Орг.момент.Проверка готовности к уроку. Мотивационный этап Мотивация к учебной деятельности. (5 минут) Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия. – О чем мы должны помнить на каждом уроке? – А чтобы узнать что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? Повторим правила работы в группе Психологический настрой. Посмотри, мой милый друг, Как прекрасно все вокруг. Лес, река, трава, поля - Это все моя Земля Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Вывод. Полезные ископаемые. Да. Сегодня мы не только будем изучать, но и узнаем группы полезных ископаемых, их свойства Полезные ископаемые. «Толстые вопросы» -Какие материалы люди используют для строительства? -Где их берут? -Какие виды топлива ты знаешь? -Как получают металлы? Где их используют? -Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Игра « Закончи предложение» Полезные ископаемые- Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве Месторождения – скопление полезных ископаемых в земле Руда – Горные породы, содержащие металлы и их соединения Металлы - Получают на металлургических заводах путем выплавки из руд - Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые» Каждая группа читает текст и составляют кластер –схему, или опорный конспект Работа по учебнику Делайте пометки там, где речь идет о полезных ископаемых Нерудные ( строительные и горючие | Рудные | Горючие Основное св-во горючесть | Горные породы, содержащие руду | Строительные –используют в строительстве | | • Физ. минутки. ( для глаз) Игра « Отгадай загадку» Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит) Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?( нефть) Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь) Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)
11.Работа по карте К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетради Песок – Глина - Каменный уголь – Нефть - Природный газ – Железная руда – Известняк – Гранит – - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? Ученики. Железная руда. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно: - Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили? - Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
- Существует подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Как вы, думаете как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые) Сегодня на уроке мы познакомилисься с горючими полезными ископаемыми. Как вы думаете, почему их так называют? V. Практическая работа учащихся. Название Состояние Плотность Цвет Горючесть Использование Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, сырьё для получения красителей, взрывчатых веществ,удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов Бурый уголь твердый рыхлый Черный + Отопление, кокс- краска, лекарства Нефть жидкая - Темно - коричневого и черного цвета, иногда красноватого, желтоватого и даже белого + Производство керосина, бензина,смазачных масел, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи Природный газ Жидкий В качестве топлива и химического сырья Торф твердый плотный Темно – коричного Закрепление ( тестирование)- Ф.И. _______________________ 1.Месторождение – это… а) добыча полезных ископаемых б) скопление полезных ископаемых в) обогащение полезных ископаемых 24. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане? а) Караганда б) Жезказган в) Павлодар 3. Для добычи полезных ископаемых используют: а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв; б) терриконы, отвалы, озёра; в) колодцы, шурфы, овраги 4. К горючим полезным ископаемым относятся: а) соль, гранит, железная руда, уголь; б) медная руда, железная руда, уголь; в) каменный уголь, нефть, газ 5. Металлы делятся: а) на цветные и не цветные В) на черные и цветные С) на черные и медные 6.К жидким полезным ископаемым относится: А) песок, глина; В) каменный уголь, торф; С) ртуть, нефть. 7.Каменный уголь, нефть, газ – это … А) горючие полезные ископаемые; В) рыхлые полезные ископаемые; С) рудные полезные ископаемые. 8.К нерудным полезным ископаемым относятся: А) соль, гранит, песок, глина; В) медная руда, железная руда; С) каменный уголь, нефть, газ. VIII. Итог урока: На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! Рефлексия учебной деятельности на уроке .Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________ Я научился (лась)__________________ IX. Домашнее задание Так как мы живем РК. Подарить детям карту РК с домашним заданием страница читать и пересказывать. Приготовить 5 вопросов потеме.
| « Улыбка для близких» Ответы на вопросы (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.) (Умение воображать, слушать, наблюдать и опираться на собственный опыт.) . Сегодня мы будем изучать полезные ископаемые Отвечают ,опираясь на жизненный опыт Соединить стрелками работа в паре Работа по учебнику с пометками: Учащиеся составляют схему Учащиеся распределяют ПИ по группам Работают в группах В паре Ответы учеников выслушивают Подготовленные ученики( опережающее задание) Работа в группах описать 1 горючее полезное ископаемое по таблице Отвечает спикер Самостоятельная работа( тест) |