СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политический репрессии в конце 1920-1930 е гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая ислледовательская работа, посвященная политическим репрессиям на территории Бурят-Монголии в условиях сталинского режима.

Просмотр содержимого документа
«Политический репрессии в конце 1920-1930 е гг.»







Работа по краеведению


«Политика раскулачивания в Кабанском районе Бурят - Монголии в условиях тоталитарного режима.»

(конец 1920 х - 1930 гг.).


автор: Мясникова Елена Николаевна






















2016 год







Cодержание


I. Введение

II. Проведение кампании массового раскулачивания в Кабанском районе.

III. Заключение

IV.Список используемых источников





























Введение

Актуальность. В настоящее время происходят чрезвычайно сложные процессы трансформации российского общества и государства. Для современной исторической науки полезную роль играют знания, позволяющие произвести историческую реконструкцию сложного и драматического взаимоотношения власти и общества. Одним из приоритетных направлений в исследовании советского общества является становление и развитие в 1929 - начале 1950-х гг. советской модели государства тоталитарного типа, для которой политические репрессии стали структурным элементом в общей системе управления. Кроме того, изучение трагического этапа в истории СССР является необходимым условием формирования гражданского общества, для которого должны быть характерны толерантность и уважение прав отдельного человека.
Целью исследования: является освещение истории политических репрессий в БМАССР в конце 1920 - 1930-х годах на примере Кабанского района, как одной из трагических страниц в истории Советского государства.

Задачей данного исследования является - изучение политики раскулачивания в Кабанском районе.

Хронологические рамки охватывают период с 1928 до конца 1930 -х гг.

Методологическая основа. В процессе написания данной работы были применены следующие принципы исторической науки: историзма, объективности.

Принцип историзма позволяет видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи. Позволяет подойти к анализу политических репрессий в БМАССР в контексте конкретно- исторических событий в СССР в изучаемый период.

Принцип объективности, основанный на сопоставлении фактов, документальных свидетельств, которые способствуют правдивому всестороннему изложению материалов независимо от политической конъюнктуры.

Практическая значимость данное исследование может быть использовано для создания обобщающих работ по истории крестьянства Бурятии, истории социально – экономических и политических преобразований в сельском хозяйстве республики.








Проведение кампании массового раскулачивания в Кабанском районе.

Сегодня проблема массового раскулачивания советского населения является одной из самых актуальных. Многие потомки желают знать, как и за что раскулачивали и выселяли из мест проживания их предков прабабушек и прадедушек. 30 октября стал Днем реабилитированных жертв политических репрессий. В Кабанском районном госархиве хранятся папки, в которых представлены документы по раскулачиванию, описи имущества, справки и протоколы рассмотрения решений собрания колхозов по отчислению людей, якобы мешающих созданию коллективных хозяйств и строительству коммун. Это протоколы общих собраний, товариществ по общественной обработке земли (ТООЗ) и.т.д., личные заявления.

Под этими документами стоят подписи полуграмотных людей, в своей жизни знавших чаще тяжкий труд, стремление прокормить семью, жизнь в заботах о возделывании урожая. Читая их, поражаешься не только сумбурности изложения, но и абсурду, в результате которого ломались судьбы семей и отдельных людей. Сельсоветами представлены таблицы, в которых звучат истории семей, оказавшихся неугодными новой идеологии, а порой это просто парадоксальные, немыслимые по жестокости эпизоды.

Эти документы, написанные скупым протокольным слогом, не могут оставить равнодушными ни одного читателя. За ними человеческие переживания, испытания, потери и надежды на справедливое решение вышестоящих органов, куда и обращались граждане по вопросам восстановления в колхозах и в своих правах. И сегодня возвращаясь к теме репрессий, хотелось бы рассказать, а точнее написать о тех случаях из жизни жителей Кабанского района, которые имеют документальное подтверждение.

Почему же стало возможным раскулачивание в Кабанском районе в столь больших масштабах? На наш взгляд, помимо политических установок, которыми руководствовались в своих действиях сельсоветы района, в том числе и райсовет, раскулачивание стало возможным и потому, что некоторая часть крестьян была в этом материально заинтересована. Сельсоветы в своих репрессиях опирались на поддержку бедняков, батраков, а также разных проходимцев и прилипал, которые имеются в любом месте и в любое время. Они - то и оказались «под рукой» сельсоветов и стали для него основной социальной опорой и поддержкой. Часть имущества, конфискованного у раскулаченных, передавалось им, другая – отходила колхозам. Ведь имущество, собственность, материальные ценности были всегда лакомым куском во всех революциях и реформах, вплоть до наших дней.

Раскулачивание проводили люди, отвечавшие потребностям того времени. От их личностных качеств, имущественного положения, угодливости вышестоящим властям зависели судьбы крестьян.

Все события раскулачивания прошли в Кабанском районе относительно спокойно, мы не можем назвать примеров организованного сопротивления крестьян вставших на защиту своих прав. Каждый отстаивал себя и оправдывался поодиночке. Но по БМАССР имеются случаи вооруженных крестьянских выступлений, например: восстание в Мухоршибирском районе, которое закончилось беспощадной расправой над восставшими.

Имеющиеся в Кабанском архиве документы говорят, что на период 1930-1931 годов в 1931 году население Кабанского района составляло 37.274 человека, по национальности оно распределялось: русских 85%, бурят 15%, национальные взаимоотношения были хорошими, так как по укладу хозяйства не значительно отделяются друг от друга. Коллективизировано было 30% хозяйств всего района, однако имелись отдельные районы, где отсутствует коллективизация: Посольске 2/3%, Шергино 10-15%. Бурятская часть населения коллективизирована значительно выше до 55%. В прошлом район был окружен монастырями (Посольск, Мысовск, Троицкое) и поэтому религиозные предрассудки еще значительные. Из проводимых хозяйственно-политических кампаний прошли удовлетворительно: хлебозаготовки на 134%, остальные слабо, например лесозаготовки проходили под нажимом, за не выполнение привлечено человек 20 к ответственности, часть из них скрылись. Также слабо проходит финансовая кампания и контрактация молока. Из группировок была обнаружена контрреволюционная организация, появлялись и такие. По укладу хозяйства район является с большим % промысла рыбы 30-35% дохода, что в момент операции будет скопление на рыбалке 2800 человек, группами до 100 до 500 человек. Всего кулацких хозяйств индивидуально обложенных 99, раскулаченных 53, твердо-заданцев 100, всего 252. Бедняцких хозяйств 30%, середняков 68%.

Возвращаясь к теме репрессий, хотелось бы рассказать, а точнее напечатать о случаях раскулачивания из жизни моих земляков – жителей Кабанского района. Ведь это и наша с вами история.

13 июня в 1932 года в Кабанске состоялось заседание правления районного колхозного союза, на котором одновременно с решением проблем животноводства в районе было проработано закрытое письмо БХСС о ведение решительной борьбы с искривлениями постановлений партии и правительства в деле организации хозяйственного укрепления колхозов и исключения из колхозов по Кабанскому району чуждых элементов.

Слушалось дело об исключении члена сельхозартели «Красный партизан» Рыжкова Иннокентия Николаевича. Постановлением заседания было утверждено решение комиссии об исключении Рыжкова И.Н. как сына махрового кулака, эксплуататора. В 1928 году нанимал сезонных работников и в этом же году находился под индивидуальным обложением сельхозналогом, был лишен избирательных прав. Имел скрытый доход от сдачи помещения в аренду, сдавал вплоть до вступления в колхоз. Вел «разлагательную политику» среди коммунистов.

Следующим, исключенным из сельхозартели «Красный партизан» был Эйдельман Леонтий Аронович, бывший крупный торговец, имевший кожевенный завод «с целью эксплуатации рабочих и извлечения крупной прибыли вплоть до 1927 года, несмотря на службу его в советских учреждениях».

Всего же было рассмотрено 7 дел. В поисках справедливости решений местных органов общих колхозных собраний потерпевшие писали жалобы и заявления в Республиканскую комиссию. Привожу несколько таких выписок из решений названной комиссии: « …из протокола заседания Республиканской комиссии по рассмотрению жалоб исключенных из колхозов от 9 октября 1933 года:

…Принимая во внимание, что, судя по окладным листам, хозяйство Рыжкова Иннокентия по размерам является середняцким и что в он в данное время является красноармейцем, и что кулацкие признаки хозяйства относятся к периоду жизни его отца, который уже скончался, Республиканская комиссия постановила: восстановить Рыжкова Иннокентия в правах члена колхоза как середняка и красноармейца…»

«…Слушали жалобу Сокольникова Николая Яковлевича, исключенного из колхоза «Боевой путь» Кабанского района, как сына кулака, имевшего пасеку, и жена его – дочь купца…»

Имея ввиду, что фиктивность раздела Сокольникова с отцом ничем не подтверждается, а между тем середняцкое положение его и добросовестность работы за трехлетнее пребывание в колхозе устанавливаются приложенными справками, Республиканская комиссия постановила: восстановить Сокольникова Н.Я. в правах члена колхоза, как середняка.

Копия протокола №88 от 2 декабря 1933 года:

«…Слушали жалобу Нелюбина Алексея Романовича, исключенного из колхоза «1 августа» Оймурского сельсовета Кабанского района, как кулака, женатого на дочери кулака, имевшего суховые паи.

Объясняет, что в 1920-1924 годах был на военной службе, потерял здоровье, были операции, впоследствии чего прибегал к сезонному найму рабсилы. Семья разделилась в 1920 году, суховые паи приписаны отцу, которому 78

лет, и с 1928 года, живет отдельно. Налог – 3,5,10,20 рублей. Постановили: принимая во внимание, что жалобщик Нелюбин Алексей Романович в 1920-1924 годах находился на военной службе, откуда вернулся больным и перенес несколько операций, следует признать, что наем с его стороны сезонных рабочих вызывался необходимостью, а не кулацким стремлением к наживе; с другой стороны хозяйство его по своим размерам, судя по окладным листам с 1924 года является середняцким. Отец его,78 –ми лет, которому приписывается взимание в прошлом суховых паев, живет от него в разделе, а потому республиканская комиссия постановила: восстановить Нелюбина А.Р. в правах члена колхоза как красноармейца запаса и середняка по социальному положению».

Следует сказать, что многие дела по исключению кулаков из колхоза рассматривались практически без участия в нем человека, которого называли кулаком.

К сожалению, такие решения комиссией выносились не всегда и тогда судьба обращавшихся в нее с жалобами становилась более печальной.

Поучительна также история Соснина В.Т.

В 1930 году Соснин Василий Трофимович был признан кулаком. Имел годовых работников до 1931 года по 300 дней в году. Являлся башлыком сетевой артели, получал cуховой пай до 1928 года. Имел молотилку, кузницу. Был индивидуально обложен в 1933 году.

Факт раскулачивания в 1931 году установлен в судебном порядке (решение Кабанского райсуда от 17.10.1995 г.).

Факт изъятия имущества имел место в 1931 году. В 1932 году Соснин был арестован, на оставшееся имущество было наложено принудительное взыскание за неуплату налогов. В 1933 году лишен избирательного права. В 1937 году Соснин был вновь арестован и осужден к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован 21.02.1996 года.

По решению районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 25.03.1996 года дочери Соснина – Темниковой Н.В. выплачена денежная компенсация за конфискованное имущество в размере 40 установленных законом минимальных размеров заработной платы.

Локальные высылки крестьянства и массовая гибель людей должна была вызвать негативное отношение к власти, лишить её социокультурной основы, однако, в этот период единство народа и власти достигло высшей точки.
Количество жертв было столь велико, что невозможно отказаться от предположения, что и крестьянство было соучастником этого истребления.


































Заключение

Ежегодно 30 октября, в России и других бывших республиках СССР проходит День памяти жертв политических репрессий. В этот день в стране проходят митинги и различные культурные мероприятия, в ходе которых вспоминают о пострадавших от политических репрессий, в некоторых школах организуют «живые» уроки истории, на которые приглашаются свидетели событий. В Москве основные мероприятия проходят на Лубянской площади у Соловецкого камня и на Бутовском полигоне, в Санкт-Петербурге у Соловецкого камня на Троицкой площади и на Левашовской пустоши.

Процесс реабилитации невинно пострадавших приобрел огромное политическое значение и расценивается как восстановление исторической и юридической справедливости.

Для того, чтобы сохранить память о жертвах и помочь людям восстановить историю их семей, общество «Мемориал» в 1998 году приступило к созданию единой базы данных, сводя вместе информацию из региональных Книг Памяти.

Так восторжествовала справедливость, и честные имена так называемых «врагов народа» возвращаются народу.

Эти люди, внесшие свой вклад в развитие республики, вошли в историю, и наш долг – увековечить их память и предупредить, чтобы подобные трагедии не повторялись в будущем. В «Книге Памяти…» жертвы политических репрессий Республики Бурятия перечисляются поименно. Их имена вписаны в память поколений на вечные времена.

















Список используемых источников


  1. Архивные материалы


1. МО архивный отдел Кабанского района ф. 1. оп. 1, д. 16, 16а.

2. Периодические издания

2. Черкашина Л. Цифры и факты // Байкальские огни – 1996. – 30 октября


3.Монографии и брошюры


3. Доржиев Д.Л. Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 гг/Д.Л. Доржиев. –Улан-Удэ: 1993.-82 с.

4. История Бурятии/под ред. Д. Намсараева. - Улан-Удэ: Сибирь,1993. – С.110.

5. История Бурятии в вопросах и ответах. – Вып.3. – Улан-Удэ, 1992.- 121 с.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!