1. Организация начала урока. А) Сядет тот, кто назовет море, омывающее Россию.. Б) Пятиминутка жужжащего чтения с. 11-13 Г) Работа по карте - Горы Урал, Кавказ, Саяны, Алтай. - острова и полуострова России - Европу, Азию Д) Найди лишнее Урал, Кавказ, Таймыр, Алтай, Саяны 2. Введение в тему А)Определение темы «Пропущенные буквы» (прочитай тему, вставляя пропущенные буквы). Б) Сообщение темы В) Целеполагание (опорка) 3. Объяснение нового материала. А) Выявление опорных знаний - Какие полезные ископаемые знаете? - Почему они полезны? - Как на карте обозначены месторождения полезных ископаемых? Б) Объяснение. Полезные ископаемые – это природные ресурсы. Места скопления полезных ископаемых – месторождения. Поиском заняты люди – геологи. Полезные ископаемые добывают открытым и закрытым способами. При открытом способе роют ямы, котлованы и поднимают уголь, железную руду, медную руду. При закрытом – роют шахты до 4 метров. Для добычи газа бурят скважины. - Рассмотрите на карте какие полезные ископаемые добывают в России? Полезные ископаемые – это природные богатства России. Запасы их не бесконечны. Использовать нужно разумно. Снижать потери при добыче. На местах старых разработок нужно восстанавливать почвенный слой земли, высаживают деревья, засыпают овраги. Физминутка 5. Закрепление и повторение изученного материала. А) Работа с книгой с. 14-16 Б) Вместо знаков полезных ископаемых вставь в текст слова. В)Дополни предложение «Полезные ископаемые России, их месторождение». 6. Проверка домашнего задания. А) Раздели на группы «Острова и полуострова». Покажи по карте 7. Домашнее задание с. 14-16 вопросы 1 группа –вопросы 1-6 2 группа – вопросы 1-5 7. Подведение итогов урока и оценка знаний. - рефлексия |