СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политика и власть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Политика и власть»

Класс: № урока

Дата:

Тема: Политика и власть

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти, дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология,  легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество не просто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеет стержень, целостность, у него есть четко организованная внутренняя структура

Представим себе общество в виде ДОМА, состоящего из нескольких этажей.

Прежде чем построить дом строят фундамент – подвал, где находится система коммуникаций, подводящих в дом газ, воду, телефон…т.е. все, что необходимо для жизни в нем людей.

У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт

Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок. французский писатель А. Ривароль

Вопрос классу -Подумайте пожалуйста, попробуйте предположить, о каком виде человеческой деятельности говорится в данных афоризмах? Молодцы, первое понятие в названии темы урока вы сформулировали верно.

Вопрос классу- С чем ассоциируется у нас политика в первую очередь. Совершенно верно. С понятием власть. Итак . Тема нашего занятия «Политика и власть»Задание-По названию темы урока определите цель нашего занятия ( Что такое политика, что такое власть и как  эти понятия  взаимосвязаны между собой)

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?

  2. Функции политики

1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях.  И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики». Просмотр видеоролика о политике и беседа по данному ролику.

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.

  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку. 

-политика – это искусство управлять государством.

-политика – это искусство возможного.

-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».

  • П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».

  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика (politike от греч.) – искусство управления государством, государственные дела.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

Политика – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

Задание №2Прочитайте несколько определений «политики». Сравните их с определениями в учебнике. Что у них общего?

  1. Политика – знание о правильном и мудром правлении.

  2. Политика – умение оберегать всех граждан, делать их из худших лучшими

  3. Политика – это общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, деятельность общественных групп.

  4. Политика – это искусство управления государством и обществом.

Записать в тетрадь:  Политика – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

-Кто может быть субъектом политики?

Так как политика неразрывно связана с управлением, имеющих к ней отношение можно разделить на управляющих и управляемых, хотя оно до некоторой степени условно. Соответственно выделяют субъекты и объекты политики.

Субъектами политики выступают те, кто занимает управляющую позицию, т.е. принимает политические решения или по крайней мере имеет влияние на их принятие. Если человек просто соглашается или возмущается какими-либо политическими действиями, это не делает его субъектом политики. Сначала надо понять свои интересы и характер их связи с политикой (политическое сознание), затем выразить их в политических формах (политическая культура) и бороться за их претворение в жизнь (политическое поведение).

Объект политики есть по философскому определению слова нечто пассивное («инертное большинство») в противоположность субъекту как активному деятелю. Вопрос перехода из объекта в субъект — это вопрос о том, как человек может повлиять на политику (и не только один раз в несколько лет, но постоянно). В момент, когда человек опускает бюллетень с принятым им решением, он становится субъектом, но во все остальное время он может оставаться простым объектом политики, если не участвует в принятии политических решений.

Характеристика человека политического принадлежит каждому гражданину без изъятия. Этот универсалистский принцип политики как всеобщего достояния относится к категорическим императивам современной политической этики, запрещающей заранее делить людей на субъектов и объектов политики.

Принцип верховенства и суверенитета народа зафиксирован сегодня практически во всех конституциях. Например, в Конституции США говорится «об управлении народом». Следует, конечно, отличать формального носителя верховной власти — народ в целом — от реального носителя — политической элиты и, стало быть, формального субъекта политики от реального.

Отсюда вывод: каждый человек в той степени является субъектом политики, в какой он реально может воздействовать на принятие политических решений.

Понятия объекта и субъекта относятся не только к отдельным людям, но и к странам и регионам. Причем эти понятия следует рассматривать не в абсолютном (как принято в философии), а в относительном смысле. На шкале «объект — субъект» располагаются все люди и объединения — от не могущего и не желающего голосовать (минимум субъектности и максимум объектности) до президента великой державы (минимум объектности и максимум субъектности).

2.Политика неразрывно связана с государством.  В разных общественных группах отношение  к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции.  (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Проблемное задание: Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика? 

Мы выяснили, что политика необходима т.к. выполняет определенные функции в обществе.

На доске или экране мультимедиа:

Функции политики – это совокупность процессов выражающих ее назначение в обществе.

Политика в современном мире:

- обеспечивает общественный порядок, целостность и стабильность общества;

- обеспечивает поддержание гражданского мира

-  выполняет задачи , связанные с управлением и руководством жизнью общества;

- регулирует отношения между классами, социальными группами, нациями, людьми на принципах социальной справедливости;

- мобилизует на решение важных для общества задач;

- координирует деятельность участников общественной жизни;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры……

Подумайте, что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций?

Задание.

Расположите приведенные ниже факторы, влияющие на качество выполнения политикой свойственных ей функций, по степени важности ( от наиболее до наименее существенных). Вы можете последовать мнению политологов, которые расположили факторы по степени значимости, а можете пойти своим путем, показать свое понимание проблемы. (10 мин.)

  1. Сознательность граждан;

  2. уровень профессиональной компетенции политиков;  

  3. наличие эффективного механизма контроля общества за деятельностью государства;

  4. экономическое благополучие;

  5. политическая активность граждан;

  6. высокая степень социальной защищенности населения;

  7. гарантии прав и свобод людей;

  8. возможность проведения регулярных и свободных выборов в высшие органы власти;

  9. готовность населения подчиняться приказам населения.

У политики есть еще и свои институты через которые она воздействует на людей. . Давайте посмотрим текст учебника …стр 222-224 найдем , назовем, кратко охарактеризум названные в тексте политические институты( Государство,( включает институт президенства, законодательной и исполнительной власти, выборов) политические партии)

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли)  политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;

  • Обеспечение социального развитие общества и человека;

  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.


Вывод по 1 вопросу-  Итак мы выяснили, что такое политика, узнали кто может быть субъектом политики, какие действия могут выполнять субъекты политики, что является объектом политики, какие функции выполняет политика в современном мире и , что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций, какие бывают политические институты.

  1. Закрепление изученного материала: ответы на вопросы 1,2 стр.9; 1,2 стр. 10.

  2. Подведение итогов урока и выставление оценок.

  3. Домашнее задание: параграф 1, стр. _____________, читать. Учить конспект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!