Класс: 4
Предмет: Познание мира
Дата: 25.10.2018
Учитель: Коженовская Марина Николаевна
Тема урока: Горючие полезные ископаемые
Цель и задачи:
1) способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении;
2) развивать логическое мышление, умение задавать вопросы;
3) содействовать воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.
Планируемые результаты:
предметные: знать о полезных ископаемых и их роли в жизни человека; уметь различать полезные ископаемые;
личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;
системно-деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию; выполнять практическую работу.
Виды работ: работа с картой, эксперимент, самостоятельная работа с текстом.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта полезных ископаемых Казахстана стакан, подсолнечное масло,ложечка
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Проблемный вопрос: Необходимо ли беречь полезные ископаемые.?
Ход урока
Организационный момент.
1.Индукция (психологический настрой)
Сядь-ка ровненько дружок,
Начинается вот- вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь всем друзьям,
И садитесь по местам.
II. Актуализация знаний
1.Сообщение темы и целей урока.
-Какой раздел мы изучаем? (Полезные ископаемые)
- Сегодня на уроке мы будем повторять и расширять свои знания о полезных ископаемых. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок подготовленными детьми)
1.Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
2.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
ы отгадай его скорей!
Он легче жидкости своей;
И если жидкость нагревать,
Он может быстро улетать,
Хоть этого не видит глаз,
Все потому, что это ...
Ответ: Газ
Росли на болоте растения...
Теперь это топливо и удобрение.
Ответ: Торф
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Назовите тему урока. (Горючие полезные ископаемые).
Проблемный вопрос: Необходимо ли беречь полезные ископаемые.?
Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых и более подробно остановимся на горючих полезных ископаемых вспомним их свойства.
Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
2.Опрос домашнего задания
-Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?
- Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
(горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека)
- Почему их называют ископаемые?
(Потому что извлекаются из недр земли.)
- А почему их называем полезные?
(Потому что служат человеку.)
Закончи предложения
1.Место скопления полезных ископаемых – месторождение
2.большая область залегания полезных ископаемых- бассейн
3 полезные ископаемые в природе находятся в состоянии (бывают)-
Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ).
4.группы полезных ископаемых – горючие, рудные и нерудные
5. перечисли рудные п.и. (железная руда)
Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк)
Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза)
6. перечисли нерудные п.и. (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор)
7. перечисли горючие пи. (нефть, газ, каменный уголь)
8. способы добычи п.и:.
Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.
А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.
3.Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.
Работа с условными обозначениями
У вас на партах лежат модели- знаки полезных ископаемых. Вы должны разложить их в два столбика.1столбик – полезные ископаемые используемые в строительстве, 2 столбик- полезные ископаемые, которые используют в виде топлива.

- железная руда -каменный уголь



-известняк -нефть

-пески стекольные



-песчанно –гравийный материал



--- - глины -горючие газы - золото
1 группа - горючие 2 группа-строительство









Физ минутка
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
III. Работа над новым материалом.
1.Работа с текстом и таблицей в группах.
- Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в тексте
. - Прочитайте текст и заполните таблицу по плану.
1группа –каменный уголь
2 группа –нефть
3 группа – природный газ
4 группа -торф
План:
1.Условное обозначение.
2.Основные свойства.
3.Способ добычи.
4.Значение и применение.
5.Месторождения в Казахстане
Выступление 1 группы.
Каменный уголь.
1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.
2. Добыча ведется в карьерах и шахтах.
3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.
4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля).
-Рассказ учителя о строении шахты.
Выступление 2 группы.
Нефть.
1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.
2. Бурят скважины.
3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон.
4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз.
Проблемный вопрос: Почему горящую нефть нельзя тушить водой
Эксперимент.
Налейте полстакана воды. Добавьте немного нефти (можно заменить подсолнечным маслом) и хорошо взболтайте. Через некоторое время увидите, что слой нефти находится на поверхности воды. О чем это говорит? Нефть тяжелее или легче воды?
Нефтепродукты загораются также быстро, как и остальные вещества. Горят нефтепродукты достаточно долго.Однако для борьбы с очагом возгорания нефтепродуктов необходимо пользоваться нетрадиционными средствами. А все потому что воду ни в коем случае нельзя применять для тушения нефтепродуктов.
B таком случае следует обратить внимание на школьный курс физики в котором сказано, что плотность нефти значительно меньше чем плотность воды и соответственно при тушении водой, она будет опускаться вниз, и тем самым не будет происходить совершенно никакого воздействия на очаг возгорания. В таком случае горящие нефтепродукты начинают всплывать наружу и продолжают гореть дальше.
Для тушения горящих нефтепродуктов можно воспользоваться специальной воздушно-механической пеной. Если возгорание нефти произошло в мелких масштабах, то в таком случае можете воспользоваться обыкновенным порошковым огнетушителем который обычно используют для автомобилей.
Выступление 3 группы.
Природный газ
1. На карте знак газа - .
2. У чистого газа нет запаха и цвета, но для использования в быту в него добавляют вещества с неприятным резким запахом.
3. Природный газ добывают путем бурения скважин.
4.Природный газ применяется для отопления и приготовления пищи в частных и многоквартирных жилых домах. Также его используют как топливо для транспортных средств. При сгорании газа образуется меньше вредных веществ, чем при сгорании угля и бензина, поэтому он считается экологически чистым видом топлива.
5.Месторождения газа и нефти расположены в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом.
Выступление 4 группы.
Торф
1.обозначается-
2. Торф-рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, лёгкий светло-коричневого цвет
3. Раньше торф добывали исключительно вручную лопатами. В настоящее время технологии вытеснили ручной труд. Все процессы полностью автоматизированы. Добыча производится механизированными агрегатами, после чего расстилается и сохнет под действием солнца и ветра. Периодически тракторы с ворошилками проходятся по настилу с целью ускорить просушку. Затем скатывается в валки и штабелируется. Транспортируется по железной дороге.
4.Применяется торф в основном в сельском хозяйстве для удобрения культур, в качестве подстилки животным, для удобрения почвы. Также используют в медицине, косметологии и как топливо в энергетической промышленности.
5.Область локальных топогенных низинных торфяников занимает северную часть Казахстана.
2.Работа с картой. Перекличка «У нас в Казахстане»
-А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Казахстану и узнаем, какие полезные ископаемые здесь добываются. (Каждый выступающий ученик прикрепляет полезные ископаемые на карту, остальные отмечают полезные ископаемые в контурной карте)
1уч. Казахстан справедливо называют «кладовой подземных сокровищ», здесь добываются все элементы по таблице Менделеева. Более 90% видов, или почти все известные на земле полезные ископаемые, представлены в стране запасами.
2 уч. Основное разрабатываемое газовое месторождение находится в Карачаганаке. Оно относится к крупнейшим в мире.
3 уч. В Атырау природа не очень красива, но земля богата нефтью и газом.
4 уч. Акмолинщина производит добычу золота, меди, каменного угля, бокситов.
5 уч. В Талдыкоргане развита цветная металлургия, производство строительных материалов.
6.уч. В Южных областяхдобываются и перерабатываются фасфорит, суперфасфорит, свинец.Здесь производят кирпич и цемент.
7 уч. Жезказган: развитая цветная металлургия, добыча железной руды.
8 уч. В ходе буровых работ в Кызыл-Ординской области нашли нефть и газ. Работа только началась. А с прошлого века здесь добывают соль, глину, песок.
9 уч. Мангыстау стал развиваться с 1960 года, с освоения месторождений нефти и газа, а сейчас этот регион кормит республику доходами от продажи нефти.
10 уч. А наша область богата углем.
11 уч. Крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь» находится на павлодарской земле.
12 уч. Более 85% всех запасов железной руды республики сосредоточено в Костанайской области
13 уч. В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся на Алтае
3.Приём «Корзина идей»
-Посмотрите на карту сколько полезных ископаемых мы отметили. Это только часть всех полезных ископаемых. Много их? Если их так много необходимо ли беречь полезные ископаемые?
-Обсудите в группах: 1 группа-3 –да нужно
2-4 группа – нет не нужно
Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны. Поэтому необходимо экономное использование всех подземных богатств.
IV. Итог урока.
-Наш урок подошёл к концу.
Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением.
Путешествуя по подземному царству,
Ищем клады мы в недрах земли.
Нам подарит земля богатства:
Уголь, нефть и много руды.
Раз - летят самолеты в небе.
Два - мы строим большие дома.
Не забудь охранять богатства,
Те, что земля нам дала!
-К чему призывает нас это стихотворение?
-Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы.
Приём «Синквейн»
Придумайте со словом ископаемое синквейн.
Ископаемые.
Полезные, нужные.
Добывают, перерабатывают, используют.
Ищем клады мы в недрах земли.
Богатсво.
V/ Рефлексия.
-Что больше всего понравилось?
- Какие чувства вы испытывали в течение урока?
VI. Информация о домашнем задании. с 35-38 читать, р.т.с
КГУ СОШ № 35 имени Ю.Н.Павлова
Урок познания мира
Тема: «Горючие полезные ископаемые»
Класс: 4
(в рамках декады начальной школы)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Коженовская М.Н
г. Караганда
Текст для 1 группы- Каменный уголь
Каменный уголь - твёрдый камень чёрного цвета, он имеет металлический блеск, хорошо горит, выделяет много тепла. Бурый уголь не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла. После сгорания бурого угля остаётся много золы.
Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его добывают открытым способом.
Для добычи угля, который находится глубоко в земле, строят шахты.
Добытый открытым способом каменный уголь гораздо дешевле того, который добывается в шахте.
Каменный уголь используется также для получения красителей, пластмасс, удобрений, искусственных тканей и лекарственных препаратов.
Основные месторождения каменного угля находятся близ Караганды и Экибастуза. Экибастузский уголь находится близко к поверхности земли. Его добывают открытым способом. В Южном Казахстане вблизи города Ленгер был найден бурый уголь. Он используется как топливо. В Казахстане насчитывается более 400 месторождений каменного и бурого угля. Знак каменного угля - ,
бурого угля - •
Текст для 2 группы- нефть
Вы уже знаете, что нефть - это густая маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепла и не оставляет после сгорания пепла. Добытую нефть по нефтепроводам отправляют на перерабатывающие заводы. Вспомни, что получают из нефти.
Месторождения газа и нефти расположены в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом. На карте знак нефти-
Текст для 3 группы- природный газ
При добыче нефти часто выходит природный газ. У чистого газа нет запаха и цвета, но для использования в быту в него добавляют вещества с неприятным резким запахом.
Природный газ применяется для отопления и приготовления пищи в частных и многоквартирных жилых домах. Также его используют как топливо для транспортных средств. При сгорании газа образуется меньше вредных веществ, чем при сгорании угля и бензина, поэтому он считается экологически чистым видом топлива.
Месторождения газа и нефти расположены в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом. На карте знак газа - . Природный газ добывают путем бурения скважин.
Текст для 4 группы- торф
Полезное ископаемое торф обладает хорошими горючими свойствами, образовывается в процессе разложения мхов в болотистых условиях.. Цветовая гамма варьирует от светло–коричневого до темного, почти черного. Темный цвет торфа обеспечивается наличием гумуса (перегноя), чем его больше, тем темнее и насыщеннее цвет.
Применяется торф в основном в сельском хозяйстве для удобрения культур, в качестве подстилки животным, для удобрения почвы. Также используют в медицине, косметологии и как топливо в энергетической промышленности.
Раньше торф добывали исключительно вручную лопатами. В настоящее время технологии вытеснили ручной труд. Все процессы полностью автоматизированы. Добыча производится механизированными агрегатами, после чего расстилается и сохнет под действием солнца и ветра. Периодически тракторы с ворошилками проходятся по настилу с целью ускорить просушку. Затем скатывается в валки и штабелируется. Транспортируется по железной дороге.
Область локальных топогенных низинных торфяников занимает северную часть Казахстана.


На карте торф обозначается
Урок познания мира
Дата: 25.10.2017
Тема: «Горючие полезные ископаемые»
Проблема: необходимо ли беречь полезные ископаемые?
Заполни таблицу:
Название полезного ископаемого | |
Условное обозначение | |
Основные свойства | |
Значение и применение | |
Месторождения в Казахстане | |
Урок познания мира
Дата: 25.10.2017
Тема: «Горючие полезные ископаемые»
Проблема: необходимо ли беречь полезные ископаемые?
Заполни таблицу:
Название полезного ископаемого | |
Условное обозначение | |
Основные свойства | |
Значение и применение | |
Месторождения в Казахстане | |
Рассказ -загадка
1. Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?
Ответ: Гранит.
-Каким значком обозначается на карте?
Рассказ -загадка
2.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?
Я - мягкий металл красного (в изломе - розового) цвета. Люди начали использовать меня раньше других металлов. Одним из ценных свойств является то, что я хорошо провожу электрический ток. Из меня изготавливают детали электрических машин и приборов, запасные части. Меня хорошо используют в телефонной и телеграфной связи.
По моим запасам Казахстан занимает третье место в мире.
Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?
Ответ: Медь.
-Каким значком на карте обозначается?
Рассказ -загадка
3.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?
Ни огня, ни света, а огнём блестит. На этот товар всегда есть спрос.
Используется не только в ювелирном деле, но и в некоторых современных технологиях, особенно в электронике.
Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?
Ответ: Золото.
-Каким значком на карте обозначается?
Рассказ -загадка
4.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?
Я очень тяжёлая, очень прочная порода. Состою из мелких зёрен, плотно соединенных между собой, важное свойство-плавкость. Чугун и сталь – это мои сплавы. Из стали делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машины. В некоторых местах залегаю неглубоко, а в других роют глубокие шахты
Ответ: Железная руда
-Каким значком на карте обозначается?
Цель:
Угольная шахта в разрезе: 1 — штреки; 2 — угольный пласт; 3 — бремсберг; 4 — ходки; 5 — надшахтные здания стволов; 6 — административно-бытовой комбинат; 7 — склад; 8 — ; 9 — террикон.