Политические партии и СМИ как инструменты формирования антикоррупционной культуры
Распространение коррупции ставит под сомнение успех осуществляемых в стране социально-экономических преобразований.
Успешное проведение упреждающих мер по противодействию коррупции невозможно без поддержки институтов гражданского общества антикоррупционной направленности, деятельность которых требует дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет дальнейшая координация усилий государственных органов, средств массовой информации, общественных объединений и неправительственных организаций в обеспечении разъяснительной работы по антикоррупционному законодательству с использованием всех доступных средств.
Статья 13 основополагающего международного антикоррупционного документа – Конвенции ООН против коррупции (31 октября 2003 г.) наиболее эффективным инструментом гражданского общества в борьбе с коррупцией определяет расширение общественного контроля [13].
Гражданское участие понимается как участие граждан и структур гражданского общества в управлении государством и местным сообществом, в котором они живут. Формами гражданского участия могут быть участие граждан и структур гражданского общества в подготовке, принятии, исполнении и контроле исполнения решений государственных органов.
В ситуации распространения коррупции системы государственного управления, как и предпринимательские структуры, не способны осуществлять контроль своей деятельности, принимать решения. Только активность и постоянное участие граждан, гражданского общества в контроле деятельности государственных органов могут позволить постепенно отказаться от применения коррупционных практик в своей деятельности.
Понятие «общественный контроль» активно употребляется в научной литературе, используется в нормативных правовых актах. В научной и практической деятельности термин «контроль» употребляется достаточно часто. Ученые по-разному трактуют его: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, деятельность, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод.
Общественный контроль представляет собой контроль над деятельностью государственных органов, осуществляемый гражданами и общественными объединениями. Идея общественного участия предполагает включение или вовлечение управляемых в процесс управления общественными делами. Общественный контроль является важнейшим инструментом «осуществления обществом учета и оценки деятельности общественных институтов, включая государственную власть и местное управление, с целью оптимизации их работы» [14].
В целом общественный контроль представляет собой одну из ключевых функций общества, его субъектами являются граждане и их объединения, а основными объектами – государственные органы и их должностные лица. Общественный контроль выступает в качестве формы социальной активности граждан, непосредственного участия граждан в публичной политике как сфере коммуникации государственных органов и граждан. При этом общественный контроль требует выработки видения проблемы и формирования ресурсов для участия в ее решении.
Общественный контроль работы государственных органов является базовым элементом демократии. Общество, представляя государству полномочия и ресурсы, имеет все основания для того, чтобы контролировать их целевое использование. Общественный контроль – это наблюдение граждан за исполнением государственными органами своих обязательств, соблюдением прав и законных интересов граждан [15].
Таким образом, общественный контроль – это наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и государственных органах и органах местного управления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.
Основными принципами общественного контроля являются:
- зрелость общества;
- независимость;
- принципиальность в отстаивании прав человека и требований закона;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного управления;
- взаимное уважение и партнерские отношения между государством и обществом.
Основные характеристики общественного контроля
Общественный контроль:
1) выступает в качестве формы управления обществом и отдельными его институтами, генерирующей интересы и потребности всех членов общества в единую руководящую волю;
2) представляет собой основное средство обеспечения баланса интересов различных социальных групп и недопущения конфликтов данных интересов;
3) является методом координации и объединения усилий общества для решения неотложных задач;
4) выступает в качестве гаранта исполнения социальных норм, так как позволяет выявить нарушителей и разработать механизм привлечения их к общественной ответственности, начиная с общественного порицания и заканчивая правовой ответственностью, которая может выразиться в применении к правонарушителям мер принудительного характера;
5) является объективным неотъемлемым полномочием любого общества и одним из основных его институтов [16].
В современном Казахстане весьма актуальным является вопрос развития механизма общественного контроля над деятельностью государственных органов. В настоящее время происходит процесс становления системы общественного контроля, предпринимаются попытки формирования нормативной правовой базы, закрепляющей механизмы общественного контроля.
Необходима выработка механизмов равноправного партнерства между казахстанским обществом и государством на республиканском, региональном и местном уровнях.
Основными формами взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции являются:
- общественный контроль над деятельностью государственных структур;
- общественная экспертиза соблюдения казахстанского законодательства;
- участие граждан в решении вопросов местного значения, выработке стратегически важных решений;
- специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов.