МКОУ Лугавская СОШ №19 дошкольная ступень
Программа кружковой работы в подготовительной к школе группе по теме:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Автор: Мозговая Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
2020-2021г
Содержание
I. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
1.2.Актуальность
1.3.Цель, задачи положенные в основу программы
1.4. Принципы и подходы к формированию программы.
1.5.Новизна программы
1.6.Использование инновационных технологий
1.7.Общая характеристика методов и приемов
1.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
1.9.Предполагаемые результаты
II. Содержательный раздел
2.1.Перспективно - тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1.Образовательная нагрузка.
3.2. Виды и формы работы.
3.3.Структура занятий.
3.4. Методическое обеспечение программы
3.5.Список литературы.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
1.1. Пояснительная записка
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Цель: Создание условий для развития связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи (для детей подготовительного возраста)
1.Развитие связной монологической речи;
2. Развитие памяти; логического мышления (умение анализировать, систематизировать); образного мышления (кодирование любой информации);
3. Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
4. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.
Образовательные области
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Вид: Составлена на основе методической литературы для дошкольников подготовительной группы
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Форма организации итоговых мероприятий: фотоотчеты; дни открытых дверей (для родителей, педагогов ДОУ)
Программа кружковой работы по теме «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» разработана на основе содержания ФГОС и требований ФГОС ДО. Предлагаемая программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Срок реализации программы 1 года.
1.2.Актуальность
Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.
Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи, которые не дают полноценно общаться со взрослыми и ровесниками. Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в настоящее время очень редкостное.
В речи детей имеется множество трудностей и проблем:
Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;
Бедная диалогическая речь: неспособность точно сформулировать вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;
бедная монологическая речь: неумение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст (сказку, рассказ и т.д.).
Не способность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным комплексам, которые отрицательно воспроизводятся на детях. Многими видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием целенаправленного речевого развития со стороны старших.
В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.
Самый основной задачей в развитии речи дошкольников в данной программе — вырабатывание правильного грамматического строя речи, обогащение речи детей синонимами, дополнениями, определениями. Но так как на каждом возрастном этапе задачи в развитии речи дошкольников постепенно усложняются, таким образом, и трансформируются методы обучения детей. Всякую из перечисленных задач необходимо решать своевременно. В данной программе задействованы все задачи для полноценного и всестороннего развития речи (фонетические, грамматические, связная речь, обогащение словаря).
В развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования (например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).
Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной речи посредством мнемотехники содействует развитию в составлении описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный состав дошкольников.
Также постижение связной речи является для детей важным достижением в психологическом развитии.
Первые семь лет в жизни детей играют значительное значение в развитии, которое идет достаточно стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).
В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение имеет как раз развитие речи дошкольников. В задачи воспитателя для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:
пересказ литературных произведений;
составление описательного рассказа;
придумывание творческих рассказов.
А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и т.д.
В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Подключение карточек-символов для запоминания многообразных предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать рассказы (сказки) более четко и последовательно.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:
в обогащении словарного запаса,
при составлении рассказов,
при пересказах небольших рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Основной задачей формировании развития речи ребенка также является совершенствование монологической речи. Данная задача находит решение через многообразные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием интеллектуального воспитания ребенка
1.3. Цель, задачи положенные в основу программы
Цель кружковой работы: Создание условий для развития связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи (для детей подготовительного дошкольного возраста):
Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать), образного мышления (кодирование любой информации);
Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.
На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:
- анализ психолого – педагогической литературы по данной теме;
- изучение термина «Мнемоквадрат и мнемодорожка»;
- изучение термина «Мнемотаблица»;
- разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;
- оценка эффективности проведенной работы.
1.4.Принципы и подходы к формированию программы:
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связан-ных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке программы учтены принципы общей педагогики:
- Единство воспитательного и образовательного процесса.
- Научность содержания обучения.
- Учет возрастных возможностей ребенка.
- Доступность материала.
- Повторяемость материала.
- Концентричность материала.
1.5.Новизна программы
Новизна методической разработки заключается главным образом в разработках конспектов занятий педагогом. А также запросов, которые обеспечиваются взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники – использование в общей и в самостоятельной деятельности.
Во время занятий применяются игровые методы и технологии, сосредоточенные прежде всего на развитие навыков дошкольников, которые позволяют более точно сформировать знания, умения и навыки детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. Так же широко задействован сенсорный опыт детей.
1.6. Использование инновационных технологий
Технологии, применяемые в реализации образовательной программы:
1. Личностно-ориентированная технология (взаимодействие педагога с детьми).
Личностно-ориентированная технология - это установленная система, где ребенок ставится в основу воспитательного процесса. Данное воспитание базируется на: самоценности ребенка как личности, проявления уважении к ней, добре и нежности, как важнейшем средстве. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности).
Развивающее обучение - линия в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём применения их вероятных потенциалов. Это мотивация на определенное действие, на познание, на новое.
3. Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы.
Технология развития творческого воображения – это развитие фантазии у детей (творческое составление рассказывание), способность обрисовать словами некий представляемый предмет. Предоставленная технология поддерживает и в развитии творческого потенциала дошкольников.
4. Здоровье сберегающая технология (динамические паузы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).
Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно сформированная совокупность программ, приемов, методов непосредственной образовательной деятельности, не причиняющего урона здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их влияния на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Правильное речевое дыхание поддерживает четкую дикцию, выговоре звуков.
Всё же надлежит знать, что при применении дыхательной гимнастики необходимо помнить, что:
Заниматься нужно в хорошо вентилируемом помещении при t 18-20 градусов;
Одежда не должна сковывать движения;
Не заниматься сразу после приема пищи;
При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;
Сопроводительный текст сначала произносит взрослый;
Целью здоровьесберегающих технологий проявляется в обеспечении сохранения здоровья.
5. Коммуникативное общение.
Особенность этой технологии проявляется в понимании ребенком деятельности: того как, каким способом приобретён результат, с какими при этом сталкивались затруднениями, как они были ликвидированы, и что ощущал при этом ребенок.
6. Мнемотехника.
Предоставленная технология охватывает многообразные методы, которые помогают ребенку проще запомнить, а, стало быть, помогают в развитии памяти. Особенности технологии: применение графических символов. Это значительно помогает детям в запоминании текстовой информации.
Схемы максимально приближены к речевому материалу, к примеру, для обозначения диких животных используется дерево (лес), обозначения домашних рисуется – дом. Для начала необходимо приступать за работу с самого элементарного - мнемоквадратов, затем понемногу усложнять задачу и переходить на мнемодорожки, а уже позднее - к мнемотаблицам. Позже - можно заменить изображение в графическом виде.
Цель данной технологии - это развитие памяти; логического мышления и образного мышления; внимания и умения устанавливать причинно-следственные связи при пересказе литературного произведения.
1.7. Общая характеристика методов и приемов
В детском возрасте до семи лет в основном доминирует наглядно-образная память, так как зрительный образ разрешает быстрее запомнить текст, вследствие этого мнемотехника очень результативна для работы с дошкольниками при развитии связной речи.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста устанавливается современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались такие видные деятели как Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леушина А.М., и др., которые полагали, что постижение ребенком связной речью играет очень сложный и существенный период развития детей и уже изначально носит социальную направленность. С точки зрения исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является прежде всего общение детей между собой в процессе игры. Играя и, таким образом, общаясь, дети не только учатся грамотно говорить, а также выясняют для себя смысл многих слов, а стало быть пополняют свой словарь.
Наряду с этим, достаточно немаловажную проблему для удачного речевого развития детей представляют односторонние потенциалы познавательных процессов дошкольников. В силу малоразвитости логического мышления, памяти, у большинства детей возникают проблемы в пересказе литературного произведения.
Одной из развивающих технологий, содействующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая понимается в психологии как метод запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.). В основе лежит принцип замещения: настоящий предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим объектом, изображением, знаком. Как показали изучения, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это обусловливает возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Учитывая весь спектр внешних и внутренних обстоятельств, наметили направления в деятельности:
Сохранение и укрепление здоровья детей, и их физического развития в развитии связной речи дошкольников.
недопущение физической усталости от учебной перегрузки дошкольников;
формирование артикуляционного аппарата детей;
развитие мелкой моторики;
развитие правильного речевого дыхания.
Интеллектуальное развитие детей:
Обогащение и расширение словарного запаса;
знакомство с детской литературой.
Психологическое сопровождение:
причина психологических условий для успешной реализации адаптированной программы «Развитие связной речи с применением схем и мнемотаблиц»;
оказание профилактической и развивающей помощи детям, обладающими проблемами в речевом развитии;
оказание консультативной и практической поддержки родителям через всевозможные формы работы;
1.8.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:
Просветительская:
- родительское собрание «Развитие речевого дыхания у дошкольников с использованием речевых упражнений»;
- анкетирование «Развиваем речь детей».
Консультативная:
- групповые и индивидуальные консультации.
Информационная:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей;
- создание папок-передвижек.
Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Тема и форма проведения мероприятия | Срок проведения |
Папка - передвижка «Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни». | Сентябрь |
Семинар – практикум с родителями «Путешествие в страну Мнемотехника» | Октябрь |
Индивидуальных консультации и беседы с родителями на тему: «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц». Индивидуальные беседы «Как помочь ребенку развивать связную речь?» | На протяжении учебного года |
Буклет для родителей «Что такое мнемотехника» | Январь |
Семинар – практикум с родителями «Развитие речи как необходимое условие личностного развития дошкольников» | Февраль |
Совместное занятие с родителями и детьми «В стране Мнемотехника» Презентация «Наши успехи» | Апрель – май |
1.9.Предполагаемые результаты
Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения детей, повышена степень мотивации к обучениям, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания таким образом самостоятельно осуществляют поставленную задачу.
III. Содержательный раздел.
2.1.Перспективно - тематическое планирование (для подготовительной к школе группы).
«Использование мнемотехники в развитии связной речи для детей подготовительной группы»
№ | Месяц | Образовательная деятельность | Задачи |
1 | Сентябрь «До свидание лето» | 1.Заучивание отрывка стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето» Мнемосхема - Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста». 2.Составление описательного рассказа «Моя одежда» Мнемосхема 3.Дидактическая игра «Копилка слов» 4.Дидактические игры с предлогами. | 1.Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 2.Формирование умения составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблиц; активизирование словаря детей по теме «Одежда». Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 3.Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связой речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. 4.Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
2 | Октябрь «золотая осень» | 1. Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову – Микитову) - Пальчиковые игры «Осень», «Капельки». динамические паузы Мнемосхема 2. Заучивание стихотворения И. Винокурова «Ходит осень в нашем парке» Мнемосхема - Пальчиковые игры (повторение). 3. Составление описательного рассказа «Осень в нашем селе» динамические паузы Мнемосхема - Пальчиковые игры (повторение). 4.Дидактическое упражнение «Из чего сделан?». Д/игра «Загадки и отгадки» | 1.Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 2.Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3.Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов.Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку. |
3 | Ноябрь «посмотри, как хорош, мир в котором ты живешь» | 1. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому) Мнемосхема - Пальчиковая игра «Волк и лиса». 2. Заучивание стихотворения «Падают листья» (М.Ивенсен) Мнемосхема 3. Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» динамические паузы Мнемосхема 4.Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» Заучивание скороговорок | 1. Формирование умения пересказывать художественный текст последовательно и точно с опорой на мнемосхему Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе. 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения оставлять описательный рассказ на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка" Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Насекомые» с опорой на мнемотаблицу. |
4 | Декабрь «Здравствуй, гостья – зима!» | 1. Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову – Микитову) динамические паузы. Мнемосхема - Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки». 2. Заучивание стихотворения А.Барто «Встали девочки в кружок» Мнемосхема 3. Составление описательного рассказа «Пришла зима» динамические паузы Мнемосхема - Пальчиковая игра «Новый год». 4.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». | 1.Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой |
5 | Январь «В гостях у матушки зимы» | 1. Пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю) Мнемосхема - Пальчиковая игра. 2. Заучивание стихотворения Т.Керстен «Январь» Мнемосхема 3. Составление описательного рассказа «Снегири» динамические паузы Мнемосхема 4.Составление описательного рассказа на тему: «Птицы» | 1.Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе Мнемосхема 3. Формирование умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу. |
6 7 | Февраль «Профессии» Март « Весна – красна» | 1. Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) Мнемосхема 2. Заучивание стихотворения В.Егорова «Снеговик» Мнемосхема - Пальчиковые игры «Перелетные птицы». 3. Составление описательного рассказа «Мой домашний любимец» Мнемосхема - Пальчиковые игры (повторение). 4.Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт» 1. Пересказ рассказа «Ягодознание» (по Н. Сладкову) Мнемосхема 2. Заучивание скороговорок «У ежа», «Жаба», «Жук» Мнемосхема 3. Составление описательного рассказа «Первоцветы» динамические паузы. Мнемосхема 4.Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) | 1. Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий. Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения составлять описательный рассказ о домашних питомцах с опорой на мнемосхему Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 4.Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 1. Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения составлять описательный рассказ о первых весенних цветах с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. . |
7 | Апрель «Мир вокруг нас….» | 1. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В.Бианки) Мнемосхема 2. Заучивание стихотворения «Песенка шмеля» - Музыкально – подвижнаятгра «Мы – летчики». Мнемосхема 3. Составление описательного рассказа «Перелетные птицы» динамические паузы Мнемосхема 4.Составление описательного рассказа на тему: «Деревья» | 1. Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка 2. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения составлять описательный рассказ о перелетных птицах цветах с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4.Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. |
8 | Май «Здравствуй, лето!» | 1. Заучивание скороговорок «Шесть мышат», «Наша Маша», «На окошке» Мнемосхема - Пальчиковая игра «Лето». 2. Составление описательного рассказа «Насекомые» динамические паузы Мнемосхема - Пальчиковые игры «Жук». 3.Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха» 4.Дидактические игры с предлогами. | 1. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 2. Формирование умения составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 3.Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность. 4.Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
III. Организационный раздел
3.1.Образовательная нагрузка:
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Длительность занятий 30 минут.
Категория обучаемых: 6-7 года.
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии, такие как:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.
3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).
4. Подвижные игры.
5. Физкультминутки.
3.2. Виды и формы работы:
1. Группировка информации (радиотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;
2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение аппенинского полуострова с сапогом;
3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);
5. Крокировка (зарисовка текста символами);
6. Использование различных приемов для запоминания.
7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
8. Разучивание и декламация стихов.
9. Подвижные игры.
10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.
11. Пластические этюды.
12.Творческая деятельность: рисование.
13. Диалог с игрушкой.
14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.
3.3.Структура занятий:
1. Приветствие.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
2. Работа с мнемотаблицейс троится по следующему принципу:
• Рассматривание мнемотаблицы.
• Перекодирование информации.
• Воспроизведение таблицы по памяти.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В.Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Про-свещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н.Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. –Омск: ООИПКРО, 2001.
11. Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.
3.5. Список используемой литературы
Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.
Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
«Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).
В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.;
Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017;
В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.;
В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.;
В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.;
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – 2009.