СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезные ископаемые Новосибирской области. (занятие-исследование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие построено в форме исследования. 

Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые Новосибирской области. (занятие-исследование)»

Автор: Есина Елена Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ школы-интерната.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс,

учебник «Окружающий мир. 4 класс. Автор А.А.Плешаков, 2014 (2 часа в неделю)

Тема учебного занятия

Полезные ископаемые Новосибирской области. (занятие-исследование)

Цель учебного занятия

Раскрытие роли полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования.



Задачи учебного занятия


Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

Планируемые результаты:


Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные:

активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Список используемых ресурсов

  • Карта «Районы Новосибирской области» https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20карты%20новосибирской%20области&noreask=1&img_url

  • Схема «Полезные ископаемые Новосибирской области» https://yandex.ru/images/search?text=карта%20полезные%20ископаемые%20новосибирской%20области&img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru

  • Изображения полезных ископаемых https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20полезные%20ископаемые%20россии&lr

  • Картинки «Профессии людей, занятых в добывающей промышленности» https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20профессии%20людей%2C%20занятых%20добычей%20полезных%20ископаемых&lr

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер)

компьютер,  проектор, презентация, индивидуальные карточки самооценки, карточка «Проверь себя» у каждого ученика,

для групповой работы: таблица «Свойства полезных ископаемых», карточка – план по исследованию полезного ископаемого, карточка «Условные обозначения полезных ископаемых», коллекция полезных ископаемых



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент



Добрый день, ребята! (слайд )


Слайд





- А что мы называем своим родным краем? 


Получают эмоциональный настрой на восприятие.

Ученик читает стихотворение:

Люблю тебя, мой край родной,

Твои широкие просторы.

Здесь неба синь, хлеб золотой,

И степь, и реки, и озёра…

Место, где родился и вырос, Сибирь, город Куйбышев, Новосибирскую область

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний

Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.

(Слайд )

Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск. Наш город находится в северо-западном направлении от Новосибирска. (Слайд )

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.



 - Как вы думаете, о каких богатствах и кладах идёт речь в стихотворении?

- А где добывают эти полезные ископаемые? 









Ученик читает стихотворение С. Щипачева.

« Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе

Эти клады под землей лежат.


- О полезных ископаемых.

В России, в нашей Новосибирской области

Коммуникативные-

понимать и воспринимать на слух данные из стихотворения, которое читает одноклассник

Познавательные- слушают, анализируют, выделяют главную мысль.

Регулятивные- учитывать выделенные учителем ориентиры


III. Формулирование темы и целей урока (постановка учебной задачи)






Самостоятельная работа





Работа в группах








- Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?  (Слайд )


- Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. ( слайд )

- Итак, что же вы знаете по данной теме?

- Что предстоит вспомнить или узнать?

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?




- Для чего нам необходимо это знать?

- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать?

-Вы посажены в группы по 5 человек.

- Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?


О полезных ископаемых нашей области







(Отвечают на вопросы)


Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?


Будем работать в группах.



Распределить роли в группе: командир, выступающий, исследователи.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Познавательные:


- поиск и выделение необходимой информации.





Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

IV. Этап «открытия» новых знаний

А) повторение значения терминов: полезные ископаемые, месторождение

























б) способы добычи полезных ископаемых










в) Исследование свойств полезных ископаемых.



Фронтальная работа.




Практическая работа.

Работа в группах.




Фронтальная работа.

- Что такое “полезные ископаемые?

(слайд ).

 (слайд )

- А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Объясните значение этого слова.


Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые. (Слайд )


- На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.


- Люди каких специальностей связаны с поиском месторождений и добычей полезных ископаемых? Выберите из предложенных иллюстраций те, на которых изображены профессии людей, связанных с темой нашего занятия.






Какими способами добывают полезные ископаемые?

Вспомните, как добывают известные вам полезные ископаемые. Распределите названия полезных ископаемых по кармашкам.






- Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает?

- Чтобы их правильно применить, что надо знать?


- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сегодня мы с вами будем исследовать свойства полезных ископаемых, которые добывают в нашей области, (Слайд ) и заносить в таблицу. (Таблица на доске и у каждой группы в лэпбуке.)

Нефть (слайд ). Исследование. Показ учителя образцов нефти и заполнение таблицы.

Вывод  Нефть – лёгкая маслянистая жидкость коричневого цвета. Главное свойство – горючесть, поэтому используется как топливо.

А теперь у каждой группы есть отдельное задание. Вы исследуете своё полезное ископаемое по карточке и заносите в неё полученные результаты. У вас на столах есть листы с дополнительной информацией, которой вы можете воспользоваться для заполнения карточки-описания.




“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.



(Работа в группах)


Месторождение


Место, где рождается полезное ископаемое







Работа с лэпбуком. (Работа в группах)

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Буровик — это специалист, управляющий с поверхности земли работой буровой установки для добычи нефти и газа. Шахтёр - рабочий, добывающий полезные ископаемые подземным способом, т.е. в шахте.


(Продолжают работу с лэпбуком)



  • Открытым (карьеры)

  •  Закрытым (шахты, буровые установки)

(Отвечают на вопросы)

Использует в своих целях


Свойства полезных ископаемых.








(заполняют таблицу)






(Исследуют полезное ископаемое по плану и вносят результаты в сводную таблицу)


Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкульт


)аботав группах.кам)рядку рода)нтальнаять.минутка.

Потрудились – отдохнём

Встанем глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо поворот

Наклонились, прямо встали

Руки вниз и вверх подняли

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.


Работа в группах





























Фронтальная работа






Выступление групп




Это лишь некоторые из полезных ископаемых, которые добывают в нашей области.

Сейчас ребята нам расскажут о других ископаемых.


ВЫВОД:

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, давайте составим небольшую схему – “паучок” (слайд).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

А какие полезные ископаемые мы используем в пищу? 

Слайд

Г) Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства? (слайд)

1 группа (Гранит) (Слайд)

2 группа (Глина) (Слайд)

3 группа (Железная руда) (Слайд)

4 группа (Торф) (слайд)


Выступления подготовленных ребят

Газ - Слайд

Мрамор –слайд















Соль.



(Отвечают на вопросы)

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.


Коммуникативные:

Вступать с одноклассниками в диалог, задавать вопросы, формулировать собственные мысли.



Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль


















V. Закрепление изученного материала


III Повторение.

- Вспоминая наш урок, выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по окружающему миру на тему «Природные богатства»

Ф.И._______________________________

1 Густая ,смолянистая жидкость тёмного цвета с резким запахом.____________________

Вещество, которое легче воздуха, хорошее топливо ._______________

3 Вещество тёмно - коричневого цвета, состоит из остатков растений. Рыхлое, легче воды, горючее._________________

4 Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений, горючее, полезное ископаемое.______________________

Вещество, состоящее из зёрен полезного шпата, кварца и слюды. Применяется для изготовления памятников, плит.____________________

6 Горная порода, применяется для изготовления стекла и в строительстве. ___________________

Прочный камень белого или серого цвета. Используется в строительстве зданий и дорог.________________

Самостоятельная работа по карточкам











Самопроверка ответов. (слайд ).

КЛЮЧИ

1 Нефть

2 Природный газ

3 Торф

4 Уголь

5 Гранит

6 Песок

7 Известняк

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.


VI. Рефлексивно-оценочный этап


Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете.  Слайд

- На какие вопросы вы не нашли ответов?

- Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?

- Какие трудности испытывали на уроке?

- Какие моменты урока считаете наиболее интересными?

Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…

Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

VII. Домашнее задание.


Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение нашей области. Слайд

Составить кроссворд по данной теме

Нарисовать ребусы

Написать рассказ -загадку