СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политика «красного ислама» в 20-е годы в России

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый период государственно-исламских отношений связан с первым десятилетием советской власти (1917-1927 гг.), когда существовал определенный временный баланс сил в государственно-исламских отношениях, где ислам использовался для укрепления власти в национальных окраинах государства. Основным центром советского мусульманства являлось основанное в Уфе в 1920 г. Центральное Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ЦДУМ). Деятельность ислама контролировалась Отделом (позднее Комиссией) по вопросам культов при ВЦИК и органами госбезопасности ВЧК-ОГПУ.

Период с 1917 по 1927 годы характеризуется относительной религиозной свободой мусульман, когда советская власть были вынуждена считаться с сохранением мусульманской веры частью населения и пыталась использовать мусульманское населения для укрепления своей власти. Она стремились задействовать мусульман в качестве инструмента своей внешней политики в странах мусульманского Востока. Фактически в отношении ислама была занята политика «двойных стандартов»: формально объявлялась свобода совести и неприкосновенность традиций ислама, а фактически был взят курс на его постепенное уничтожение. Советская власть умело сыграла на националистических чувствах мусульман, предоставив им региональные автономии и перетянув большинство мусульман под социальными лозунгами из-под влияния «белых». Атеистическая идеология Советского государства преследовала цели активизации антирелигиозной пропаганды среди мусульман и формирования светского нового человека. Мусульманам приходилось идти на большие уступки новой власти, чтобы сохранить те оставшиеся ограниченные права в религиозной жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Политика «красного ислама» в 20-е годы в России»

Дух атеистической идеологии Советского государства способствовал активизации антирелигиозной пропаганды среди мусульман. В 1921 г. в г. Москве для подобной работы в Туркестане был выпущен плакат «Я сейчас тоже свободна» (Приложение 5) тиражом в 10 тыс. экземпляров. На плакате изображена девушка, которая сбросила чадру и рукой держит знамя с арабскими начертаниями букв на узбекском языке «Хозер мен де азада», в переводе «Я сейчас тоже свободна». Она вырывается из тисков веры и идет к двум людям-комсомольцам (символ нового светского брака). На плакате художника Моро (1920 г.) изображаются скачущие на конях горцы в бурках, протягивающие руки к брату красноармейцу под красными знаменами. Показательна надпись: «Народы Кавказа! Царские генералы, помещики и капиталисты огнем и мечом душили нашу свободу и продавали вашу страну иноземным банкирам. Красная Армия Советской России победила ваших врагов; она принесла вам освобождение от кабалы и богачей. Да здравствует Советский Кавказ!»1. Слева данный текст написан на русском, справа на четырех языках (армянском, грузинском, азербайджанском и татарском). На антимусульманском плакате в республике Узбекистан (Приложение 9) красный трактор «5-летка» (символ новой власти и прогресса) ведет молодой узбек в тюбетейке и полосатом халате, который давит бегущих от него муллу с Кораном и вредителя-кулака с мотыгой. Подпись на плакате на узбекском и русском языках: «Ни молитвами, ни террором, ни клеветой не остановить выполнения пятилетки. Выполним пятилетку в 4 года!». На плакате М. Герасимова «Новый узбекский алфавит» въезжающий в небо трактор прогресса убирает под колесами – медресе, мечети, мулл, джадидов и учителей мусульманских школ.

С 1922 г. начинается ограничение политических и имущественных прав мусульманского духовенства. Имамы были приравнены к лицам, живущим на нетрудовые доходы и были лишены избирательных прав2. Все культовые здания (мечети) были обложены высокими налогами и обязательными страховыми взносами. Если по Положению о подоходном налоге 1924 г. максимальная прогрессивная планка налога составляла 37,5 %, то в 1926 г. она увеличилась до 67,5 %, а в 1927 г. – до 81 %. Это приводило к закрытию мечетей и убыли мусульманского духовенства. Только в Халиловском районе Оренбургской области с 1920 по 1924 г. было закрыто 8 мечетей и 4 церкви, в которых разместились школы, клубы и зерносклады3. Азанчей третьей соборной мечети г. Оренбурга Ш. С. Шарипов из-за высокого налога с 13 августа 1928 г. был вынужден оставить службу в мечети4.

4 мая 1923 г. в Оренбурге в течение двенадцати дней проходил «Комсомольский Байрам», который открыл в регионе масштабную компанию против ислама. С возникновением в 1924 г. Союза Безбожников эта работа стала массовой и системной5. 21 февраля 1927 г. постановлением Наркомата труда СССР все мусульманские священнослужители были лишены права на пенсию и пособие по безработице. Дети священнослужителей лишались права на бесплатное образование и призыв в Красную Армию. По циркуляру Народного комиссариата земледелия РСФСР от 13 марта 1928 г. запрещалось наделение землей семей священнослужителей6.

На территории Оренбургской области действовал Оренбургский мухтасибат ЦДУМ, который подразделялся на несколько районов. Имам-хатыб мечети «Хусаиния» Габдулгалим Габдулгаллямович Давлетшин исполнял должность мухтасиба в г. Оренбурге в 1921-1927 гг. был. Мухтасибом в 1927-1930 гг. был имам Караван-Сарайской мечети Габдулкави Мухаммедфатыхович Гайнетдинов7.

По постановлению ВЦИК от 03 агуста 1922 г. всем религиозным обществам было предписано пройти государственную регистрацию в отделе управления губернского или областного исполкома советов. Порядок регистрации прописан в совместной инструкции Наркоматов юстиции и внутренних дел РСФСР от 15 апреля 1923 г. Началась массовая перерегистрация мусульманских религиозных обществ, которые часть не прошли по бюрократическим причинам.

23 ноября 1923 г. НКВД СССР в силу вышедшего нового постановления ВЦИК был изменен и утверждён устав Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). 22 мая 1924 г. зарегистрирован Административным отделом Оренбургского губисполкома устав местного мухтасибата ЦДУМ. Усилилась ежегодная отчетность мусульманскими общинами государственным органам, они подавали списки верующих, членов управленческих органов и служителей культа с указанием места жительства и рода занятий.

29-30 декабря 1924 г. состоялся съезд представителей Оренбургского мухтасибата, где мусульмане поддержали решение турецкого правительства о высылке из страны последнего халифа из династии Османов Абдул-Меджида II (1868-1944), дав ему классовую оценку халифа как орудия империалистов. В телеграмме председателю ВЦИК М. И. Калинину у, они благодарили советскую власть как «защитницу угнетённых национальностей», «относящейся к их нуждам с неизменной благожелательностью»8. Подобным политизированным стало собрание мусульман 5 апреля 1925 г. стало в мечети «Хусаиния» (Приложение 7), на котором обсуждались внутриполитические события в Турции и были осуждены действия шейха Саида Пирана (1865-1925), поддержавшего халифат9.

Небольшое послабление в силу такой лояльности мусульман было оказано властью в отношении религиозного образования. В. По постановленю ЦИК и СНК СССР в октябре 1924 г. было разрешено создание богословских школ при мечетях и религиозное обучение на дому. На съезде Оренбургского мухтасибата 18-20 декабря 1926 г. были открыты в г. Оренбурге: медресе и краткосрочные курсы повышения квалификации для духовных лиц10.

Таким образом, первый период государственно-исламских отношений связан с первым десятилетием советской власти (1917-1927 гг.), когда существовал определенный временный баланс сил в государственно-исламских отношениях, где ислам использовался для укрепления власти в национальных окраинах государства. Основным центром советского мусульманства являлось основанное в Уфе в 1920 г. Центральное Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ЦДУМ). Деятельность ислама контролировалась Отделом (позднее Комиссией) по вопросам культов при ВЦИК и органами госбезопасности ВЧК-ОГПУ.

Период с 1917 по 1927 годы характеризуется относительной религиозной свободой мусульман, когда советская власть были вынуждена считаться с сохранением мусульманской веры частью населения и пыталась использовать мусульманское населения для укрепления своей власти. Она стремились задействовать мусульман в качестве инструмента своей внешней политики в странах мусульманского Востока. Фактически в отношении ислама была занята политика «двойных стандартов»: формально объявлялась свобода совести и неприкосновенность традиций ислама, а фактически был взят курс на его постепенное уничтожение. Советская власть умело сыграла на националистических чувствах мусульман, предоставив им региональные автономии и перетянув большинство мусульман под социальными лозунгами из-под влияния «белых». Атеистическая идеология Советского государства преследовала цели активизации антирелигиозной пропаганды среди мусульман и формирования светского нового человека. Мусульманам приходилось идти на большие уступки новой власти, чтобы сохранить те оставшиеся ограниченные права в религиозной жизни.



Приложение 5.

«Я свободный человек». Советский агитационный и пропагандистский плакат. Мусульманская женщина отварачивается от мечети и вступает в Комсомол. Выпуск Государственное Издательство. Москва, 1921. 16-я Типография М. С. Н. Х.




Приложение 6.

Плакат, созданный Мором в 1920 году для мусульман Кавказского края















Приложение 7.

Мечеть «Хусаиния» г. Оренбурга






1 Бобровников В. Ислам в советской пропаганде. [Электронный ресурс]. URL: http://propagandahistory. ru/2011/Islam-v-sovetskoy-propagande/

2 Сенюткина О. Н., Гусева Ю. Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики Советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). – М., Нижний Новгород: Медина, 2012. – С. 51-52.

3 Федорова А. В. Антицерковная государственная политика // Христианство и ислам на рубеже веков. – Оренбург, 1998. – С. 203.

4 Денисов Д. Н., Моргунов К. А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – С. 25.

5 ОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 454. Л. 3.

6 Хакимов Р. Ш. Красная звезда против полумесяца: противостояние десятилетий. Челябинск: ООО «Абрис-Принт», 2013. – С. 104.

7 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 10. Л. 11, 39-42, 115-118 об.

8 ГАОО. Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 10. Л. 39-42.

9 ГАОО. Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 10. Л. 52-52 об.

10 ГАОО. Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 10. Л. 115-118 об.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!