СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полидискурсивный консенсус в диалоге традиционализма и современности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена осмыслению проблемы взаимодействия множества дискурсов традиционалистского и модернистского общества как системного единства в достижении диалогического консенсуса в межцивилизационной коммуникации. Полидискурсивный консенсус в диалоге культур создает новую кросс-культурную событийность коммуникации, основанную на двуединстве инклюзивных и эксклюзивных типов рациональности. Принцип эквивокативной дискурсивности положен в основу универсальной цивилизационной этики и межцивилизационного взаимодействия. На основе анализа  типов социальной коммуникации Ю. Хабермаса и М. Вебера предлагается типология дискурсов, участвующих в диалоге культур традиционалистского и модернистского общества в аспекте концепции постсекуляризма. Принципы универсальной цивилизационной этики лежат в основе диалогического проекта многополярного мира цивилизаций как безопасной стратегии развития человечества.

Просмотр содержимого документа
«Полидискурсивный консенсус в диалоге традиционализма и современности»

Полидискурсивный консенсус в диалоге традиционализма и современности



Mishuchkov A.A.

  Department of Scientific Research

Orenburg Theological Seminary of the Orenburg

Diocese of the Russian Orthodox Church

17, Chelyuskintsev Street, Orenburg, 460014, Russian Federation

e-mail: [email protected]



Аннотация – Статья посвящена осмыслению проблемы взаимодействия множества дискурсов традиционалистского и модернистского общества как системного единства в достижении диалогического консенсуса в межцивилизационной коммуникации. Полидискурсивный консенсус в диалоге культур создает новую кросс-культурную событийность коммуникации, основанную на двуединстве инклюзивных и эксклюзивных типов рациональности. Принцип эквивокативной дискурсивности положен в основу универсальной цивилизационной этики и межцивилизационного взаимодействия. На основе анализа типов социальной коммуникации Ю. Хабермаса и М. Вебера предлагается типология дискурсов, участвующих в диалоге культур традиционалистского и модернистского общества в аспекте концепции постсекуляризма. Принципы универсальной цивилизационной этики лежат в основе диалогического проекта многополярного мира цивилизаций как безопасной стратегии развития человечества.


Ключевые слова – традиционализм, современность, межцивилизационная коммуникация, полидискурсивный консенсус, философия диалога, Ю. Хабермас, типология дискурсов, эквивокативная дискурсивность, цивилизационная этика диалога


Современная область коммуникаций пронизана внутренним конфликтом уходящего мира традиционной культуры и технократического мира ценностей, заявляющем о своем разрыве с прошлой культурной традицией. Традиционализм и современность – две ключевые характеристики межцивилизационной коммуникации, задающие стратегии будущего развития мирового человечества.

Западная цивилизация мыслит свою коммуникативную позицию с точки зрения прогрессизма и релятивизма, разрыва с традиционной культурой. Незападные цивилизации (в частности, Индия, Китай, Россия, исламская и африканская цивилизации) противостоят в своей позиции Западу, пытаясь совместить модернизацию (проект современности) и традиционализм.

Проект современности основан на неудовлетворенности собой, разрыве с прежней идентичностью, относительностью культурных идентичностей, модернизации социальных институтов и всей системы общественных отношений, преобразование человека как субъекта социальных изменений. Содержанием традиционализма является особенность национально-культурного самосознания как завершенности культуры в себе, самодостаточности и абсолютности ценностей культуры, приоритета ценности прошлого как алгоритма будущего.

Современное человечество представляет собой диалектическое единство традиционных (семья, церковь, национальность) и модернистских институтов (экономика, политика, техника, Интернет, модернистская культура). В коммуникативном пространстве цивилизаций сложную систему образуют различные институциональные и неинституциональные дискурсы традиционного и модернистского общества. Возникает эффект полидискурсивности в межкультурном общении, синхронной представленности системы дискурсов в коммуникативной позиции стран, культур, личностей. Возникает новое качество кросс-культурной событийности – внутри- и межличностной цивилизационной коммуникации, включающей в себя различные, зачастую противоположные когнитивно-ценностные миры. Принципом эффективности такого кросс-культурного общения становится полидискурсивный консенсус его участников, основанный на признании: легитимности множества дискурсов в коммуникации; морального консенсуса в отношении общей полидискурсивной этики диалога; гражданско-правового консенсуса в отношении признания системы прав и свобод личности и общественных институтов. Полидискурсивный плюрализм как признание равноценности в цивилизационной коммуникации множественных дискурсов традиционализма и модернизма является развитием принципа полидискурсивного цивилизационного консенсуса. Он закладывает новый формат международной коммуникации, основанный на отказе от однополярности цивилизационного развития человечества, признании принципа многополярного мира, признании презумпции культурно-цивилизационного многообразия, признании динамичности и взаимосвязанности эксклюзивно-инклюзивного мира цивилизаций, признании фундаментального гуманитарного кризиса внутри современной цивилизации и переформатировании системы международных отношений и институтов, возникших в эпоху блокового противостояния стран в прошлом веке.

Возникает актуальная задача для философии диалога найти форму культурного компромисса и коммуникации двух миров (традиционности и современности) для сохранения стабильности цивилизаций и преодоления цивилизационного противоречия. Представитель европейской философии диалога Юрген Хабермас создал «теорию коммуникативного поведения» в современном обществе в аспекте анализа двух уровней: «система», как материальный мир и сфера институтов (рынок, бюрократия) и «жизненный мир», как символический субъективный мир личности человека. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру – инструментальная рациональность. Эти два типа рациональности формируют и стратегии дискурсивных позиций – традиционализма (приоритет духовного жизненного мира над материальными ценностями «системы») и современности (приоритет материального над духовным). Основной проблемой и спецификой современности, согласно Ю. Хабермасу, является разъединение «системы» и «жизненного мира», выражающееся в процессе разрыва современности с традицией. Современность связана со свободой от диктата традиций и патернализма власти, со свободой суждений, выбора и личной ответственности, с динамизмом общественных процессов, с господством инструментальной рациональности. Коммуникативная рациональность служит укреплению традиции в социуме, социальной интеракции, формированию культурной солидарности и идентичности личности.

Ю. Хабермас так определяет ключевое понятие своей философии «коммуникативное действие», «как круговой процесс, в котором положение актора двояко: он является инициатором действий, рассчитав которые, можно овладеть той или иной ситуацией; и в то же время продуктом традиций, в которых он живет, сплоченных групп, к которым он принадлежит, и процессов социализации, в которых он достигает зрелости» [1, P. 202]. Коммуникативное действие как социально опосредованная интеракция, социальная перцепция, форма обмена информацией, опирается на символические акты, через которые субъекты принимают и понимают коммуникативные сообщения, а также контролируют действия через соответствующие коммуникационные формы (переговоры, консенсус).

Используя концепции М. Вебера (социального действия) и Дж. Л. Остина (речевых актов) он выделяет типы поведения человека: коммуникативный тип в языковой сфере, использующий язык с целью достижения взаимопонимания в горизонте общего для акторов коммуникации жизненного мира; стратегический тип в политической и экономической сфере, преследующий утилитарный интерес и основанный на манипулятивном поведении на основе стимулов вознаграждения и наказания; инструментальный тип в техносфере и экономике (подобно целерациональному поведению М. Вебера); норморегулирующий тип в сфере права, где нормы выражают общепризнанные интересы и ценности общества, которым однотипно следуют все его члены (подобно ценностнорациональному поведению у М. Вебера); экспрессивный тип по формированию имиджа (самопрезентации) человека, способствующий свободному выражению субъектом своей индивидуальности. Данный тип включает в себя аффективное поведение человека, по М. Веберу, значительно расширяя его содержание. Таким образом, Ю. Хабермас показывает, что в социальном плане существует значительное количество стратегий поведения человека, что влияет на сферу коммуникации. Принципиальное отличие коммуникативного действия от всех остальных видов социального действия заключается в реализации механизмов взаимопонимания между людьми, а не достижение прагматичного успеха, выгоды, интереса. Взаимопонимание не как цель, навязанная манипулятивно, а как ценность, к которой свободно стремятся все субъекты коммуникации, которые находят в ценностном консенсусе основание социальной солидарности и стабильности общества. Такое гуманистическое измерение коммуникативного действия раскрывает его как тип ценностнорационального поведения, выгодно отличая от стратегического поведения, имеющего прагматическое содержание.

В основе проекта современности по М. Веберу лежит целерациональный тип социального действия, порожденный инструментальной рациональностью. Ценностнорациональное действие укрепляет традиционную культуру, подчеркивая самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Классификация типов социального действия у М. Вебера основана на убывании степени рациональности поведения индивидов: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Последние два типа действия находятся на границе осмысленного рационального поведения.

Низший тип социального действия М. Вебер называет психологически-стереотипным поведением, основанным на «длительной привычке», реактивном подражании, которое вместе с аффективным типом является иррационально-субъективным по содержанию. Использование в данном случае термина «традиционный» является сугубо в узком смысле, в содержательном плане как культурно-психологической инерции мышления. Как отмечает сам М. Вебер, что традиционное действие есть «автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки» [2, Р.628]. Будучи в идеологическом отношении к прошлому «традиции», которая противоположна современности (капитализму, рациональности, просвещению), М. Вебер, таким образом, намеренно сужает данное понятие. В каждом обществе сложился свой тип целостности общественной практики, включающей все четыре типа социального действия. Также и у каждой личности существует своя индивидуальная форма целостности выражения этих типов при доминанте в той или иной ситуации каждого типа. Следовательно, в традиционном обществе и у традиционного человека, как и у современного общества и человека свой набор содержательных характеристик типов социального действия. Идеологическое столкновение происходит между двумя типами мировоззренческих стратегий – проектом современности и традиционализмом. Как отмечает М. Вебер: «Первым противником, с которым пришлось столкнуться «духу» капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в «этическом» обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом» [3, Р.80]. Одной из идей его произведения заключается в выяснении роли протестантской традиции этики на «дух капитализма». Фактически М. Вебер выявил социально-историческое противоречие между традиционализмом и современностью.

Исходя из представленных классификаций Ю. Хабермаса и М. Вебера, можно сформулировать следующую схему типов социальной коммуникации, исходя из различий: традиционного и современного посттрадиционного общества, институциональной (организованной) практики коммуникации и неинституциональной (интерсубъективной межличностной) практики коммуникации.


Таблица 1. Схема типов социальной коммуникации (дискурсов).


Тип общества

Традиционное общество

Посттрадиционное современное общество

Тип морали

Конвенциональная гетерономная коллективисткая мораль

Постконвенциональная автономная индивидуалистская мораль

Тип ценностей

Традиционные ценности с приоритетом обязанностей человека и ориентацией на коллективное благо

Инструментальные ценности с приоритетом прав человека и ориентацией на индивидуальное благо

Уровень организации коммуникации

Институ-циональный

Неинститу-циональный

Институцио-нальный

Неинститу-циональный

Тип социального действия:

Традиционалистский

Инновационный

  1. Коммуникативный

Религиозный дискурс

Бытовой дискурс

Научный, педагогический

дискурсы

Персональ-ный дискурс

2. Стратегический

Экономический

политически- консервативный дискурсы

Бизнес-общение

Экономический, политический прогрессисткий дискурсы

Инновацион-ные бизнес-коммуника-ции, экспертный дискурс

  1. Инструменталь-ный

Ремесленный дискурс

Ремеслен-ное общение

Технический административ-ный дискурсы

Виртуальный дискурс

  1. Нормативный

Обычай, дискурс судебников

Дискурс талиона

Юридический

дискурс

Нормо-творчество

  1. Экспрессивно-аффективный (драматургичес-кий)

Мифологичес-кий дискурс

Дискурс коллектив-ной манифестации

Арт-дискурсы, рекламный дискурс личной манифестации.

Арт-творчество

  1. Стереотипно-психологический

Ритуализм

Подража-ние

Психологический дискурс

Игровое общение


Традиционное общество предполагает ограничение внутренней свободы человека за счет коллективных норм поведения. В посттрадиционном обществе человек стремится ограничить внешние институциональные ограничения, развивая личностно-ориентированное поведение. Конвенциональная гетерономная коллективисткая мораль традиционного общества основана на приоритете коллективного блага, общественной незыблемости (абсолютности) морали и санкций, моральной ортодоксии. Постконвенциональная автономная индивидуалистская мораль в посттрадиционном обществе основана на приоритете прав человека, ориентацией на индивидуальное благо личности, моральном релятивизме. Уровни организации коммуникации в каждом типе общества разделяются на институциональный и неинституциональный. Институциональная коммуникация организует дискурсивное взаимодействие людей, реализующих свои статусно-ролевые возможности, в рамках исторически развитых общественных институтов. В.И. Карасик выделяет следующие черты институционального дискурса: шаблонность речи; асимметричность; статусно-ролевой баланс участников (субординация); ориентация на структуру, максимум речевых ограничений; относительно фиксированная смена коммуникативных ролей; участники дискурса имеют четкое представление, прежде всего, о том, какие коммуникативные действия и в какой последовательности должны происходить в той или иной ситуации [4, Р. 5-20]. Неинституциональная коммуникация возникает в ситуации, когда люди вступают во взаимодействие не как представители социальных институтов, не под влиянием власти, а в безвластных (симметричных) отношениях, как культурно равные личности с высокоразвитым внутренним миром.

В представленной таблице только схематично представлены возможные варианты заполнения примеров различных дискурсивных практик в разделах различных типов социального действия. Коммуникативный тип социального действия предполагает взаимопонимание сторон коммуникации, он является ключевым в межцивилизационной коммуникации. Традиционно-религиозный дискурс предполагает включенность церковной инстанции и церковной принадлежности сторон коммуникации, неизменность религиозно-этических истин. В неинституциональном общении религиозный дискурс сводится к доминанте этических тем, носящих сотериологический характер. Ярким примером неинституционального общения является бытовой дискурс по поводу обыденных тем повседневности. В институционально-инновационном уровне дискурсов господствует научный дискурс, предполагающий постоянное порождение нового знания и его организацию, институциональную практику реализации. Научный дискурс нацелен на эффективный процесс создания, трансляции и использования знаний. Этот дискурс предполагает: объективность, установку на поиск истины, концептуальность (теоретичность), эмпиричность, логичность, методологичность, обоснованность, критицизм и креативность.

Если религиозно-педагогический дискурс направлен на формирование у сторон коммуникации неизменной картины мира, то научно-педагогический дискурс включает в себя постоянное обновление картины мира, ее динамику. В отличие от бытового дискурса персональный дискурс нацелен на прорыв в межличностных отношениях, обретение новых культурных смыслов в философских и литературных дискурсах, расширение горизонтов бытия личностей.

Стратегический тип традиционного социального действия направлен на поддержание и сохранение экономического, социально-политического строя общества, инновационный тип действия нацелен на модернизацию общества. Соответственно этому в обществе противоборствуют консервативные и прогрессистские дискурсы. Отличительными признаками политических дискурсов являются: когнитивная оппозиция «свой – чужой»; применение явных и неявных средств манипулятивного психологического воздействия; скрытый, неосознаваемый адресатом характер его осуществления; рассмотрение адресата дискурса в диалоге в качестве средства достижения поставленной политической цели; как способ институализации и консолидации общества, легитимации власти; медиатизированность, как влияние СМИ; визуальность, театральность, ангажированность коммуникативного поля дискурса; когнитивная и прагматическая дисгармония дискурса; многоязычность; взаимодействие рациональной аргументации и иррациональной псевдоаргументации; смысловая неопределенность, фантомность, фидеистичность, эзотеричность; суггестивность, дистанцированность, авторитарность, динамичность.

Неинституциональное бизнес-общение, в свою очередь, также различается на традиционное (культура личностной коммуникации) и инновационное (экспертный дискурс), когда формируются новые связи и стратегии бизнеса.

Инструментальный тип социального действия представлен, в первую очередь, в технической сфере и предполагает ориентацию на поведение других людей, использование предвосхищения такого поведения, как средства построения собственных действий. В традиционном обществе ремесленный дискурс и практика призваны сформировать квалифицированного мастера своего дела, создающего шедевр (уникальный продукт). Ремесленное общение создает внеинституциональные установки на формирование такой технической культуры специалиста. Современные технические и административные дискурсы формируют человека модерна, создающего новый продукт с необычными свойствами (шедевр-инновацию). Виртуальный дискурс формируется в сети Интернет как в интеллектуальном сообществе, имеющем не вертикальную организацию, а сетевую горизонтальную. Он имеет особенности: технические умения, статусное равноправие коммуникантов, независимость от пространственно-временного места коммуниканта, гипертекстуальность (нелинейное представление информации). В силу развития технических средств и усложнения организации знания в Интернете виртуальный дискурс является инновационным по своей природе и стремительно институализируется в сфере массовой коммуникации.

Нормативный тип социального действия обслуживает сферу морали и права в обществе. В традиционном обществе – это гетерономная мораль и право, основанные на обычае, в посттрадиционном обществе происходит индивидуализация и релятивизация морали, а за ним и права. Вместо конвенциальной коллективистской морали начинает господствовать постконвенциональная автономная мораль. В институциональном поле дискурсов традиционного общества все сводится к легитимации права как священного и неизменного института общества. В обыденном неинституциональном общении оно оперирует принципом «око за око и зуб за зуб» (талион). В современном обществе мораль неинституционального общения стремится к реализации парадокса добра (отвечать добром на зло), как более отвечающем цивилизационной стратегии развития общества. Юридический дискурс посттрадиционного правового общества формирует гражданское правосознание духовно самостоятельной личности, осознанно и свободно принимающей систему права общества, защищающей права и свободы личности. Вслед за институциональным нормотворчеством развивается неинституциональное нормотворчество в процессах коммуникации как выражение и углубление внутренней моральной и правовой культуры личности.

Экспрессивно-аффективный тип социального действия на уровне традиционного общества представлен мифологическим дискурсом как особой иллюзорной целостной речемыслительной практикой, оперирующей эмоционально-ценностными синкретичными представлениями (мыслеобразами) социальных взаимодействий индивида на чувственно-дорефлективном уровне освоения мира. Миф является универсальной формой институционализации культуры и коммуникации человечества. В этом смысле он органично входит в полидискурсивную коммуникативную культуру личности и общества. Карнавальная культура в традиционном обществе является ярким примером неинституционального дискурса коллективной манифестации личности, где анонимность и смена ролей уравнивают ее участников. В современном обществе превалируют дискурсы личной манифестации (арт-дискурсы), где человек создает множество образов себя в различных межличностных отношениях. Причем, сами дискурсы задают границы манифестации индивида, переводя его от внешнего принуждения к внутреннему самопринуждению, к выявлению творческих потенциалов презентации личности.

Стереотипно-психологический тип социального действия опирается на дискурсивные принципы институционального ритуализма и неинституционального подражания в традиционном обществе. С развитием рефлексивной психологический дискурсивности в современном обществе человек воспроизводит более сложные психические новообразования в межличностном общении, связанные с самоконструированием личности в парадигме внешней гражданской и внутренней духовной свободы. Неинституциональный аспект данного типа социального действия в современном обществе представлен в игровом дискурсе, освобождающем человека от груза обыденности, неизбежности социальных обязательств, в манифестации личности в новой форме.

Перечисленные в таблице дискурсы – только малая часть реально существующих дискурсов в обществе и границы их разделения в плане институциональности и неинституциональности вполне условны. Эвристическая сила данной схемы дискурсов в осознании фундаментального факта системности дискурсивного поля коммуникаций в обществе, диалектического и генетического единства дискурсов традиционного и современного общества. Исходя, из данного исторического факта внутренней эксплицитности эксклюзивных традиционных дискурсов и инклюзивных посттрадиционных дискурсов вытекает как коммуникативная аксиома для коммуникантов - принцип полидискурсивного консенсуса и плюрализма. Он задает кросс-культурное гуманное измерение цивилизационных коммуникаций, имеющих эквивокативную (двуосмысленную, эксклюзивно-инклюзивную) природу социальных отношений.

Институциональные практики коммуникации отражают общественную специфику организации коммуникативного процесса, выступают как системы самосохранения социума, реализации в дискурсивном пространстве индивидуальных и общественных интересов. Институциональные интеракции создают общественную основу для персональной неинституциональной коммуникации и вместе они диалектично реализуют целостность коммуникативного пространства цивилизационных сообществ. Данная схема типов социального действия более точно детализирует систему цивилизационной коммуникации, возникающей как внутри, так и вовне между цивилизациями. Одной из проблем цивилизационной коммуникации является формирование такой модели идеальной коммуникативной ситуации, при которой были бы совместимы механизмы реализации различных типов социального действия, как в традиционном обществе, так и в посттрадиционном обществе. От нахождения такого коммуникативного полидискурсивного консенсуса зависит сама судьба проекта диалога цивилизаций, решение глобальных проблем человечества и, в конечном счете, будущее человечества в целом.

Ю. Хабермас сыграл значимую роль в формировании такой универсальной модели коммуникации и универсальной дискурсивной этики, как фундамента межцивилизационного взаимодействия. Универсальные принципы у Ю. Хабермаса, составляющие основу его философской прагматики, оформились изначально в рамках концепции (Geltungsansprüche) нормативных требований значимости. Он выделил модусы коммуникации (когнитивный, интеракционный и экспрессивный) и соответствующие им притязания на значимость к речевому акту (истинность, нормативная правильность, правдивость) [5, Р. 204], которые также являются критериями взаимопонимания в коммуникативной практике. Идеальная речевая ситуация складывается: из истинности пропозиционально содержания сообщения (соответствие знания действительности); соответствия отношений и ожиданий участников коммуникации и легитимности нормативного контекста (правильности); искренности (правдивости) их намерений (одинаковости речевой интенции и смысла при его манифестации); соответствия выражения языковым грамматическим правилам (понятность). К данным принципам речевого акта можно добавить принципы этики универсального дискурса: универсализм (признание моральных универсалий как основы морального единства человечества, что служит основанием принятию и универсальному обмену идеальными ролями); когнитивизм (различение правильных и ложных суждений, консенсус в дискурсе на основе рефлексии рациональных моральных универсалий, процедур обоснования их истинностности); формализм (нормативная правильность норм и содержаний дискурса); объективность и аргументативность дискурса; интерсубъективность дискурса, беспристрастность оценки в коммуникативном акте собственных и других интересов и точек зрения; комплементарность (взаимообогащение) аргументативного поля смыслов религиозного и секулярного дискурсов в цивилизационной коммуникации, находящие консенсус между традиционными ценностями общества и посттрадиционными ценностями. Последний из перечисленных принципов, был раскрыт у Ю. Хабермаса в концепции постсекуляризма. Концепт открытого, «мультикультурного мир-общества» Ю. Хабермас дополнил концептом «конституционализированного международного права», которое предполагает «космополитическое правовое состояние (в кантовском смысле), которое превыше конфликтов по поводу мировоззрений» [6, Р.18]. Ю. Хабермас видит главную проблему такого глобального межкультурного дискурса в нахождении взаимопонимания не только между религиозными традициями, формирующими различные культурные «современности» (modernities), но в первую очередь между религиозной и светской ментальностями в гражданских обществах всех стран. В рамках этой перспективы Ю. Хабермас выдвигает философскую концепцию постсекуляризма как новую стратегию позитивного сотрудничества религиозной и светской ментальностей в политической и культурной сферах развития современного общества. Наглядным примером реализации такой концепции стал совместный сборник Ю. Хабермаса и папы Бенедикта XVI (Ратцингера) [7]. В данной дискуссии стороны сошлись на общей констатации разрушения гражданской солидарности как основания демократического государства, на проблеме невозможности универсального человеческого этоса, примирившего бы секулярный и религиозный дискурс. Отсюда поиск консенсуса между ними на основе примирения веры и разума в дискурсивной этике, консенсус светской и религиозной этики. Ю. Хабермас утверждает, что «наше современное общество должно разработать новую постсветскую чувствительность и опираться на религию как источник общественного рассуждения, вылечить патологии модернизации и ложность секуляризации, в том числе, предотвратить кризис индивидуалистической системы отношений, который мешает созданию реальных и сильных общин в инклюзивном обществе» [8]. Таким образом, в цивилизационной коммуникации, по мысли Ю. Хабермаса, представлена вся совокупность исторически сложившихся типов рациональностей в мировой культуре: когнитивно-инструментальная рациональность науки, экономическая рыночная рациональность, эстетически-экспрессивная рациональность искусства, богословская рациональность религии, политическая, правовая, моральная типы рациональностей. Приоритет в достижении цивилизационного консенсуса в коммуникации он видит в эквивокации (двуединстве) дискурсивной этики, включающей в себя религиозную и светскую мораль, как основу цивилизационной идентичности и коммуникации. Именно такая двуединая секулярно-религиозная цивилизационная конструкция дискурсивной этики позволит раскрыть потенциал подлинной универсальности межцивилизационных отношений и выработать эффективную стратегию безопасного будущего человечества. Эквивокативная дискурсивность позволит в диалоге цивилизаций реализовать единство секулярных и религиозных потенциалов различных культурных концептов в полярной диалектической гармонии универсальной цивилизационной этики.

Общими принципами (моральными универсалиями) полидискурсивной цивилизационной этики диалога, примиряющей эксклюзивные и инклюзивные типы рациональностей могли бы стать следующие: цивилизационная рефлексивность (владение и прочтение социокультурных кодов цивилизации); полидискурсивный консенсус, полидискурсивная эквивокация (двуединство смыслов); единство блага общества и личности (взаимосвязь индивидуальных и коллективных прав личности); социальное согласие и солидарность (приоритет социального и морального единства над культурными различиями); гуманность (ценность человека, его свободы и достоинства в секулярном и религиозном дискурсах); ответственности и социального долга (права человека увязаны с его социальными обязанностями); гражданственности (реализация гражданско-правовой идентичности); эмпатии и перцептивности (способности эмоционально и морально сопереживать и сострадать ближнему); мира и безопасности (сохранение чувства защищенности в партнере, способность оказывать и принимать социальную поддержку); справедливости и правдивости (стремление к социальному равенству и отказу от двойных стандартов в общении); терпения и смирения в отношении к различиям людей и поведению; уважение достоинства личности и культурных идентичностей; прощения (умение не держать исторические обиды и отвечать добром на зло); красоты и счастья (стремление к общим эстетическим идеалам прекрасного и чувства морального удовлетворения личности); оптимизма и уверенности (веры в разумное и духовное будущее человечества); милосердия (социальной благотворительности); умеренности и уравновешенности; открытость в диалоге; ненасилия и отказа от манипуляции; презумпции ценности и равенства культур в диалоге; отказ от инклюзиофобии и эксклюзиофобии.



REFERENCES.



[1] Ю. Хабермас Моральное сознание и коммуникативное действие, СПб.: Наука, 2000.

[2] М. Вебер Основные социологические понятия. // Вебер М. Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.

[3] М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.

[4] В.И. Карасик О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000.

[5] Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие, СПб.: Наука, 2000.

[6] Ю. Хабермас Религия, право и политика, политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе// ПОЛИС. Политические исследования, № 2, 2010. С.18

[7] Ю. Хабермас Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 с.

[8] Intervento di apertura al Seminario «Promoting Religious Freedom and Peaceful Coexistence. (Roma, 11 febbraio 2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambalgeri.esteri.it/NR/rdonlyres/05CB85F3-84D0-4AA4-AD50-E21BE83DA26F/0/InterventoaperturaSigMinistro.pdf

[9] А.А. Мишучков. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации (монография). – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017.

[4] A.M.Orekhov, F.N.Akhmedov. Economics and Contemporary Philosophy of Money: the Lessons of Crisis//Vestnik RUDN («Ekonomika»), Moscow: vol.2, P.5-12. 2013.