СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политический конфликт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназнаначена для преподавателей, работающих в профильных классах гуманитарного направления, и в помощь для подготовки к ЕГЭ для стпршеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку Политический конфликт»

Тип конфликта

Сущность

Первый

Связан с распределением материальных ресурсов, средств

государственного бюджета, доступом к власти, величиной

налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом

случае положение и интересы различных социальных

групп порождают стремление изменить в свою пользу

возможности удовлетворения своих потребностей. Такие

конфликты относительно легче других поддаются регулированию

Второй

Коренится в расхождении мнений людей по вопросу о базовых

ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей

»). Может, например, возникнуть конфликт между

той частью общества, которая поддерживает принципы

демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той

его частью, которая разделяет антидемократические ценности

и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило

«или-или», их регулирование затруднено

Третий

Характеризуется выдвижением на первый план принадлежности

людей к той или иной общественной группе

(«конфликт идентичности»). Субъект политики при этом

отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом

страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной

группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть

по разделительной линии «наши-не наши», что становится

преградой на пути общенационального объединения. Это

порождает особые трудности для его разрешения



Задание 4:

1. Какие этапы протекания конфликта вы можете назвать?

2. Что собой представляет этап скрытого от общественности периода обострения противоречий?

К чему приводит этот этап?

3. Как называется второй этап протекания политического конфликта? В чем его сущность? Какие основные черты он имеет?

4. Охарактеризуйте процесс эскалации конфликта.

5. В чем опасность этого этапа, если одной из сторон является государственная власть?

6. Что такое бунт? Определите его отличительные черты. Приведите примеры.

7. Что такое мятеж? Чем он отличается от бунта?

8. Что такое восстание? Каковы его отличительные черты?

9. Что такое гражданская война? Вспомните ее характерные особенности.

10. К чему приводят международные конфликты? Приведите примеры.

11. Сделайте общий вывод о причинах возникновения бунтов, мятежей, восстаний и войн.


Задание 5: Перед вами фрагмент документа. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы к нему.


Рабочий материал

Мо-цзы (V в. до н. э.)

Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся на нести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью. Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними...

Вопросы

1. Когда и где был написан этот документ и как он отражает традиции страны, которую представляет автор?

2. В чем, по мнению автора, главная причина конфликтов?

3. Можно ли говорить об актуальности взглядов автора сегодня?


Задание 6:

Познакомьтесь с суждениями немецкого философа и социолога XX в. Дарендорфа о регулировании конфликтов и ответьте на вопросы.


Рабочий материал

1. Переговоры, т. е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решения установленными

способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей стороны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций.

2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования.

3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых ( в частности, международных) конфликтах.

4. В случае, если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта. Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным. Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчезают путем их

регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют н а насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Вопросы

1. Назовите способы урегулирования конфликта.

2. Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа.

3. Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитража от посредничества?

4. Почему обязательный арбитраж рассматривается как форма, находящаяся на границе между регулированием и подавлением конфликта?

5. Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

Просмотр содержимого презентации
«74-75_Политический конфликт»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел самую любимую мной нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь». ? О чём пойдет речь на уроке? Действительно, в жизни очень важны взаимопонимание и умения обсуждать проблемы, не допускать конфликтных ситуаций. Поговорим о природе политических конфликтов сегодня на уроке.

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел самую любимую

мной нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».

? О чём пойдет речь на уроке?

Действительно, в жизни очень важны взаимопонимание и умения обсуждать проблемы, не допускать конфликтных ситуаций. Поговорим о природе политических конфликтов сегодня на уроке.

Уроки 74-75 Политический конфликт

Уроки 74-75

Политический конфликт

ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАТЬ: 1) особенности политических конфликтов, этапы эскалации политического конфликта, пути урегулирования и разрешения конфликтов; УМЕТЬ: 1) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; Формировать: отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности. Оборудование: схемы, пакет документов. План уроков 1. Источники и значение конфликтов в политике. 2. Развитие политического конфликта. 3. Урегулирование конфликтов.

ЦЕЛЬ УРОКА:

ЗНАТЬ: 1) особенности политических конфликтов, этапы эскалации политического конфликта, пути урегулирования и разрешения конфликтов;

УМЕТЬ: 1) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Формировать: отношение к политическим конфликтам, задуматься о развитии толерантности.

Оборудование: схемы, пакет документов.

План уроков

1. Источники и значение конфликтов в политике.

2. Развитие политического конфликта.

3. Урегулирование конфликтов.

План уроков 1. Источники и значение конфликтов в политике. 2. Развитие политического конфликта. 3. Урегулирование конфликтов. Задание 1: Приведите примеры политических конфликтов. Сформулируйте определение понятию «политический конфликт»  Политический конфликт – это … столкновение, противоборство субъектов политики. В основе конфликта - расхождение политических интересов, ценностей. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти.

План уроков

1. Источники и значение конфликтов в политике.

2. Развитие политического конфликта.

3. Урегулирование конфликтов.

Задание 1:

  • Приведите примеры политических конфликтов.
  • Сформулируйте определение понятию «политический конфликт»

Политический конфликт – это …

столкновение, противоборство субъектов политики. В основе конфликта - расхождение политических интересов, ценностей. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти.

Жизнь доказывает, что своевременное выявление и разрешение противоречий способствует предотвращению конфликтных ситуаций, и наоборот, невнимание и равнодушие властей к проблемным ситуациям общества могут стать источником политических конфликтов.  Задание 2: Разбившись на группы, обсудите вопрос о роли конфликтов в жизни общества. Свое мнение аргументируйте. По ходу работы можете выстроить рассуждения в схему.

Жизнь доказывает, что своевременное выявление и разрешение противоречий способствует предотвращению конфликтных ситуаций, и наоборот, невнимание и равнодушие властей к проблемным

ситуациям общества могут стать источником политических конфликтов.

Задание 2:

Разбившись на группы, обсудите вопрос о роли конфликтов в жизни общества. Свое мнение аргументируйте. По ходу работы можете выстроить рассуждения в схему.

Задание 3: Работая с материалом учебника на с. 268, заполните таблицу «Типы политических конфликтов».

Задание 3:

Работая с материалом учебника на с. 268, заполните таблицу «Типы политических конфликтов».

Тип конфликта

Сущность

Первый

Связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социальных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения своих потребностей. Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию

Второй

Коренится в расхождении мнений людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей »). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или-или», их регулирование затруднено

Третий

Характеризуется выдвижением на первый план принадлежности

людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши-не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения

2. Развитие политического конфликта. Как же возникает конфликт? Как протекает? Задание 4: Работая с пунктом 2 § 26, исследуйте, как развивается конфликт, чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта. Ответьте на вопросы из листа заданий:

2. Развитие политического конфликта.

Как же возникает конфликт? Как протекает?

Задание 4: Работая с пунктом 2 § 26, исследуйте, как развивается конфликт,

чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта.

Ответьте на вопросы из листа заданий:

?? 1. Какие этапы протекания конфликта вы можете назвать? 2. Что собой представляет этап скрытого от общественности периода обострения противоречий? К чему приводит этот этап? 3. Как называется второй этап протекания политического конфликта? В чем его сущность? Какие основные черты он имеет? 4. Охарактеризуйте процесс эскалации конфликта. 5. В чем опасность этого этапа, если одной из сторон является государственная власть? 6. Что такое бунт? Определите его отличительные черты. Приведите примеры. 7. Что такое мятеж? Чем он отличается от бунта? 8. Что такое восстание? Каковы его отличительные черты? 9. Что такое гражданская война? Вспомните ее характерные особенности. 10. К чему приводят международные конфликты? Приведите примеры. 11. Сделайте общий вывод о причинах возникновения бунтов, мятежей, восстаний и войн.

??

1. Какие этапы протекания конфликта вы можете назвать?

2. Что собой представляет этап скрытого от общественности периода обострения противоречий? К чему приводит этот этап?

3. Как называется второй этап протекания политического конфликта? В чем его сущность? Какие основные черты он имеет?

4. Охарактеризуйте процесс эскалации конфликта.

5. В чем опасность этого этапа, если одной из сторон является государственная власть?

6. Что такое бунт? Определите его отличительные черты. Приведите примеры.

7. Что такое мятеж? Чем он отличается от бунта?

8. Что такое восстание? Каковы его отличительные черты?

9. Что такое гражданская война? Вспомните ее характерные особенности.

10. К чему приводят международные конфликты? Приведите примеры.

11. Сделайте общий вывод о причинах возникновения бунтов, мятежей, восстаний и войн.

Задание 5: Перед вами фрагмент документа. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы к нему. Мо-цзы (V в. до н. э.) Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся на нести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью. Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними... Вопросы 1. Когда и где был написан этот документ и как он отражает традиции страны, которую представляет автор? 2. В чем, по мнению автора, главная причина конфликтов? 3. Можно ли говорить об актуальности взглядов автора сегодня?

Задание 5: Перед вами фрагмент документа. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы к нему.

Мо-цзы (V в. до н. э.)

Ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся на нести удар другой стране. Ныне главы семейств знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью. Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть; если правитель и его подчиненные не питают взаимной любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет взаимной любви, то нет родительской любви и почитания родителей; если между братьями нет взаимной любви, то нет согласия между ними...

Вопросы

1. Когда и где был написан этот документ и как он отражает традиции страны, которую представляет автор?

2. В чем, по мнению автора, главная причина конфликтов?

3. Можно ли говорить об актуальности взглядов автора сегодня?

3. Урегулирование конфликтов Итак, мы выяснили, что неразрешенные проблемы могут иметь трагические последствия. К счастью, современное общество выработало методы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов. Исследуем их. Познакомьтесь с суждениями немецкого философа и социолога XX в. Дарендорфа о регулировании конфликтов и ответьте на вопросы.  См. лист заданий

3. Урегулирование конфликтов

Итак, мы выяснили, что неразрешенные проблемы могут иметь трагические последствия. К счастью, современное общество выработало методы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов. Исследуем их.

Познакомьтесь с суждениями немецкого философа и социолога XX в. Дарендорфа о регулировании конфликтов и ответьте на вопросы.

См. лист заданий

I V . Итог уроков Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал: «Компромисс - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый  был уверен, что лучший кусок достался ему». - Можно ли это суждение отнести к компромиссу в политическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Поясните  его на примере.

I V . Итог уроков

Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал:

«Компромисс - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему».

- Можно ли это суждение отнести к компромиссу в политическом

конфликте?

Аргументируйте свой ответ.

Поясните его на примере.

Домашнее задание: § 26, выполните задания Работа с текстом - письменно

Домашнее задание:

§ 26, выполните задания

Работа с текстом - письменно

Использованные материалы и литература: Обществознание 11 класс. Учебник для социально-гуманитарного профиля. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Холодковского К. Г. М., «Просвещение», 2010 год. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. Сорокина Е.Н.  - М.: ВАКО, 2009. https://yandex.ru/images/search?text= Ральф%20Дарендорф& img_url=http%3A%2F%2Fthelorereport.blogdo.net%2Ffiles%2F2009%2F06%2Fralph_dahrendorf.jpg&pos=7&rpt=simage  https://yandex.ru/images/search?text= людвиг%20эрхард%20биография&img_url=http%3A%2F%2Fmedia.gettyimages.com%2Fphotos%2Fludwig-erhard-german-politician-and-minister-of-trade-and-commerce-picture-id537143239&pos=21&rpt=simage

Использованные материалы и литература:

  • Обществознание 11 класс. Учебник для социально-гуманитарного профиля. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Холодковского К. Г. М., «Просвещение», 2010 год.
  • Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. Сорокина Е.Н. - М.: ВАКО, 2009.
  • https://yandex.ru/images/search?text= Ральф%20Дарендорф& img_url=http%3A%2F%2Fthelorereport.blogdo.net%2Ffiles%2F2009%2F06%2Fralph_dahrendorf.jpg&pos=7&rpt=simage
  • https://yandex.ru/images/search?text= людвиг%20эрхард%20биография&img_url=http%3A%2F%2Fmedia.gettyimages.com%2Fphotos%2Fludwig-erhard-german-politician-and-minister-of-trade-and-commerce-picture-id537143239&pos=21&rpt=simage


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!