СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическая раздробленность на Руси.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России в 6 классе (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«п. 12 Политическая раздробленность на Руси»

УРОК 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (§ 12)



Основные вопросы изучения

материала

  1. Время политической раздробленности в Европе.

  2. Формирование системы земель — самостоятельных государств на Руси.

  3. Роль церкви в условиях распада Руси.

  4. Идея единства Руси.

  5. Отношения Руси с кочевниками.

  6. Государственное управление в период раздробленности.

  7. Международные связи русских земель.

  8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

  9. Последствия раздробленности Руси

Тип урока

Урок изучения нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 12. Карта «Русь в XII—XIII вв.»

Основные понятия и терми­ны

Удел. Раздробленность

Основные даты

1132 г. — смерть Мстислава Великого. Окончательный распад Древ­нерусского государства.

1185 г. — поход князя Игоря Святославича на половцев

Персоналии

Мстислав. Игорь Святославич

Домашнее задание

§ 12 учебника. Составьте перечень причин раздробления Древнерус­ского государства.

*Мини-проекты к урокам 19—21. Подготовьте слайды, презентации для воображаемых экскурсий по городам — столицам отдельных рус­ских земель.

*Подготовьте сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия

Модули

урока

Учебные задачи для орга­низации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание об­разовательных результатов

Мотивационно-

целевой

Какое государство могущественнее — единое или раздробленное?

Почему в Средние века многие государства переживали период

распада, раздробленности? Не избежала этой участи и Киевская

Русь. Почему? Всегда ли последствия раздробленности носили только негативный характер?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать выводы и суждения для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке со­циальных явлений

Беседа

Ориентационный

(актуализации/

повторения)

Какие важные события происхо­дили в XI — XII вв. в Германии, Франции, Англии?

Какими правами обладали в За­падной Европе крупные феодалы в своих владениях?

Вспомните экономические и по­литические причины распада средневековых государств.

Какую роль играла католиче­ская церковь в Западной Европе в период раздробленности?

Как на Руси зачастую решался вопрос: кто из наследников имел преимущества старшинства при вокняжении — младший по воз­расту брат князя или старший по годам кяжеский сын? К каким последствиям это приводило?

Привлекать межкурсовые, межпредметные знания

Беседа

Модули

урока

Учебные задачи для орга­низации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание об­разовательных результатов

Содержательно­

операционный

Выберите из текста параграфа ци­таты, подтверждающие создание на Руси условий (предпосылок) для политической раздробленности. Прочитайте отрывок в классе из «Слова о полку Игореве» (см. до­полнительный материал). Какое событие в нём описано? Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? Какой основной призыв звучит в этом художе­ственном произведении?

Что препятствовало полному рас­паду Руси? Определите роль Церк­ви в сохранении стремления к вос­становлению единства на Руси

Аргументировать вывод цитата­ми из параграфа.

Анализировать художественное произведение с исторической точ­ки зрения.

Различать достоверную и вы­мышленную информацию. Понимать особенности художе­ственного текста как историче­ского источника.

Раскрывать роль Церкви в укре­плении государства

Работа с текстом.

Беседа


Контрольно­оценочный (в том числе рефлексив­ный)

Каковы причины наступления пе­риода раздробленности на Руси? Можно ли было, на ваш взгляд, предотвратить этот процесс? Своё мнение обоснуйте. Покажите на карте крупнейшие земли и княжества Древнерус­ского государства первой трети XII в. О каком из княжеств вы хотели бы узнать подробнее?

Определять главные причинно- следственные связи событий и процессов.

Давать оценку последствиям исто­рического события, процесса. Определять свои познавательные интересы

Работа с Беседа

картой.





Дополнительный материал

Задание: прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве». Какое событие в нём описано? Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? Какой основной призыв звучит в этом художе­ственном произведении?

«Слово о полку Игореве» (фрагмент)

Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Иго­реве, Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы...

(Далее перевод с древнерусского)

Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него всё войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдать­ся. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копьё пре­ломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону».

Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червлёные щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Были века Трояновы, прошли лета Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святослави­ча. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял; ступит в золотое стремя в городе Тмутаракани — звон тот слышит старый великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши себе закладывает в Чернигове. Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на ковыль-траве покров смертный зелёный постлала за обиду Олегову — храброго и юного князя. С той же Каялы Святополк прилелеял отца своего между угорскими иноход­цами ко святой Софии к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче засевалась и росла усобицами,

погибала отчина Даждьбожьего внука, в крамолах княжих век человечий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано.

Уже, братья, невесёлое время настало, уже степь силу русскую одолела. Обида встала в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, взмахнула лебедиными крылами на синем море у Дона: прогнала времена счастливые. Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую.

О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Влади­мира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь они веют, несогласно копья поют.



"В «Слове о полку Игореве» упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова; не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже Кию, Щеку и Хориву — братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трёх сыновей — это Троян, Трояк. Может быть, если такие братья в самом деле пришли на Днепр с Карпат, они назвались потомками знаменитого покорителя даков. Или века Трояновы — это когда правили три брата, а не какой-то там Троян?

Боя́н (Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве.

Крамола: устар. бунт, мятеж; смута, восстание разг. то, что запрещено, противозаконно, предосудительно 

Щиты Воины-язычники клялись на мечах и щитах. Самой распространенной формой щита на Руси X—XIII веков были, видимо, миндалевидной формы щиты, деревянные, обтянутые кожей, с железными полосами, положенными накрест, и с железной же оковкой по краю. В центре щитов прикреплялись круглые выпуклые бляхи — умбоны. Такие щиты выставлялись иногда как сплошная оборонительная стопа. «Преградите, поле червленными щиты», — говорится в «Слове о полку Игореве». Отсюда явствует, что кожа на щитах окрашивалась в красный цвет. 

Рефлексия

В конце урока, для того что бы оценить уровень его проведения, качество усвоения материала или настроение учащихся проводится интерактивная рефлексия.

  1. Цвета (характеристика Макса Лютера) обозначают настроение ученика к концу урока:

  2. 1) Оранжевый – радостное, восторженное настроение;

  3. 2) Ярко-красный – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

  4. 3) Синий – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

  5. 4) Зелёный – активность;

  6. 5) Жёлтый – радость. Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;

  7. 6) Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

  8. 7) Серый – говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

  9. 8) Чёрный – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;

  10. 9) Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.





Просмотр содержимого презентации
«Пол раздр на Руси 2017»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. ШОБОЕВА Открытый урок истории в 6 классе ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ Учитель истории и обществознания Кривошеина Е.Д. АХИНЫ 2017 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. ШОБОЕВА

Открытый урок истории в 6 классе

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

НА РУСИ

Учитель истории и обществознания

Кривошеина Е.Д.

АХИНЫ 2017 г.

Словарь урока: Связанные с хозяйственной жизнью людей. Связанные с особенностями государственного управления. Наследственное земельное держание Присвоение результатов труда Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин. Глава крупного церковного округа. Запись событий по годам. Экономические причины Политические причины Вотчина (отчина) Эксплуатация Бояре Митрополит Летописи Удел

Словарь урока:

  • Связанные с хозяйственной жизнью людей.
  • Связанные с особенностями государственного управления.
  • Наследственное земельное держание
  • Присвоение результатов труда
  • Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
  • Глава крупного церковного округа.
  • Запись событий по годам.
  • Экономические причины
  • Политические причины
  • Вотчина (отчина)
  • Эксплуатация
  • Бояре
  • Митрополит
  • Летописи

Удел

I. Прочитайте п. 1. § 12 с. 100 и выполните следующие задания: Какие важные события происхо­дили в XI — XII вв. в Германии, Франции, Англии? Какими правами обладали в За­падной Европе крупные феодалы в своих владениях? Вспомните экономические и по­литические причины распада средневековых государств. Укажите положительные и отрицательные последствия политической раздробленности в Западной Европе. II. Прочитайте п. 2. § 12 с. 101-102 и выполните следующие задания:

I. Прочитайте п. 1. § 12 с. 100 и выполните следующие задания:

  • Какие важные события происхо­дили в XI — XII вв. в Германии, Франции, Англии?
  • Какими правами обладали в За­падной Европе крупные феодалы в своих владениях?
  • Вспомните экономические и по­литические причины распада средневековых государств.
  • Укажите положительные и отрицательные последствия политической раздробленности в Западной Европе.

II. Прочитайте п. 2. § 12 с. 101-102 и выполните следующие задания:

  • Выберите из текста параграфа ци­таты, подтверждающие создание на Руси условий (предпосылок) для политической раздробленности.
  • Укажите политические и экономические причины политической раздробленности на Руси.
  • Как на Руси зачастую решался вопрос: кто из наследников имел преимущества старшинства при вокняжении — младший по воз­расту брат князя или старший по годам кяжеский сын? К каким последствиям это приводило?
Прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве» и ответьте на вопросы:

Прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве» и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в нём описано?
  • Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?
  • Какой основной призыв звучит в этом художе­ственном произведении?
В «Слове о полку Игореве» упомянуты тропа Троянова , века Трояновы и земля Троянова ; не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже  Кию, Щеку и Хориву  — братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трёх сыновей — это Троян, Трояк. Или века Трояновы — это когда правили три брата, а не какой-то там Троян? Боя́н  ( Баян ) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж  Слова о полку Игореве Крамола : устар.  бунт, мятеж; смута, восстание  разг.  то, что запрещено, противозаконно, предосудительно  Воины-язычники клялись на мечах и щитах. Самой распространенной формой щита на Руси X—XIII веков были, видимо, миндалевидной формы щиты, деревянные, обтянутые кожей, с железными полосами, положенными накрест, и с железной же оковкой по краю. В центре щитов прикреплялись круглые выпуклые бляхи — умбоны. Такие щиты выставлялись иногда как сплошная оборонительная стопа. «Преградите, поле червленными щиты», — говорится в «Слове о полку Игореве». Отсюда явствует, что кожа на щитах окрашивалась в красный цвет . 

В «Слове о полку Игореве» упомянуты тропа Троянова , века Трояновы и земля Троянова ; не исключено, что был такой князь, предшествовавший даже  Кию, Щеку и Хориву  — братьев как раз трое. И если третьего сына в семье именуют Третьяком, то отец трёх сыновей — это Троян, Трояк. Или века Трояновы — это когда правили три брата, а не какой-то там Троян?

Боя́н  ( Баян ) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж  Слова о полку Игореве

Крамола : устар.  бунт, мятеж; смута, восстание  разг.  то, что запрещено, противозаконно, предосудительно 

Воины-язычники клялись на мечах и щитах. Самой распространенной формой щита на Руси X—XIII веков были, видимо, миндалевидной формы щиты, деревянные, обтянутые кожей, с железными полосами, положенными накрест, и с железной же оковкой по краю. В центре щитов прикреплялись круглые выпуклые бляхи — умбоны. Такие щиты выставлялись иногда как сплошная оборонительная стопа. «Преградите, поле червленными щиты», — говорится в «Слове о полку Игореве». Отсюда явствует, что кожа на щитах окрашивалась в красный цвет

Роль Церкви в условиях распада Руси.

Роль Церкви в условиях распада Руси.

Сформируйте пары «причина - следствие» Предпосылки (предварительные условия): Отсутствие твердого порядка престолонаследия; Наличие веча, выборной администрации, народного ополчения; Административная самостоятельность; Экономическая самостоятельность; Борьба за власть; Натуральное хозяйство. ПРИЧИНА: СЛЕДСТВИЕ: Установите соответствие между причиной и следствием 1, 2, 6. 3, 4, 5. Ответ: 1-5; 2-3; 6-4.

Сформируйте пары «причина - следствие»

Предпосылки (предварительные условия):

  • Отсутствие твердого порядка престолонаследия;
  • Наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;
  • Административная самостоятельность;
  • Экономическая самостоятельность;
  • Борьба за власть;
  • Натуральное хозяйство.

ПРИЧИНА:

СЛЕДСТВИЕ:

Установите соответствие между причиной и следствием

1, 2, 6.

3, 4, 5.

Ответ: 1-5; 2-3; 6-4.

Укажите политические и экономические причины раздробления Древнерусского государства. 1) Князья-наместники имели свой аппарат управления. 2) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего его интересы. 3) В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола. 4) Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов. 5) Возвышение новых городских центров. 6) Упадок торгового пути «из варяг в греки». 7) Оседание княжеской дружины на землю. ПОЛИТИЧЕСКИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 4, 5, 6, 7. 1, 2, 3.

Укажите политические и экономические причины раздробления Древнерусского государства.

1) Князья-наместники имели свой аппарат управления.

2) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего его интересы.

3) В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола.

4) Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5) Возвышение новых городских центров.

6) Упадок торгового пути «из варяг в греки».

7) Оседание княжеской дружины на землю.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

4, 5, 6, 7.

1, 2, 3.

Покажите на карте самые крупные отдельные земли и княжества Древней Руси. Удел – владение младших членов княжеского рода.

Покажите на карте самые крупные отдельные земли и княжества Древней Руси.

Удел – владение младших членов княжеского рода.

История 6 Моё настроение

История

6

Моё настроение

Домашнее задание: § 12, задания на с. 107-108. Источники:

Домашнее задание: § 12, задания на с. 107-108.

Источники:

  • http://www.studfiles.ru/preview/6155705/page:4 /
  • yandex.ru/images
  • http:// biblo-ok.ru/biblio-ok/rusPaleh/23.files/image002.jpg
  • История России 6 класс. Рабочая тетрадь.
Сформируйте пары «причина - следствие» Предпосылки (предварительные условия): Отсутствие твердого порядка престолонаследия; Наличие веча, выборной администрации, народного ополчения; Административная самостоятельность; Экономическая самостоятельность; Борьба за власть; Натуральное хозяйство. ПРИЧИНА: СЛЕДСТВИЕ: Установите соответствие между причиной и следствием Ответ:

Сформируйте пары «причина - следствие»

Предпосылки (предварительные условия):

  • Отсутствие твердого порядка престолонаследия;
  • Наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;
  • Административная самостоятельность;
  • Экономическая самостоятельность;
  • Борьба за власть;
  • Натуральное хозяйство.

ПРИЧИНА:

СЛЕДСТВИЕ:

Установите соответствие между причиной и следствием

Ответ:

Укажите политические и экономические причины раздробления Древнерусского государства. 1) Князья-наместники имели свой аппарат управления. 2) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего его интересы. 3) В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола. 4) Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов. 5) Возвышение новых городских центров. 6) Упадок торгового пути «из варяг в греки». 7) Оседание княжеской дружины на землю. ПОЛИТИЧЕСКИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

Укажите политические и экономические причины раздробления Древнерусского государства.

1) Князья-наместники имели свой аппарат управления.

2) Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего его интересы.

3) В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола.

4) Упадок Киева из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5) Возвышение новых городских центров.

6) Упадок торгового пути «из варяг в греки».

7) Оседание княжеской дружины на землю.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!