Тема урока: Политика перестройки: первые шаги
Тип урока: лекция с элементами индивидуальной работы
Цель: выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы
Задачи:
- охарактеризовать основные цели перестройки;
- назвать мероприятия, предпринятые для реформирования экономики СССР;
- анализировать исторические документы.
Основные понятия, термины и названия: ускорение, перестройка, государственная приемка.
План изучения нового материала:
От ускорения к перестройке
Экономические реформы и их итоги
Проблемный вопрос:
Перестройка: ужасная ошибка прошлого или шаг к светлому будущему?
I. От ускорения к перестройке.
В 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Он сразу привлек к себе симпатию людей. Почему?
Работа с текстом учебника: «История в лицах» (стр. 263). Характеристика М.С. Горбачева.
Работа с текстом учебника (стр. 258).
Откровенно говорил о существовании в обществе серьезных проблем, был более открыт для общения с рядовыми гражданами, чем его предшественники. Чем сразу вызвал симпатию людей.
О человеке принято судить по его делам. С чего начал свою деятельность М.С. Горбачев? Работа с текстом учебника (стр. 258)
Продолжил борьбу с коррупцией и бюрократизмом;
Призвал использовать все резервы для повышения производительности труда;
Была введена система госприемки за качеством выпускаемой продукции;
Началась борьба с пьянством и алкоголизмом;
Пленум ЦК КПСС в апреле 1985г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны». Ускорение – использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда.
Предполагалось:
- увеличить темпы роста национального дохода
- активизировать социальную политику (решить жилищный, продовольственный и другие вопросы);
Главная задача – реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т.л.)
Резервами ускорения должны были стать:
- более полная загрузка имеющихся производственных мощностей;
- рационализация производства;
- повышение качества продукции.
Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки (вневедомственный контроль за качеством выпускаемой продукции) вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность. Одним из показателей состояния экономики и парившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986г. (Во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции).
Помимо этого мешали ускорению:
- уравнительный принцип в оплате труда
- отсутствие материальных стимулов к труду
-неуклонное снижение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве
- низкая производственная дисциплина
- бесхозяйственность (государственная форма собственности не прививала рабочим чувство собственника)
-огромные военные расходы
-недостаточное использование достижений НТР в производстве
Все это создало стимулы для поиска путей более глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений. Появилось новое понятие «перестройка» - комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.
Работа с текстом «Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС С.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС (27 января 1987 г.)» (стр 262)
Задание: Опираясь на содержание документа, объясните, как М.С. Горбачев обосновывал необходимость перестройки, в чем ему виделась ее суть.
Вновь обратимся к документу:
Из доклада М.С.Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 16 июня 1986г.
…Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления…
Суть коренной перестройки управления экономикой страны – переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации человеческого фактора.
В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности государственных предприятий, введение элементов рыночных отношений. В качестве аргумента в пользу этой политики делались ссылки на опыт нэпа. Предполагалось, что реформы повысят заинтересованность предприятий во внедрении новых технологий, создадут стимулы к повышению производительности труда.
Прочитаем текст учебника стр. 310 и самостоятельно заполним таблицу «Законодательство в сфере экономики»
Дата, закон | Характеристика закона |
| |
| |
Результаты:
-дозволенные проявления хозяйственной инициативы были ограничены и не обеспечили самостоятельности предприятий;
-цены на продукцию государственного заказа по-прежнему диктовали вышестоящие органы;
-руководители, избранные трудовыми коллективами и одновременно контролируемые сверху, оказались в двусмысленном положении (многие из них использовали свое служебное положение в целях личного обогащения);
-фермерское хозяйство получило весьма ограниченное развитие. Земли фермерам выделяли председатели колхозов и местные власти на основе договоров аренды. Фермеры получали худшие угодья, они подвергались поборам со стороны местной власти, к ним враждебно относились односельчане, видя в них конкурентов.
Таким образом, экономическое положение быстро ухудшалось.
- С 1988г. начало сокращаться аграрное производство, а с 1990г. – промышленное;
- Возросла инфляция;
- Спад производства составил около 10%;
- Доходы населения резко сократились;
- Обострилась проблема дефицита товаров первой необходимости.
Было предложено несколько концепций вывода страны из кризиса.
Правительственная программа (Н.И.Рыжков, Л.И.Абалкин). Поэтапное введение рыночных механизмов, рассчитанное на 6 лет
Программа «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А.Явлинский). Быстрый переход в течение 1,5 года
Работа с документом (стр. 263) «Из материалов Всесоюзного совещания идеологических работников КПСС (11-13 октября 1990г.)»
Задание: Почему в КПСС преобладало враждебное отношение к рынку? Можно ли было отойти от методов централизованного управления экономикой, не используя механизмы свободного рынка?
Работа с текстом параграфа (стр. 261), последний абзац.
Подведем итоги:
Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС.
Но никакого ускорения не получилось, кардинальных изменений в экономике не произошло
Июльский пленум ЦК КПСС (1987 г.)
Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет; Сокращение плановых показателей; Закон «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г.
Начало развития частной инициативы Законы: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987 г.) «О кооперации» (1987 г.)
Но ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться
ВЫВОД: таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным положительным результатам. Сказалось сильное влияние старых, традиционных отношений, а также непоследовательность и осторожность в действиях реформаторов.
III Закрепление.
Кто в 1985г. был назначен Генеральным секретарем ЦК КПСС?
Ускорение – это
А) использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда;
Б) система вневедомственного контроля за качеством выпускаемой продукции
3. В чем заключалась «программа 500 дней»?
4.Так что такое перестройка, и каково ее значение в экономической сфере жизни общества?
IV Домашнее задание: §39, работа с документальным материалом на с. 312-313. Подготовить сообщения: «Сталинская эпоха в произведениях литературы и кино 1980 годов», «Реабилитация – шаг к демократизации советского общества», «Музыка 1980-х годов», «СМИ в годы перестройки».