кто такие геологи? -Молодцы ребята! - Ваша группа «Геологи»! - А теперь отгадайте следующий ребус: - А кто такие шахтеры? -Правильно, ребята! Ваша группа «Шахтёры» - Сейчас, группа – геологи, отправляется на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождении мела - Группа – шахтёры ваша задача – узнать о месторождении угля - У вас на столе лежит белый конверт с пазлами (+ сообщение), который вы должны собрать и рассказать о месторождении. - Задача каждой группы ясна? - Давайте вспомним правила работы в группах. - Приступаем к выполнению работ - Слово группе геологи/шахтеры | Разгадывают ребус Отвечают на вопрос (Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.) - Ставится табличка «ГЕОЛОГИ» на стол и раздается атрибут Разгадывают ребус Отвечают на вопрос (Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земли, горнорабочий, работающий в шахтах.) - Ставиться табличка «ШАХТЕРЫ» на стол и раздается атрибут Отвечают на вопрос Вспоминают правила работы в группе 1. Выбрать командира; 2. Думай, слушай, высказывайся; 3. Говори спокойно ясно, только по делу; 4. Уважай мнение других; 5. В группе равные возможности успеха; 6. Успех команды зависит от каждого. Работа в группах Выступление групп |
6. Систематизация знаний Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; организовать фронтальную проверку. | 2 задание -Следующее задание, узнать свойство этих полезных ископаемых. - Скажите, что такое свойство? - Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас каждая группа будет выявлять - исследовать и заносить данные в таблицу. - Я предлагаю определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. - Работаем с красными конвертами. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля и мела с помощью карточки «Помогай-ка». Карточка «Помогай-ка» Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого. Определите какого цвета и результат запишите в таблицу. Возьмите молоточек, ударьте по полезному ископаемому: прочный/не прочный, хрупкий/не хрупкий. Опустите уголь/мел в стакан с водой: тяжелее/легче воды; возьмите палочку и помешайте: растворяется/ не растворяется в воде. Запишите, где используют уголь/мел - Не забываем результаты заносить в табличку. Название | Цвет | Состояние | Свойство | Где используют | Каменный уголь | черный | прочный | тяжелый не растворимый | топливо | Мел | белый | не прочный | легкий растворимый | хозяйственная деятельность школа | | Отвечают на вопрос Внимательно слушают Изучают карточку, выполняют исследования, заносят результаты в таблицу |
7. Физкультминутка | Мы, юные ученые, Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.) Покрутили головой, И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.) Встали ровно. Наклонились. Раз - вперёд, а два — назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.) А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.) | Выполняют движения |
8. Систематизация знаний (продолжение) Задача: закрепление новых знаний и умений; фиксация нового содержания, изученного на уроке | - Какой вывод мы можем сделать о свойствах полезных ископаемых? (задает наводящие вопросы по исследованию) - Правильно ребята, полезные ископаемые отличаются по цвету, состоянию и применению. Показываю аптечку - А знаете, где их еще применяют? - Правильно, мел и уголь есть в таблетках. - А как вы думаете, в каких? (Глюконат кальция, активированный уголь) Глюконат кальция — это препарат, который служит для укрепления костей в организме и необходим для вашего здоровья. (Показывает упаковку с таблетками) Активированный уголь – собирает и выводит вредные вещества из организма при отравлении. (Показывает упаковку с таблетками) - Но помните, ребята, что таблетки - не конфетки!!! И без разрешения взрослых лекарства трогать запрещено! - Вот видите ребята, полезные ископаемые применяются и в медицине тоже! | Отвечают на вопрос Учащиеся рассказывают по карточкам о своих исследованиях, отвечают на вопросы Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос |
9.Контроль усвоения знаний с использованием синей карточки «Отмотай назад» (ученики презентуют результат своей работы) Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; организовать фронтальную проверку; дополнительные сведения | - А мы с вами отправляемся дальше в путешествие - мастерскую творчества! - Сейчас работаем с синими конвертами. Ваша задача нарисовать картину полезными ископаемыми, которые вы исследовали. - Ваша группа работает угольными карандашами, а ваша меловыми карандашами. - Приступаем! - Заканчиваем ребята, кто сколько успел. - И так, давайте посмотрим, что у вас получилось?! - Команда шахтёров, посмотрим, что нарисовали геологи? (Горы) - Обратите внимание, они находятся недалеко от нашего села. Посмотрите на указатель. Дана подсказка! - Меловые горы – это интересная достопримечательность села Чесноковка. Они состоят из настоящего, чистого мела, хорошо знакомого всем нам в школе. Местные жители и сейчас здесь берут мел для своих нужд, а дети для игр. - А теперь, геологи, что нарисовали шахтеры? (добыча угля) - В Оренбургской области ведется добыча угля открытым способом на Тюльганском угольном разрезе на глубине 60м. из пласта мощностью 21м. Запасы угля составляют 783 млн.тонн | Самостоятельная работа Учащиеся крепят на доску картины Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос |
10. Итог урока Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме; оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | - Хочется отметить, что вы сегодня все старались, трудились. - Группа шахтёров, какую оценку вы поставите геологам? - А ваша группа? - Молодцы, ребята, все работали активно, плодотворно и сплоченно. | Выставление оценок Выставление оценок |
11.Домашнее задание Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения ДЗ | - Запишите домашнее задание: 1 группа- с.46-48 читать, пересказывать 2 группа- с.46-48 читать и пересказывать; подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых. | Записывают домашнее задание в дневники. |
12.Рефлексия | - Мы благодарим наших гостей и хотели бы вручить памятный подарок - богатство нашего края. Брелок с природной яшмой – это камень, который укрепляет иммунитет, снимает усталость и в целом улучшает состояние всего организма. Это сокровище, которое может вдохновлять и поднимать настроение - Надеемся, мы сегодня вам немного подняли настроение! - Спасибо за урок! | Вручение подарков |