ФИО учителя:Байгазакова Саулеш Турсынбаевна
Стаж работы:29 лет
Место работы:Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Должность:Учитель начальных классов
Категория: 1 квалификационная категория
Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
1. Создать условия для:
ü усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
ü осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
II. Проверка знаний.
- Составление кластера.
![](file:///C:/DOCUME~1/%D0%90%D0%94%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%98~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif)
Индивидуальная работа по карточкам.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)
Содержание карточки:
1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.
2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.
3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.
III. Изучение нового материала
1. Составление плана изучения:
- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
(В ходе обсуждения составляется кластер.)
2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:
1 группа - Что называют полезными ископаемыми?
2 группа – Что такое месторождения?
3 группа - Что называют шахтой, карьером?
3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.
Таблица «Инсерт»
«V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете
|
«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым
|
«–»
поставьте «–» (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете
|
«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
|
4. Составление кластера.
![](file:///C:/DOCUME~1/%D0%90%D0%94%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%98~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.gif)
Полезные ископаемые Шахта Строительство
Месторождение Карьер Машиностроение
Руда
Физминутка.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд.) Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.)
Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.
5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Карточка для первой группы учащихся:
Тип источника информации
|
Цель
|
Результат
(+/-)
|
учебник (с.64-65),
атлас «Мой мир»,
географическая карта Казахстана,
коллекция полезных ископаемых,
поисковые системы Яндекс и Google
|
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется горючими полезными ископаемыми?
2. Что относится к горючим пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение горючих пол. ископаемых.
|
|
Карточка для второй группы учащихся:
Тип источника информации
|
Цель
|
Результат
(+/-)
|
учебник (с.64-65),
атлас «Мой мир»,
географическая карта Казахстана,
коллекция полезных ископаемых,
поисковые системы Яндекс и Google.
|
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение рудных пол. ископаемых.
|
|
Карточка для третьей группы учащихся:
Тип источника информации
|
Цель
|
Результат
(+/-)
|
учебник (с.64-65),
атлас «Мой мир»,
географическая карта Казахстана,
коллекция полезных ископаемых,
поисковые системы Яндекс и Google.
|
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение нерудных пол. ископаемых.
|
|
IV.Закрепление изученного
Работа в парах.
- Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.
|
|
|
|
|
1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.
2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.
3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.
4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.
5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.
|
|
|
1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.
3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.
4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.
5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.
|
|
V. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Домашнее задание.
1. Работа с материалами учебника.
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).