СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезные ископаемые родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые родного края»

Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Учитель

Северюхина Л. В

Тема урока

Полезные ископаемые родного края

Цель урока

раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

Создать условия для развития наблюдательности.

формировать умение осуществлять сотрудничество

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Коммуникативные:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • формулировать ответы на вопросы.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию из текстов;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Оборудование

образцы полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль, яшма) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, оборудование для опытов, учебники, тетради, изображение для работы в группе, углевые и меловые карандаши)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно-мотивационный

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат.

- Здравствуйте!

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много

Проверяют готовность к уроку, посадку.




2. Актуализация знаний с использованием розовой карточки «Мульти-фрагмент»

Задача: актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии.

Показ видео о России, Родине


-Ребята, посмотрите на экран, о чем сегодня с вами будем разговаривать?

- О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

-. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина!

- Как вы понимаете, что такое малая родина?

– Да ребята - поселок, город, село., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания. Для нас это место – наше Оренбуржье.

Смотрят видео и готовятся беседовать о просмотренном

Отвечают на вопрос










Отвечают на вопрос




3. Постановка темы урока

Задача: постановка учащимися темы урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;


- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашего края.

- Что у меня в руках?

- Что обычно хранят в сундучках?

- Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки!?


1) Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)


2) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)


3) Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит,

Дом зимой наш согревает. (Уголь)


4) Хоть бывает он цветным,

В школе цвет его один –

Словно облако он бел.

Как зовут его все? (Мел)


5) Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…(Соль)


6) Эта каменная ваза,

Впечатляет внешне сразу,

По-гречески, довольно просто —

Переведите слово «пёстрый»,

Ведь оно, между прочим,

Нам давно известно очень (Яшма) !?


- На эту загадку ответ найдем в конце урока!

- А еще, какие богатства вы знаете?


-Ребята, а как можно все эти слова назвать по-другому?

-Что объединяет наш край и полезные ископаемые, которые мы отгадали?

Сформулируйте тему урока: Полезные ископаемы нашего края

Отвечают на вопросы

- Сундучок.

- Украшения, богатства.




Отгадывают загадки

































Отвечают на вопросы (Нефть, газ, железные руды и асбест, золото и т.д)

- Полезные ископаемые


- Добывают в Оренбуржье

Формулируют тему урока

4. Целеполагание

Задача: постановка учащимися цели урока

решение проблемы.

- Давайте сформулируем цель нашего урока ?

(цель: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства)


-Вспомним, что такое полезные ископаемые?

- Сравним наше определение с определением в учебнике на странице 46


Формулируют цели урока



Отвечают на вопрос

- Один ученик читает определение полезных ископаемых в учебнике с 46

5. Работа в группах с использованием желтой карточки «Давай увидимся»

Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; организовать фронтальную проверку.


1 задание

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

- Как вы думаете, кто такие геологи?



-Молодцы ребята!

- Ваша группа «Геологи»!


- А теперь отгадайте следующий ребус:

- А кто такие шахтеры?



-Правильно, ребята! Ваша группа «Шахтёры»


- Сейчас, группа – геологи, отправляется на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождении мела

- Группа – шахтёры ваша задача – узнать о месторождении угля

- У вас на столе лежит белый конверт с пазлами (+ сообщение), который вы должны собрать и рассказать о месторождении.

- Задача каждой группы ясна?

- Давайте вспомним правила работы в группах.








- Приступаем к выполнению работ

- Слово группе геологи/шахтеры







Разгадывают ребус





Отвечают на вопрос (Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.)

- Ставится табличка «ГЕОЛОГИ» на стол и раздается атрибут


Разгадывают ребус





Отвечают на вопрос (Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земли, горнорабочий, работающий в шахтах.)

- Ставиться табличка «ШАХТЕРЫ» на стол и раздается атрибут






Отвечают на вопрос

Вспоминают правила работы в группе

1. Выбрать командира;

2. Думай, слушай, высказывайся;

3. Говори спокойно ясно, только по делу;

4. Уважай мнение других;

5. В группе равные возможности успеха;

6. Успех команды зависит от каждого.


Работа в группах

Выступление групп

6. Систематизация знаний

Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; организовать фронтальную проверку.


2 задание

-Следующее задание, узнать свойство этих полезных ископаемых.

- Скажите, что такое свойство?

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас каждая группа будет выявлять - исследовать и заносить данные в таблицу. 

- Я предлагаю определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах.

- Работаем с красными конвертами. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля и мела с помощью карточки «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите какого цвета и результат запишите в таблицу.

  3. Возьмите молоточек, ударьте по полезному ископаемому: прочный/не прочный, хрупкий/не хрупкий.

  4. Опустите уголь/мел в стакан с водой: тяжелее/легче воды; возьмите палочку и помешайте: растворяется/ не растворяется в воде.

  5. Запишите, где используют уголь/мел

- Не забываем результаты заносить в табличку.

Название

Цвет

Состояние

Свойство

Где используют

Каменный уголь

черный

прочный

тяжелый

не растворимый

топливо

Мел

белый

не прочный

легкий

растворимый

хозяйственная деятельность

школа




Отвечают на вопрос


Внимательно слушают








Изучают карточку, выполняют исследования, заносят результаты в таблицу

7. Физкультминутка



Мы, юные ученые,
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)

Выполняют движения

8. Систематизация знаний (продолжение)

Задача: закрепление новых знаний и умений;

фиксация нового содержания, изученного на уроке



- Какой вывод мы можем сделать о свойствах полезных ископаемых? (задает наводящие вопросы по исследованию)


- Правильно ребята, полезные ископаемые отличаются по цвету, состоянию и применению.

Показываю аптечку

- А знаете, где их еще применяют?

- Правильно, мел и уголь есть в таблетках.

- А как вы думаете, в каких? (Глюконат кальция, активированный уголь

Глюконат кальция — это препарат, который служит для укрепления костей в организме и необходим для вашего здоровья.

(Показывает упаковку с таблетками)

Активированный уголь – собирает и выводит вредные вещества из организма при отравлении. (Показывает упаковку с таблетками)

- Но помните, ребята, что таблетки - не конфетки!!! И без разрешения взрослых лекарства трогать запрещено!

- Вот видите ребята, полезные ископаемые применяются и в медицине тоже!

Отвечают на вопрос

Учащиеся рассказывают по карточкам о своих исследованиях, отвечают на вопросы




Отвечают на вопрос



Отвечают на вопрос













9.Контроль усвоения знаний с использованием синей карточки «Отмотай назад» (ученики презентуют результат своей работы)

Задача: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; организовать фронтальную проверку; дополнительные сведения



- А мы с вами отправляемся дальше в путешествие - мастерскую творчества!

- Сейчас работаем с синими конвертами. Ваша задача нарисовать картину полезными ископаемыми, которые вы исследовали.

- Ваша группа работает угольными карандашами, а ваша меловыми карандашами.

- Приступаем!

- Заканчиваем ребята, кто сколько успел.

- И так, давайте посмотрим, что у вас получилось?!

- Команда шахтёров, посмотрим, что нарисовали геологи? (Горы)

- Обратите внимание, они находятся недалеко от нашего села. Посмотрите на указатель. Дана подсказка!

- Меловые горы – это интересная достопримечательность села Чесноковка. Они состоят из настоящего, чистого мела, хорошо знакомого всем нам в школе. Местные жители и сейчас здесь берут мел для своих нужд, а дети для игр.


- А теперь, геологи, что нарисовали шахтеры? (добыча угля)

- В Оренбургской области ведется добыча угля открытым способом на Тюльганском угольном разрезе на глубине 60м. из пласта мощностью 21м. Запасы угля составляют 783 млн.тонн



Самостоятельная работа





Учащиеся крепят на доску картины


Отвечают на вопрос


Отвечают на вопрос






Отвечают на вопрос


10. Итог урока

Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме; оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке


- Хочется отметить, что вы сегодня все старались, трудились.

- Группа шахтёров, какую оценку вы поставите геологам?

- А ваша группа?

- Молодцы, ребята, все работали активно, плодотворно и сплоченно.



Выставление оценок

Выставление оценок


11.Домашнее задание Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения ДЗ

- Запишите домашнее задание:

1 группа- с.46-48 читать, пересказывать

2 группа- с.46-48 читать и пересказывать; подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых.


Записывают домашнее задание в дневники.

12.Рефлексия

- Мы благодарим наших гостей и хотели бы вручить памятный подарок - богатство нашего края. Брелок с природной яшмой – это камень, который укрепляет иммунитет, снимает усталость и в целом улучшает состояние всего организма. Это сокровище, которое может вдохновлять и поднимать настроение

- Надеемся, мы сегодня вам немного подняли настроение!

- Спасибо за урок!

Вручение подарков




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!