СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поликультурный диалог юного экскурсовода с материалом по истории и культуре Москвы на примере Программы «Семихолмие (подготовка юных экскурсоводов)»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поликультурный диалог юного экскурсовода с материалом по истории и культуре Москвы на примере Программы «Семихолмие (подготовка юных экскурсоводов)»

Просмотр содержимого документа
«Поликультурный диалог юного экскурсовода с материалом по истории и культуре Москвы на примере Программы «Семихолмие (подготовка юных экскурсоводов)»»



Поликультурный диалог юного экскурсовода с материалом по истории и культуре Москвы
на примере Программы «Семихолмие (подготовка юных экскурсоводов)»

Перед современным образованием встает много проблем, одна из которх – воспитание детей в полиэтнической среде. Этот термин по происхождению не новый, но именно в последнее время он приобрел особую актуальность.

По сути, почти любой человек – полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки. Иными словами, трактовка общества как полиэтнического исходит из представления о том, что современные люди более не принадлежат к одной этнической группе, а являются членами нескольких общностей, носителями нескольких культур.
Путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов среди взрослого населения.

Целью же полиэтнического воспитания молодых людей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.

Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию – нацию россиян. Поликультурное воспитание в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.



Программа «Семихолмие» отвечает требованиям, предъявляемым к современным образовательным программам.

Программа имеет комплексный характер и призвана дать обучающимся начальные знания, умения и навыки по педагогике экскурсоводческой деятельности на основе ознакомления с историей и культурой города Москвы, различных творческих видов деятельности по экскурсоведению и организации массовых познавательно-экскурсионных мероприятий. Реализация программы создаёт условия по воспитанию у обучающихся любви к своему городу в интерактивных формах общения ребят с социумом.


Уже несколько лет наша школа очень успешно принимает участие в игре «Чуден град Москов». Мой класс сначала был участником игры, и на протяжении 2-х лет дети активно участвовали в конкурсе знатоков пешеходных маршрутов, в краеведческих чтениях, проводимых в рамках этой игры, хорошо зарекомендовали себя.

А с 2010 годы я со своими детьми работаю по программе «Семихолмие», целью которой является подготовка юных экскурсоводов.

Данная программа позволяет детям знакомиться с профессией экскурсовода - москвоведа, организатора экскурсионной деятельности на основе активной практической работы по проведению экскурсий, экскурсионных игр, конкурсов, соревнований для детей разных социальных групп и разных этнических групп.

Программа «Семихолмие» включает в себя несколько разделов, дающих полное и разностороннее представление о Москве как о культурном о столице России.

Например, раздел «Москва – духовный центр религиозных конфессий» знакомит детей с религиями, представленными в Москве: деление православия на три основных конфессии, знакомство с обрядами и традициями.

Истоки иудаизма в Москве, культовые обряды в Синагоге.

История мусульманства в Москве, культовые мусульманские обряды.

А главный вывод, к которому приходят дети: в основе всех религиозных течений лежат нравственный ценности, одинаковые для людей всех национальностей и вероисповеданий.


МОСКВА-ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ.

Христианство на Руси.

Католики, протестанты в Москве.

11.Москва - духовный центр религиозных конфессий.

11.1 Православие в Москве. Понятие «конфессии». Историческая характеристика развития христианства на Руси. Москва как центр православия. «Москва- 3 Рим».

Практические занятия: экскурсия в Храм Воскресения в Кадашах. Встреча с настоятелями, знакомство с обрядами и традициями

11.2 Католики, протестанты в Москве. Деление (условное) христианства на три конфессии – Православие, Католицизм, Протестантизм. Протестанты (лютеране, англикане, кальвинисты). Храмы Москвы. Костёл на Малой Грузинской улице.

Практические занятия: экскурсия в Костёл на Малой Грузинской улице. Встреча с настоятелями, знакомство с обрядами и традициями


1 Иудаизм в Москве. Московские Синагоги. Историческая справка об иудейской общине в Москве. Экскурсии в культовые учреждения, культурно - образовательные центры.

Практическое занятие: экскурсия в Московскую хоральную синагогу в Большом Спасоглинищевском переулке. Традиции, культовые обряды в Синагоге.

12.2 Ислам в Москве. Московские Мечети. Историческая справка о мусульманах в Москве. Культовые учреждения, культурно - образовательные центры.

Практическое занятие: экскурсия в мемориальную мечеть на Поклонной горе. Традиции, культовые обряды в Мечети.


Поликультурность Москвы, страницы ее истории находят свое отражение и в топонимике Московских улиц.

3 Страницы истории в площадях, проспектах, улицах и переулках Москвы. Историческая топонимика. Зависимость московской топонимики от данности, реальности, особенности местности. Сначала было Дело, потом - Слово. От особенности местности (Боровицкий холм), от ремесленной слободы (Новокузнецкая улица), по имени храма (Пятницкая улица), по имени Иконы (Пречистенская улица).

Практические занятия: создание Московского топонимического словаря.

Историческое и культурное наследие МОСКВЫ - многонациональное. Обучая(в теории и на практике) будущих экскурсоводов-москвоведов мы "погружаем " детей в ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО Москвы(например, топонимика- Армянский переулок, Б.и М. Грузинская, ......) и т.д.

Таким образом, работа по программе «Семихолмие» позволяет учащимся знакомиться с историей родного города и страны не по сухим учебникам, а на конкретном практическом материале.

У детей есть реальная возможность убедиться в том, что наш город исторически складывался и развивался как многонациональный, многоконфессионный центр, в котором исстари мирно уживались люди разных национальностей и вероисповеданий.