Автор: Есина Елена Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ школы-интерната.
Предмет, класс | Окружающий мир, 4 класс, учебник «Окружающий мир. 4 класс. Автор А.А.Плешаков, 2014 (2 часа в неделю) |
Тема учебного занятия | Полезные ископаемые Новосибирской области. (занятие-исследование) |
Цель учебного занятия | Раскрытие роли полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. |
Задачи учебного занятия | Образовательная: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; Показать их важную роль в экономике страны. Развивающая задача: Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Развивать умения составлять схемы, таблицы. Воспитательная: |
Планируемые результаты: | Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Метапредметные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. |
Список используемых ресурсов | Карта «Районы Новосибирской области» https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20карты%20новосибирской%20области&noreask=1&img_url Схема «Полезные ископаемые Новосибирской области» https://yandex.ru/images/search?text=карта%20полезные%20ископаемые%20новосибирской%20области&img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru Изображения полезных ископаемых https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20полезные%20ископаемые%20россии&lr Картинки «Профессии людей, занятых в добывающей промышленности» https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20профессии%20людей%2C%20занятых%20добычей%20полезных%20ископаемых&lr |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер) | компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки самооценки, карточка «Проверь себя» у каждого ученика, для групповой работы: таблица «Свойства полезных ископаемых», карточка – план по исследованию полезного ископаемого, карточка «Условные обозначения полезных ископаемых», коллекция полезных ископаемых |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент | Добрый день, ребята! (слайд ) Слайд - А что мы называем своим родным краем? | Получают эмоциональный настрой на восприятие. Ученик читает стихотворение: Люблю тебя, мой край родной, Твои широкие просторы. Здесь неба синь, хлеб золотой, И степь, и реки, и озёра… Место, где родился и вырос, Сибирь, город Куйбышев, Новосибирскую область | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний | Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. (Слайд ) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск. Наш город находится в северо-западном направлении от Новосибирска. (Слайд ) - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. - Как вы думаете, о каких богатствах и кладах идёт речь в стихотворении? - А где добывают эти полезные ископаемые? | Ученик читает стихотворение С. Щипачева. « Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежат. С сотворенья мира, не иначе Эти клады под землей лежат. - О полезных ископаемых. В России, в нашей Новосибирской области | Коммуникативные- понимать и воспринимать на слух данные из стихотворения, которое читает одноклассник Познавательные- слушают, анализируют, выделяют главную мысль. Регулятивные- учитывать выделенные учителем ориентиры |
III. Формулирование темы и целей урока (постановка учебной задачи) Самостоятельная работа Работа в группах | - Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Слайд ) - Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. ( слайд ) - Итак, что же вы знаете по данной теме? - Что предстоит вспомнить или узнать? - Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? - Для чего нам необходимо это знать? - Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? -Вы посажены в группы по 5 человек. - Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? | О полезных ископаемых нашей области (Отвечают на вопросы) Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают? Будем работать в группах. Распределить роли в группе: командир, выступающий, исследователи. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. |
IV. Этап «открытия» новых знаний А) повторение значения терминов: полезные ископаемые, месторождение б) способы добычи полезных ископаемых в) Исследование свойств полезных ископаемых. Фронтальная работа. Практическая работа. Работа в группах. | Фронтальная работа. - Что такое “полезные ископаемые? (слайд ).  (слайд ) - А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? - Объясните значение этого слова. Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые. (Слайд ) - На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее. - Люди каких специальностей связаны с поиском месторождений и добычей полезных ископаемых? Выберите из предложенных иллюстраций те, на которых изображены профессии людей, связанных с темой нашего занятия. Какими способами добывают полезные ископаемые? Вспомните, как добывают известные вам полезные ископаемые. Распределите названия полезных ископаемых по кармашкам. - Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? - Чтобы их правильно применить, что надо знать? - Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сегодня мы с вами будем исследовать свойства полезных ископаемых, которые добывают в нашей области, (Слайд ) и заносить в таблицу. (Таблица на доске и у каждой группы в лэпбуке.) Нефть (слайд ). Исследование. Показ учителя образцов нефти и заполнение таблицы. Вывод Нефть – лёгкая маслянистая жидкость коричневого цвета. Главное свойство – горючесть, поэтому используется как топливо. А теперь у каждой группы есть отдельное задание. Вы исследуете своё полезное ископаемое по карточке и заносите в неё полученные результаты. У вас на столах есть листы с дополнительной информацией, которой вы можете воспользоваться для заполнения карточки-описания. | “Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют. (Работа в группах) Месторождение Место, где рождается полезное ископаемое Работа с лэпбуком. (Работа в группах) Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. Буровик — это специалист, управляющий с поверхности земли работой буровой установки для добычи нефти и газа. Шахтёр - рабочий, добывающий полезные ископаемые подземным способом, т.е. в шахте. (Продолжают работу с лэпбуком) (Отвечают на вопросы) Использует в своих целях Свойства полезных ископаемых. (заполняют таблицу) (Исследуют полезное ископаемое по плану и вносят результаты в сводную таблицу) | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкульт )аботав группах.кам)рядку рода)нтальнаять.минутка. | Потрудились – отдохнём Встанем глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд Влево, вправо поворот Наклонились, прямо встали Руки вниз и вверх подняли Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. |
Работа в группах Фронтальная работа | - Выступление групп Это лишь некоторые из полезных ископаемых, которые добывают в нашей области. Сейчас ребята нам расскажут о других ископаемых. ВЫВОД: - Итак, зная свойства полезных ископаемых, давайте составим небольшую схему – “паучок” (слайд). Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?  А какие полезные ископаемые мы используем в пищу? Слайд Г) Бережное использование. - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств? - Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых? - А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства? (слайд) | 1 группа (Гранит) (Слайд) 2 группа (Глина) (Слайд) 3 группа (Железная руда) (Слайд) 4 группа (Торф) (слайд) Выступления подготовленных ребят Газ - Слайд Мрамор –слайд Соль. (Отвечают на вопросы) - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. | Коммуникативные: Вступать с одноклассниками в диалог, задавать вопросы, формулировать собственные мысли. Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль |
V. Закрепление изученного материала | III Повторение. - Вспоминая наш урок, выполните самостоятельную работу. Самостоятельная работа по окружающему миру на тему «Природные богатства» Ф.И._______________________________ 1 Густая ,смолянистая жидкость тёмного цвета с резким запахом.____________________ 2 Вещество, которое легче воздуха, хорошее топливо ._______________ 3 Вещество тёмно - коричневого цвета, состоит из остатков растений. Рыхлое, легче воды, горючее._________________ 4 Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений, горючее, полезное ископаемое.______________________ 5 Вещество, состоящее из зёрен полезного шпата, кварца и слюды. Применяется для изготовления памятников, плит.____________________ 6 Горная порода, применяется для изготовления стекла и в строительстве. ___________________ 7 Прочный камень белого или серого цвета. Используется в строительстве зданий и дорог.________________ | Самостоятельная работа по карточкам Самопроверка ответов. (слайд ). КЛЮЧИ 1 Нефть 2 Природный газ 3 Торф 4 Уголь 5 Гранит 6 Песок 7 Известняк | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап | Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. Слайд - На какие вопросы вы не нашли ответов? - Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме? - Какие трудности испытывали на уроке? - Какие моменты урока считаете наиболее интересными? | Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю… | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
VII. Домашнее задание. | Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение нашей области. Слайд Составить кроссворд по данной теме Нарисовать ребусы Написать рассказ -загадку | | |