Политические партии в Европе и России начала XX века:
Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая целью реализацию своей политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении .
Партология – наука, занимающаяся изучением политических партий.
Подходы к сущности политических партий
Партия как одна из организаций — институтов политической системы. Такой подход присущ современной западной политической науке.
Партия как представитель классовых интересов. Этот подход характерен для марксистской традиции. Он связывает появление партий с делением общества на противоположные классы и считает партию высшей формой классовой организации.
Партия выступает как группа, основанная на идеологических связях. Сторонники этого подхода (либеральная традиция) делают упор на идеологические принципы.
20.02.19
Лазарева Мария 1 курс фак-та журналистики
Типология политических партий
1. По отношению к власти
Правящие
Оппозиционные
2. По отношению к закону
Нелегальные
Легальные
Типология политических партий
3. По типу организационной структуры
КАДРОВЫЕ ПАРТИИ
МАССОВЫЕ ПАРТИИ
- немногочисленны
- свободное членство
- опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту
- проводят деятельность только в период выборов
- существует за счет богатых спонсоров
- многочисленны
- фиксированное членство
- жесткая дисциплина
- первичные
парторганизации
- активная деятельность в массах
- коллективное финансирование за счет членских взносов
Типология политических партий
5. По методам действий
Реформистские
Революционные
Партийная коалиция – объединение партий для достижения политических целей.
Партийная фракция – часть партии, выдвигающая свою программу, отличную от общей партийной программы
Парламентская фракция – группа депутатов парламента, членов одной партии, которая проводит политику конкретной партии.
Генезис политических партий
Политические партии прошли путь формирования и развития. Они являются продуктом социально-экономических и общественно-политических процессов. Зародыши политических партий в виде сословных группировок, которые выражали интересы различных групп господствующего класса и боролись между собой за обладание государственной властью или за влияние на нее, сложились еще в рабовладельческом и феодальном обществе. Политические партии в современном их понимании (как массовые организации) возникли только во второй половине XIX ст.
Генезис политических партий
- IV в. до н.э. – во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые называли партиями
- XVI – XVII вв. – партии – аристократические группировки (тори и виги)
- XVIII – XIX вв. – партии-политические клубы (якобинский клуб)
- XIX – XX вв . – современные политические партии с развитой организационной структурой и политической идеологией
Политические партии Европы
Кадровые ( консервативная партия Великобритании), немногочисленны,
отсутствует строгая иерархия, консервативные партии
1
Пратии 2 волны – массовые, строгая иерархия, лейбористская партия Великобритании, социал-демократы
2
левые партии (ком.партии), негативное отношение к частной собственности, плановая экономика
3
3
Социал-демократы , политика полной занятости, равноправие женщин
4
4
либеральная : ограниченное участие государства в общественной и экономической жизни
5
6
Правые консерваторы : индивидуализм, семья, культурные традиции, против вмешательства государства
Политические партии России
20.02.19
Москальцова В.В.
11
Партии, лидеры
РСДРП
(большевики, меньшевики, социалисты-революционеры)
«Союз 17 октября»
(кадеты)
«Союз русского народа»,
«Русский народный союз имени Михаила Архангела»
Лидеры:
В.И.Ленин (большевики),
Плеханов и Мартов (меньшевики)
Лидер:
Гучков А.И.
Лидеры:
Дубровин А.И.,
Пуришкевич В.М.
Опыт думского «парламентаризма» в России
- Весной 1906 г . состоялись выборы в I Государственную думу. Большевики и эсеры бойкотировали эти выборы, а меньшевики приняли в них активное участие и смогли провести в Думу несколько своих депутатов. Черносотенные организации в Думе мест не получили. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 153 депутатских места, беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Октябристы получили 13 мест. Таким образом, по партийному составу Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Председателем был избран кадет профессор С. А. Муромцев.
- 27 апреля 1906 г. Государственная дума начала свою работу. Ha торжественном открытии присутствовал Николай II.
I государственная Дума
- Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос . B Думу было внесено три проекта его решения (кадетов, трудовиков, смешанной группы депутатов, близкой к эсеровским кругам). Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частновладельческих земель с последующим их распределением по трудовой норме между земледельческим населением. Часть трудовиков предлагала еще более радикальную программу: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и провозглашение ее (вместе с недрами и водами) общей собственностью всего населения России. Царское правительство сразу обеспокоилось радикальными аграрными законопроектами и поторопилось распустить Думу.
- Правительство отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе. Правительство использовало думское обращение к народу, в котором говорилось о разногласии между Думой и правительством по крестьянскому вопросу. Император манифестом от 9 июля распустил ее, обвинив в разжигании смуты. Таким образом, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня.
II государственная Дума
- B феврале 1907 г . открылась II Государственная дума. B целом по своему составу Вторая Государственная дума оказалась еще более радикальной. Больше всего голосов получили трудовики . Председателем Думы стал правый кадет Ф. А. Головин.
- Законопроекты: о неприкосновенности личности, о свободе вероисповедания, об упразднении земских начальников, о расширении прав земских органов самоуправления, также аграрный вопрос.
- Николай II 3 июня 1907 г. обнародовал Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Положения о выборах. II Государственная дума проработала 102 дня.
III государственная Дума
- Выборы в III Государственную думу были организованы по новому избирательному закону. Преобладали правые, консервативные, промонархические силы. Эта Дума, единственная из дореволюционных, отработала полный срок ( ноябрь 1907 — лето 1912 ) и приняла более 2000 законов: законодательная поддержка Столыпинской аграрной реформы, перевооружение флота и армии, финансирование программы введения всеобщего начального образования в стране, закон о страховании и т. д.
IV государственная Дума
- B последней IV Думе, просуществовавшей почти 5 лет ( 1912-1917 ), консерваторы преобладали над либералами. B условиях войны эта Дума фактически прекратила заседания. Они возобновились осенью 1916 г. Депутаты Думы участвовали в жизни страны, добивались формирования правительства на основе партийно-политического расклада в Думе («министерство доверия», «ответственное министерство» ).
- Николай II, Дом Романовых, консервативная бюрократическая элита считали создание Государственной думы вынужденной уступкой, тяготились ею, отказывались от сотрудничества.
- Большую роль играл сибирский мужик Г. E. Распутин. Он, благодаря экстрасенсорным способностям помогал лечить царевича Алексея, больного гемофилией. B обстановке войны авторитет самодержавия постоянно падал, оно оказалось в политической изоляции. IV Государственная Дума , явно сама того не желая, стала одним из руководящих центров антимонархической оппозиции и Февральской революции 1917 г.
Вывод:
- Оценивая деятельность российского парламента, необходимо отметить, что чем больший опыт приобретала Дума, тем совершеннее и профессиональнее становилась ее работа . Обсуждая законопроекты, утверждая государственный бюджет, осуществляя различные запросы в адрес правительства по поводу незаконных действий властей, думские политики учились открытым и гласным обсуждениям насущных проблем государства. Звучащие в Думе критические речи способствовали политическому просвещению народа, активизации его общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.