СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политические режимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по теме "Политические режимы" на 90 минут

Просмотр содержимого документа
«Политические режимы»

Тема: Политические режимы.


Ход урока


  1. Организационный момент

Проверка готовности класса, перекличка, заполнение журнала.

  1. Повторение изученного

Продолжаем изучать устройство государства

Вспоминаем, что такое государство, чем оно отличается от страны и повторяем материалы прошлого занятия на тему «формы государственного устройства»

Выступают три докладчика – рассказы об унитарном государстве, федерации и конфедерации. Дискуссия о плюсах и минусах разных систем

Оглашение плана урока:

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое «политический режим», узнаете об их видах и характерных чертах разных политических режимов. Также в рамках освоения компетенций мы поработаем в командах и совместно узнаем, какие плюсы и минусы есть у разных политических режимов, а во второй половине занятия поработаем и с информационными технологиями


ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности



После сегодняшнего урока вы сможете по ключевым признакам определять политический режим разных государств, как современных, так и с оглядкой на историю


  1. Основная часть

3.1 Понятие политического режима и его виды.

Записываем базовое понятие урока – политический режим

Политический режим – (от лат. regimen - управление) - обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого, в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества.


Ещё два варианта озвучиваются, но не записываются

Политический режим – это элемент формы государства, система методов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Политический режим — это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.


Три понятия заметно отличаются друг от друга. Однако, есть в них то, что придает им единое смысловое содержание. Какие слова, по вашему мнению, определяют понятие «политический режим»? («совокупности способов и средств осуществления власти», «система методов, приемов, средств», «система методов» осуществления власти в обществе).


Разбираем, что это за методы, приёмы и средства


Какие существуют виды политических режимов? В современной политологии принято выделять демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный политические режимы.

Запишите виды политических режимов в тетрадь


3.2 Демократический режим, его признаки

Рассмотрим характерные черты каждого политического режима. «Демократия» — это понятие пришло к нам из древней Греции. Классическая демократия родилась в Афинах в V веке до н.э. Что же означает это понятие? Догадки студентов




Демократия

demos kratos


народ власть

народовластие


Демократия – вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой источником власти в государстве признается его народ


Студенты пытаются по-своему объяснить, какие черты присущи демократическому режиму


Студентам предлагается проанализировать высказывания о демократии:

«Демократия — худшая форма правления, не считая всех других» Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

«Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем» Павел Новгородцев, российский учёный-правовед, философ, историк, общественный и политический деятель


Одна из ключевых черт демократии – выборность государственных органов

Разбираем понятие избирательной системы и её виды

Приходилось ли вам голосовать на выборах? Или может быть с родителями ходили на избирательные участки?

Объяснение пропорциональной и мажоритарной избирательных систем


3.3. Антидемократические режимы: тоталитарный и авторитарный


Продолжим знакомство с политическими режимами. Проанализируем высказывания:


«Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Б. Муссолини

«Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным – это почти ничего».

И.В. Сталин


Тоталитаризм (от лат totalis- весь, полный, целый) – политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.


Авторитаризм – (от лат. аuctoritas – власть, влияние) – политический режим, при котором носитель власти (диктатор, группа людей, т.д.), провозглашает сам себя единственным, имеющим право на власть. Обоснованием существования такой власти является исключительно мнение на этот счет носителя данной власти.


Вместе со студентами выделяем основные черты тоталитарного и авторитарного режимов, особо выделяя ключевое различие – авторитарный контролирует только политическую систему, а тоталитарный вообще всю жизнь общества (отсюда и название)


4. Закрепление изученного материала


Опрос о разнице между режимами. Признаки каких режимов есть в современной России и в сталинском СССР?

Какие современные государства можно привести, как пример каждого из пройденных режимов?


Итоговая дискуссия: человек для государства или государство для человека?


Творческое задание: воспользовавшись нейросетью, на своём смартфоне создать изображения по запросам «демократический режим», «авторитарный режим», «тоталитарный режим», «демократическое государство», «авторитарное государство», «тоталитарное государство», «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм». Показать картинку, которая, по мнению студента, лучшим образом раскрывает политический режим. Объяснить, какие признаки режима показаны на картинке

Студенты могут использовать нейросеть по своему выбору. Для простоты процесса рекомендуется нейросеть https://dream.ai/create



5. Рефлексия. Подведение итогов.

Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Все они решены?

- Что было интересным на уроке?

- Что показалось трудным?

- Все хорошо сегодня работали, спасибо выступавшим за доклады, тем, кто активно участвовал в наших дискуссиях и творчески подошёл к нашему последнему заданию (назвать поимённо)


6. Домашнее задание

    1. К следующему занятию добровольцы подготовят небольшие доклады о трёх политических режимах, а остальным задание подготовиться к обсуждению того, что такое «гражданское общество»


Спасибо всем за активную, плодотворную работу! Урок окончен. До свидания!






4