СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политика военного коммунизма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Политика военного коммунизма»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2. 23. Политика «военного коммунизма»

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна













2019



СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 10

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

С победой Октябрьской революции новая власть начала самые смелые преобразования в стране. Однако начавшаяся Гражданская война, а также крайнее истощение материальных ресурсов привели к тому, что перед правительством встала проблема поиска решений своего спасения. Пути были до крайности жесткие и непопулярные и получили название «политика военного коммунизма».

Данное занятие позволит познакомиться с политикой военного коммунизма в период Гражданской войны, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

Студенты письменно отвечают на 7 вопросов

1. Запишите термин, о котором идет речь

Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства называется…

2. Ответьте на вопрос

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. к власти пришла:

  • партия кадетов

  • партия эсеров

  • партия большевиков

  • Временное правительство сохранило свою власть

3. Ответьте на вопрос

Итогом Гражданской войны было:

  • введение парламентаризма

  • установление власти белых генералов

  • укрепление власти большевиков

  • введение многопартийности

4. Ответьте на вопрос

Назовите даты начала и окончания гражданской войны в России

5. Ответьте на вопрос

Перечислите три причины гражданской войны в России.

6. Ответьте на вопрос

Перечислите три причины поражения белого движения в гражданской войне.

7. Ответьте на вопрос

Назовите не менее пяти итогов гражданской войны в России.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

Политика «военного коммунизма» в ходе гражданской войны в России.

Вступительное слово преподавателя

Преподаватель: Любая революция является следствием глубокого кризиса в обществе. Революция раскалывает общество на противостоящие лагеря, поэтому часто сопровождается гражданской войной. К сожалению, в начале XX в. не избежала этих потрясений и Россия. На предыдущем занятии мы изучили причины, обстоятельства и итоги гражданской войны в России. Давайте вспомним, что означает термин «гражданская война»? (Гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.)

Преподаватель: В условиях общенационального кризиса для удержания власти и победы в гражданской войне большевики использовали все имеющиеся у них мобилизационные ресурсы и методы (продразвёрстка, трудовая повинность, массовые репрессии и т.д.). Попытку построить «коммунистическое будущее» большевики предприняли в рамках политики «военного коммунизма».

Военный коммунизм – экономическая политика советского государства в условиях разрухи и гражданской войны.

Преподаватель: Подумайте, имела ли политика объективно вынужденный характер? В какой мере её можно рассматривать как сознательный курс большевиков на реализацию коммунистических идей? А для ответа на этот вопрос вспомним экономическую ситуацию в России осенью 1917 г:

  • подрыв сельского хозяйства;

  • нехватка продовольствия;

  • разрушение промышленности, транспорта, связи и финансов;

  • разрушение хозяйственных связей;


Преподаватель: Итак, новая советская власть оказалась лицом к лицу перед тяжелейшими проблемами, которые не смогли решить ни царское, ни Временное правительства. Ни одно правительство не идет на введение чрезвычайных мер без крайней необходимости, т.к. в этом случае есть опасность растратить свое политическое доверие перед народом.

Поэтому всегда стоит вопрос: что вызовет больший по масштабу кризис - применение чрезвычайных мер или отказ от них?

Большевики избрали первое. Эта система чрезвычайных мер в истории получила название «политики военного коммунизма» и проводилась она в период с 1918 по 1921 г.г.

Преподаватель: В качестве причин введения политики «военного коммунизма» можно выделить:

  • поиски выхода из социально-экономического кризиса;

  • решение продовольственной проблемы;

  • обеспечение Красной армии необходимыми средствами для ведения войны с «белыми» и интервентами;

  • мобилизация всех ресурсов для удержания власти и победы в Гражданской войне;

  • попытки в кратчайший срок создать новую общественную систему в соответствии с теорией К. Маркса и Ф. Энгельса о бесклассовом коммунистическом обществе.

Преподаватель: Рассмотрим и проанализируем мероприятия «военного коммунизма» и его итоги. Для этого необходимо разделиться на 4 группы.

Задание для групп:

Преподаватель: Каждое направление политики «военного коммунизма» мы рассмотрим в ходе работы в группах. Названия групп условно ассоциируются с направлениями политики «военного коммунизма»:

I группа – «крестьяне» – аграрная политика;

II группа – «рабочие» – промышленное производство;

III группа – «горожане» – социальная политика;

IV группа – «эксперты» – итоги «военного коммунизма».

Каждой группе дан пакет документов, на основе которых необходимо выявить мероприятия и дать им свою оценку. Результаты работы записываются на «флажках». После выполнения задания каждая группа представляет итоги своей работы.


На работу в группах отводится 7 мин. На выступление представителей от каждой группы по 3 мин.

Заслушивается выступление представителей каждого направления. Подводятся итоги.

Преподаватель: «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и, в конечном счете, победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной. С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя.

Таким образом, мы с вами увидели, что попытка построить новое общество на коммунистических началах по своей сути и по условиям того времени потерпела крах. Такой коммунизм историки назвали «бедным, нищенским, казарменным».



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, а также на сеть-интернет, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

  1. Дайте определение понятию «военный коммунизм»

  2. Перечислите основные причины возникновения политики «военного коммунизма».

  3. Каковы итоги политики «военного коммунизма»?



Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

- чтение текста учебника [2, с.112-114 ], ответы на вопросы.



Приложение 4

ЗАДАНИЕ.

На работу в группе отводиться 7 мин.

  1. Ознакомитесь документы, тексты.

  2. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе.

  3. Запишите на «флажке» основные мероприятия политики «военного коммунизма».

  4. Подготовьтесь к выступлению, в котором охарактеризуете мероприятия, проводимые в рамках политики «военного коммунизма» (3 мин.):

  • назовите мероприятия;

  • охарактеризуйте 1-2 мероприятия (по выбору);

  • дайте свою оценку данным мерам.


I группа. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.

(Сборник документов по истории СССР. Эпоха социализма. Вып. 1. С. 222-224.)


Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий» подтверждалась незыблемость хлебной монополии, введенной еще Временным правительством, и твердость цен. Но советский декрет был более суров, он предусматривал применение вооруженной силы в случае отказа или противодействия "отбиранию хлеба или продовольственных продуктов". В декрете предусматривалось, что каждый владелец хлеба "весь избыток, сверх количества, необходимого для обеспечения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявит к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости". Не сдавшие хлеб объявлялись врагами народа, надлежали суду с осуждением на срок не менее 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества и изгнанию навсегда из общины. Все организации и учреждения обязывались "безоговорочно и немедленно" исполнять все распоряжения народного комиссара продовольствия, касающиеся продовольственных вопросов. Вот такими репрессивными мерами пыталось государство решить острейшую тогда продовольственную проблему.

Л.Д. Троцкий со свойственной ему прямотой провозгласил: «Наша партия за гражданскую войну. Гражданская война уперлась в хлеб... Да здравствует гражданская война».

По отношению ко всей крестьянской массе надо применять «пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью» (Н. Бухарин, май 1920г.)

Нарком А.Д. Цюрупа в докладе ВЦИКу откровенно заявлял, что «у нас нет другого выхода, как объявить войну деревенской буржуазии, которая имеет значительные запасы даже недалеко под Москвой и не дает их ни голодающей Москве, ни Петрограду, ни другим центральным губерниям… Я желаю с совершенной ответственностью заявить, что речь идет о войне, только с оружием в руках можно получить хлеб».

Из доклада Свердлова ВЦИКу по организации комбедов: «Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря (бедняки и кулаки), если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая шла не так давно в городах... только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделаем то, что смогли сделать для городов».

А. Устинов, видный деятель партии революционных коммунистов, так описывал деятельность комбедов на местах: «Они становятся в деревне источником величайшей неразберихи, и от них идет там дым коромыслом. В комитеты входит голытьба, деклассированные, бесхозяйственные элементы деревни, всякие "перекати-поле". ...Эта теплая кампания, ничего за душой не имеющая, кроме сознания полноты власти, отправляется походом на хозяйственные элементы деревни, на всех тех, у кого хоть что-нибудь есть. При этом не щадятся и трудовые хозяйства: расхищаются скот, мертвый инвентарь всех видов, самые ничтожные запасы продуктов - растаскивается и проматывается все и вся, идет не созидание ценностей, а их уничтожение».

Из служебной информационной сводки Наркомпрода по Пензенской губернии: «Комитеты бедноты всюду, положительно везде, оставили уже совсем безотрадные воспоминания о таких их делах, которые иначе как уголовными преступлениями назвать нельзя».

С 11 января 1919 года декретом Совнаркома вводится продразверстка на хлеб и фураж. «Мы решили, - писал Ленин, - что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение».

«Разверстка была наиболее доступной для недостаточно организованного государства мерой, чтобы продержаться в неслыханно трудной войне против помещиков» (Ленин В. И.).

Эти чрезвычайные меры дали определенные результаты. Если в 1917/18 году было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба, то в 1918/19 году - 110 млн. пудов, а в 1919/20 году - 260 млн. пудов.

Из декрета Совета Народных Комиссаров о развёрстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства:

В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков хлебов и фуража в распоряжение государства.

Ст. 1. Всё количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.

Ст. 2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются Народным Комиссариатом Продовольствия в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.

Ст. 3. В развёрстку зачисляется всё количество семенного и продовольственного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных продовольственными органами Народного Комиссариата Продовольствия.

Ст. 4. К развёрстке, установленной Народным Комиссариатом Продовольствия, распоряжением губернских продовольственных комитетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража, необходимого для нужд местного или городского, так и крестьянского населения, не имеющего в потребной норме своего хлеба.

Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлеба - фуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.



Приложение 5

ЗАДАНИЕ.

На работу в группе отводиться 7 мин.

  1. Ознакомитесь документы, тексты.

  2. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе.

  3. Запишите на «флажке» основные мероприятия политики «военного коммунизма».

  4. Подготовьтесь к выступлению, в котором охарактеризуете мероприятия, проводимые в рамках политики «военного коммунизма» (3 мин.):

  • назовите мероприятия;

  • охарактеризуйте 1-2 мероприятия (по выбору);

  • дайте свою оценку данным мерам.


II группа. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

(Сборник документов по истории СССР. Эпоха социализма. Вып. 1. С. 222-224.)

«Нам надо было буржуазию раздробить, уничтожить в ее руках всякую собственность, поскольку всякую собственность она обращала в оружие против нас», - писал Луначарский.

В.И. Ленин считал, что новый социалистический строй предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. На основе декрета от 28 июля 1918 г. проводилась ускоренная национализация всех отраслей промышленности, а не только важнейших. В конце 1918 г. из 9,5 тыс. предприятий Европейской России было национализировано 3,3 тыс. К лету 1919 г. под контролем ВСНХ находилось 4 тыс. предприятий, а через год было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. В национализированном секторе трудилось 2 млн. человек -70% занятых. В ноябре 1920 г. ВСНХ принимает постановление о национализации всей, теперь уже и мелкой промышленности.

К апрелю 1919 года национализированы 92% предприятий крупной, а к началу 1920 года - 89% средней промышленности. Управление национализированными предприятиями осуществлялось только через главки и центры ВСНХ. ВСНХ устанавливал плановые задания, ведал снабжением, финансированием, распределением продукции. Руководство хозяйственной жизнью было строго централизовано.

В период военного коммунизма центральные органы стремились сконцентрировать в своих руках все имеющиеся ресурсы и распределять их по нарядам и ордерам, подписанным комиссарами.

Отрицательное отношение к рынку стимулировало переход к крайней централизации управления народным хозяйством, в первую очередь, промышленностью и распределением (через ВСНХ, Наркомпрод, систему потребительской кооперации и т.д.). Пиком централизаторства стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф, Главкожа, Главкрахмал.

В 1920 г., когда военная обстановка стала не столь угрожающей, в повестку дня была выдвинута задача разработки единого хозяйственного плана на 10-20 лет. Его центральным звеном стала электрификация. В начале 1920 г. была образована комиссия ГОЭЛРО под руководством Г.М. Кржижановского. План ГОЭЛРО намечал развитие не только электроэнергетики, но и всего народного хозяйства.

«Правда» восторженно описывала доклад Кржижановского на съезде: «Обстановка была необычная. Громадный зал Большого театра, битком набитый пролетариями и крестьянами, — великое вече правящих масс. На трибуне не политический деятель, а инженер, старый партийный товарищ, но не политик-профессионал и речь — необычная для наших съездов. Ни одного слова о политике. Но зато — пафос труда, пафос «великих работ». Нищая, голодная Русь, Русь лучины и корки черного хлеба, покрывается сетью электрических станций, проволоками разносятся электрические волны. Они приводят в движение наши фабрики и заводы, движут грузы и людей по железным дорогам и водным путям, заставляют тракторы и паровые плуги пахать землю, они освещают здания, они превращают Россию в единое хозяйство, а раздробленный народ — в сознательную организованную часть человечества».

Милитаризация труда стала еще одним элементом политики военного коммунизма. Рабочие превращались в бойцов трудового фронта. Милитаризация охватила сначала рабочих и служащих военной промышленности; в ноябре 1918 г. - всех занятых в железнодорожном, а с марта 1919 г. - на морском и речном транспорте. С 1920 г. рабочие и крестьяне переводились на положение мобилизованных солдат. В январе 1920 г. по предложению Л.Д.Троцкого, поддержанного Лениным, началось создание трудовых армий из тыловых армейских частей на Урале, в Поволжье, в Западных губерниях, на Кавказе.

Милитаризация управления сопровождалась приспособлением организации труда к военной обстановке. Промышленность переводилась на военное положение. Последовательно осуществлялись меры по всеобщей трудовой повинности, происходило ужесточение трудовой дисциплины. Так, например, рабочие дисциплинарные суды могли отправить нарушителей в места ссылки. В январе 1920 г. был принят декрет о всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизациях

Рабочие и крестьяне должны быть поставлены в положение мобилизованных солдат, формируемых в «трудовые части, которые приближаются по типу к воинским частям». «Каждый, - говорил Троцкий, - обязан считать себя солдатом труда, который не может собою свободно располагать, если дан наряд перебросить его, он должен выполнить; если он не выполнит - он будет дезертиром, которого карают».



Приложение 6

ЗАДАНИЕ.

На работу в группе отводиться 7 мин.

  1. Ознакомитесь документы, тексты.

  2. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе.

  3. Запишите на «флажке» основные мероприятия политики «военного коммунизма».

  4. Подготовьтесь к выступлению, в котором охарактеризуете мероприятия, проводимые в рамках политики «военного коммунизма» (3 мин.):

  • назовите мероприятия;

  • охарактеризуйте 1-2 мероприятия (по выбору);

  • дайте свою оценку данным мерам.


III группа. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

(Сборник документов по истории СССР. Эпоха социализма. Вып. 1. С. 222-224.)

После прихода большевиков к власти финансы страны пришли в окончательное расстройство. Сбор налогов продолжал сокращаться, государственные расходы значительно превысили доходы. Это вынудило правительство выпускать в обращение необеспеченные деньги. Сначала печатались «керенки», в 1919 г. появились «совзнаки». Но они сразу обесценились, так как уже к началу 1919 г. цены выросли в 15 раз по сравнению с 1917 г.

Ю. Ларин осенью 1920 года восторженно писал в «Правде»: «Тысячелетние устои товарного строя рушатся, как карточные домики, после первых лет организационных усилий победившего пролетариата. Наши дети, выросши, будут знакомы с деньгами уже только по воспоминаниям, а наши внуки узнают о них только по цветным картинкам в учебниках истории».

Ленин писал: «РКП будет стремиться к возможно более быстрому проведению самых радикальных мер, подготовляющих уничтожение денег, в первую голову замену их сберегательными книжками, чеками, краткосрочными билетами на право получения общественных продуктов».

С мая 1919 г. печатный станок заработал на полную мощность: если в 1917 г. уровень цен вырос в 7,55 раз по сравнению с 1913 г., а в 1918 г. — в 102 раза, то в 1919 г. — в 923, в 1920 г. — в 9620 раз. Инфляция не закончилась и после Гражданской войны: в 1921 г. уровень цен 1913 г. был превышен в 81900 раз, в 1922 г. — в 7340000 раз.

Безудержная инфляция отразилась в городском фольклоре того времени:

Залетаю я в буфет,

Ни копейки денег нет.

Разменяйте десять миллионов!




Из постановления Моршанского уездного исполкома (18 июня 1918 г.): «... категорически воспретить вывоз хлеба за пределы Моршанского уезда и немедленно организовать заградительные отряды».

…Поедешь в Малороссию,

Чтоб хлебушка купить, -

Встречает заградительный (отряд),

Давай тебя тузить!...

Процветал «черный рынок». Правительство тщетно пыталось законодательно бороться с мешочниками. Упала производственная дисциплина: рабочие по мере возможностей возвращались в деревню. Правительство ввело знаменитые субботники, трудовые книжки, всеобщую трудовую обязанность, в районах военных действий создавались трудовые армии.

Угроза голодной смерти (но не угроза голода) в городах и в армии была устранена. Пайками было обеспечено практически все городское население и часть сельских кустарей (всего 34 млн. человек). Впервые система дифференцированных пайков (три категории) была введена в августе 1918 г. в Москве и Петрограде. В 1920 г. система пайков постепенно была заменена оплатой труда натурой. Пенсиями и пособиями (в натуре, продовольствием) были обеспечены 9 млн. семей военнослужащих.

Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде: “24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.

«Социалистическая организация производства в общегосударственном масштабе… сначала государственная монополия «торговли», затем замена… «торговли» планомерно-организованным распределением… постепенное выравнивание всех зарплат, жалований во всех профессиях и категориях…» (В.И. Ленин. Проект программы партии, март 1918 г.)

В конце 1918 г. СНК специальным декретом возложил на Наркомпрод снабжение населения товарами первой необходимости через государственную и кооперативную сеть. Вся произведенная продукция, а также пополняемая путем конфискаций, реквизиций размещалась на складах. Отпуск товаров осуществлялся централизованно, обычно без оплаты. Железные дороги также были обязаны перевозить грузы бесплатно. Последовательность военно-коммунистических мер включала в себя отмену платы за городской, железнодорожный транспорт, топливо, фураж, продовольствие, за предметы широкого потребления, медицинские услуги, жилье и т. д. Одновременно шла натурализация вознаграждения за труд в виде пайков. Всячески поощрялось ведение натурального хозяйства рабочими на специально выделенных участках земли.

Статья В.И. Ленин «От разрушения векового уклада к творчеству нового» (апреля 1920 г.): «Субботники, трудовые армии, трудовая повинность - вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда».



Приложение 7

ЗАДАНИЕ.

На работу в группе отводиться 7 мин.

  1. Ознакомитесь с документами, текстами.

  2. Выявите и проанализируйте основные итоги политики «военного коммунизма».

  3. Запишите итоги на «флажке».

  4. Подготовьтесь к выступлению, в котором охарактеризуете итоги политики «военного коммунизма» (3 мин.):

  • Перечислите итоги;

  • охарактеризуйте любые 2 итога (по выбору);

  • подведите общий итог и значение политики «военного коммунизма».


IV группа. ИТОГИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»


«Мы разорили страну, чтобы разбить белых» (Л.Д. Троцкий).


«В начале 1918 года мы совершили ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению... Мы предполагали без достаточного расчета непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение по-коммунистически». (В.И.Ленин).


Тот «коммунизм», который, по Марксу, должен был быстро привести к исчезновению государства, наоборот, удивительным образом гипертрофировал государственный контроль над всеми сферами экономики (Уткин А.В., современный историк).


Чрезвычайные меры дали определенные результаты. Если в 1917/18 году было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба, то в 1918/19 году - 110 млн. пудов, а в 1919/20 году - 260 млн. пудов. Угроза голодной смерти (но не угроза голода) в городах и в армии была устранена. Пайками было обеспечено практически все городское население и часть сельских кустарей (всего 34 млн. человек). Впервые система дифференцированных пайков (три категории) была введена в августе 1918 г. в Москве и Петрограде. В 1920 г. система пайков постепенно была заменена оплатой труда натурой. Пенсиями и пособиями (в натуре, продовольствием) были обеспечены 9 млн. семей военнослужащих.


По сравнению с 1913 годом посевные площади в 1920 году уменьшились со 105 до 97,3 млн. га, урожайность снизилась с 50,3 до 35,8 пудов с десятины, а валовой сбор хлеба - с 3850,2 млн. до 2213,9 млн. пудов, т. е. сократился без малого наполовину. Поголовье крупного рогатого скота в 1020 г. составило лишь 71 процент довоенного уровня.


На сокращение посевных площадей и урожайности повлияла, несомненно, война, но еще больше - политика реквизиций. Крестьянину стало невыгодно заботиться о повышении урожайности, так как весь излишек у него все равно изымался. Под корень было подрезано кулацкое хозяйство, дававшее в прошлом значительную массу хлеба.


Сокращение крестьянами посевных площадей вследствие продразверстки, а также засуха, охватившая летом 1921 г. важнейшие сельскохозяйственные районы, привели к голоду. В 1921-1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн человек. Весной 1921 г. голод в Поволжье унёс 5 млн человек.


По мнению американского профессора Л.Т.Ли, только большевики смогли создать работоспособный аппарат продовольственного снабжения и тем укрепили свою власть. По его мнению, продразверстка (из которой, а не вопреки которой вырос и продналог), укрепила авторитет большевиков и среди крестьян.


Ф.И. Дан из выступления на VIII съезде Советов: «Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба».




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!