Речевая карта
1. Речевая среда и социальные условия:
Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
Недостатки речи у близких.
2- язычие.
Наследственные заболевания:
Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.
Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.
Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).
Родители не интересуются жизнью класса.
2.1.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).Перед ребенком кладется лист с заданием.Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.
1 методика |
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно. (На выполнение задания отводится 1 минута). | 3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк). 2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк). 1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк). |
2 методика |
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги. | 3 балла – справился без ошибок 2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии 1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии |
3 методика |
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги. | 3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю 2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю) 1 балл – 3 и более ошибок |
4 методика |
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. | 3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии 2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии 1 балл – 5 и более раз сошел с линии |
5 методика |
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги. | 3 балла – без ошибок 2 балла – с ошибками 1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры |
6 методика |
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам. | 3 балла – без ошибок 2 балла – ребенок ошибся в одном узоре 1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах |
7 методика |
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно. | 3 балла – без ошибок 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки и более |
8 методика |
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам. | 3 балла – без ошибок 2 балла – 1 – 2 ошибки 1 балл – 3 ошибки и более |
9 методика |
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам. | 3 балла – без ошибок 2 балла – 1 – 2 ошибки 1 балл – 3 ошибки и более |
10 методика |
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку. | 3 балла – без ошибок 2 балла – ошибки в 1 фигуре 1 балл – ошибки в 2 фигурах и более |
11 методика |
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу. | 3 балла – скопировал правильно 2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками 1 балл – не смог скопировать фразы |
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения. Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе. |
Плохо развита мелкая моторика рук.
Нарушений ручной моторики не наблюдается.
Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой).
Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.
Движение рук неточное;
С трудом овладевает навыками самообсуживания (застёгивание пуговиц, завязывания шарфа;
Не правильно держит карандаш.
Испытывает трудности при овладении графическими навыками;
Наблюдается замедленный темп письма;
2.2. Исследование артикуляционной моторики. – (Макс. – 10 баллов).
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:
Младшие школьники 1-4 классы. | Оценка |
1.Губы в улыбке | Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника. Оценка: 1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. |
2.Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед; |
3.Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт; |
4. Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт; |
5.Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша; |
6.Щелканье языком; |
7.«Вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость; |
8.«Качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы; |
9. «Маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому; |
10.Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка». |
2. 3. Общая моторика;
Исследование | Действие | | Оценка |
1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить: отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое | а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения. | 2 | Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений. Второй уровень (ниже среднего, 4-3 балла). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое. Третий уровень (средний, 5-4 балла). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки. Четвертый уровень (7-6 баллов). Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку. Пятый уровень (высокий, 9-8 баллов). Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку. |
2. Исследование произвольного торможения движений отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу | маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу | 2 |
3. Исследование статической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить: отметить: свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону,балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу | а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги; б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд. | 2 |
4. Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить. отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню | а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами; б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках. | 1 |
5. Исследование пространственной организации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить: отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения | а) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа; б) то же выполнять слева. | 2 |
Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
Появляются сопутствующие движения.
Нарушения координации- движения выполнены не одновременно, неточно.
Отмечается общая заторможенность движений.
Характерное двигательное беспокойство.
Медлителен в движениях.
Нарушена общая координация. Неуклюжий.
Медлителен;
Ограничен объём активных движений;
3. Пространственные представления:
Методика № 1. Пространственные представления о собственном теле. |
| 1. Покажи свою левую руку. 2. Покажи свою правую ногу. 3. Покажи свой левый глаз. 4. Покажи своё левое ухо. 5. Левой рукой дотронься до правой ноги. 6. Правой рукой дотронься до левого уха. 7. Правой рукой дотронься до левого плеча. 8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону. 9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка). 10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка). 11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка). 12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся? | |
Методика №2 Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив. |
| 1. Покажи мою левую руку. 2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо? 3. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено? 4. Скажи, какая из моих рук сверху? 5. Скажи, какая из моих ног сверху? 6. Скажи, к какому плечу я повернула голову? 7. Скажи, какую руку я подняла вверх? 8. Скажи, какую руку я положила на плечо? 9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу). 10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо. 11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально. 12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально). | |
Методика № 3. О взаимоотношении объектов (импрессивный уровень). |
| Инструкция: «Покажи...» 1. Что ты видишь над деревом? 2. Что ты видишь под деревом? 3. Кто находится на дереве? 4. Кто находится перед деревом? 5. Кто находится за деревом? 6. Кто смотрит из-за дерева? 7. Кто двигается от дерева? 8. Кто двигается к дереву? 9. Кто вылезает из-под дерева? 10. Что падает с дерева? 11. Что за отверстие в дереве? 12. Кто смотрит из дупла? | |
Методика № 4. Пространственные представления о взаимоотношении объектов (экспрессивный уровень) |
| Инструкция: «Скажи...» 1. Где находится солнце? 2. Где растет гриб? 3. Где сидит белка?, 4. Где находится ежик? 5. Где прячется волк? 6. Откуда волк выглядывает? 7. Куда ползет улитка? 8. Куда идет кот? 9. Откуда вылезает крот? 10. Откуда падают листья? 11. Где сидит сова? 12. Откуда она смотрит на нас? | |
Методика № 5. Ориентировка на листе бумаги. |
| 1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу? 2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу? 3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу? 4. Скажи, в каком углу нарисована белка? 5. Покажи след от левой ноги. 6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик). 7. Нарисуй слева от крестика кружок. 8. Нарисуй справа от точки треугольник. 9. Под кружком проведи волнистую черту. 10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа». 11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку? 12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки? | |
Методика № 6. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°. |
| 1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка? 2. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка? 3. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка? 4. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка? 5. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу? 6. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка? 7. Скажи, сколько ёлок растёт справа от дороги, по которой ты возвращаешься? 8. Покажи третью ёлку слева от тебя. 9. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку? 10. Покажи след от правой ноги. 11. Покажи отпечаток левой руки. 12. Покажи указательный палец правой руки. | |
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла— форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (72) и умножаем на 100%.
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);
в) трудности в определении правых и левых частей тела сидящего напротив человека;
4.Артикуляционный аппарат
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.
Строение лица не нарушено (нарушено)
Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена ( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).
Строение губ нормальное или отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов).
Тонус губ не нарушен или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )
Подвижность губ не нарушена или нарушена – ( малоподвижные, излишне подвижные)
Строение зубов нормальное ; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.
Подъязычная связка укорочена
Прикус правильный ; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
Строение твердого нёба не нарушено
Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
Строение языка не нарушено .Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.
Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.
Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.
Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.
5.Общее звучание речи:·
Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
Ритм нормальный. Излишне растянута.
Темп речи замедленный (быстрый).
Выразительная.
Не торопливая (чрезмерно быстрая).
Малоразговорчив.
Паузы и ударения употребляет правильно.
Говорит односложно.
Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи (аграмматизм).
Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
Разборчивость речи не нарушена.
Несколько снижена разборчивость речи.
Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
Словесное ударение употребляет правильно.
Логическое ударение отсутствует.
Паузы в речи использует излишне часто.
Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.
( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)
Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).
6.Понимание речи:
ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Макс.- 10 баллов
1. Покажи ключ, карандаш. Покажи карандашом ключ. Карандаш ключом.
2. Нарисуй круг под крестом. Крест под кругом.
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5.Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб(10) и умножаем на 100%.
Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7.Словарный запас: Исследование словаря и навыков словообразования, (макс.-30 б)
1. Образование существительных в уменьшительной форме. (5 б) |
Инструкция : | Для 6-11 классов |
большой – мяч, а маленький это мячик. Назови ласково предметы: | Дерево, лес, улица, ухо, слово |
3. Образование прилагательных от существительных. (25 б) |
а) Относительных -10 б. Кукла из бумаги - она бумажная | Шляпа из соломы- кисель из клюквы- горка изо льда- салат из моркови- варенье из вишни- суп из грибов- варенье из яблок- лист дуба- лист клёна- лист осины- Вишня- Слива- Черника- Масло- Набор из супа- |
б) Качественных-5 б. если днем жарко, то день - жаркий, а если - | Мороз- Солнце- Снег- Дождь- Ветер- |
в) Притяжательных-10 б. у собаки лапы собачья, а у… | Кошки- Медведя- Зайца- Льва- Лисы- Белки- Гнездо орла- Клюв птицы- Ружьё охотника- Волк- |
Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (30) и умножаем на 100%
Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
Несформированны отношения антонимии и синонимии.
Низкий уровень практических обобщений.
·Трудности понимания и употребления лексики.
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения.
· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
· Составляет предложения по опорным словам.
· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).
· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)
· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )
· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
· Понимает и употребляет предлоги.
· Использует приставки при образовании сущ. и гл.
· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
· примитивность синтаксических конструкций.
Виды нарушений:
1.изменение существительных по падежам;
2.согласование существительных с числительными 1,2,5.
3.образование множественного числа существительных,
4. образование прилагательных от существительных,
5.образование приставочных глаголов;
6. понимание предложно-падежных конструкций
8.Исследование грамматического строя речи. (Макс. — 30 б)
1. Составление предложений по картинкам, (макс. -8 б)
Инструкция: рассмотри картинки, составь по ним предложения.
Девочка режет колбасу. Дети лепят снеговика. Мальчик прячется от дождя под деревом. Из-за туч выглянуло солнце. Санитарка убирает в больничной палате. Мальчик перелезает через забор. Кот лакает молоко из блюдца.
2. Верификация предложений, (макс. -5 б)
Инструкция, я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
1.Зима пришла, потому что река замерзла.
2.Мама довольна сыну.
3.Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.
4.Все старики когда-то будут молодыми.
5.Хорошо спится медведь под снегом
3. Составление предложений из слов в начальной форме, (макс.-5б)
Инструкция, я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение. (Слова предъявляются до первого ответа.)
1.Миша, косить, трава, кролики, для
2.Сын, купить, шар, красный, мама
3.Солнце, земля, освещаться.
4.Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.
5.Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.
4. Добавление предлогов в предложение, (макс.-5 б)
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
1.Лодка плывет... озеру.
2.Чайка летит ... водой.
3.Молодая трава выглядывает ... снега.
4.Большая толпа собралась ... театром.
5.Щенок спрятался…крыльцом.
5.0бразование множественного числа существительных (макс.-5) Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.
Стул, ухо, пальто, платье, зеркало
6. Завершение предложения (макс. - 26)
Сережа промочил ноги, потому что... .
Игорь замерз, хотя... .
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения.
· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
· Составляет предложения по опорным словам.
· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).
· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)
· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )
· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
· Понимает и употребляет предлоги.
· Использует приставки при образовании сущ. и гл.
· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
· примитивность синтаксических конструкций.
Виды нарушений:
1.изменение существительных по падежам;
2.согласование существительных с числительными 1,2,5.
3.образование множественного числа существительных,
4. образование прилагательных от существительных,
5.образование приставочных глаголов;
6. понимание предложно-падежных конструкций;
9.Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез·
9.1. исследование состояния фонематического восприятия, (макс.-30 б).
Инструкция: слушай и повторяй за мной:
Для 1-4 классов | 5-9 классов | Оценка |
Ба-па, Па-ба | Би-ба-бо, Бо-ба-би | 1балл-точное воспроизведение,0,5-1 членправильно, второй с ошибкой, 0,25-неточное воспроизведение. |
Са-за, За-Са | Са-ша-са, Ша-са-ша |
Га-ка-га, Ка-га-ка | Ша-жа-ша, Жа-ша-жа |
За-Са-За, Са-за-са | Ча-ща-ча, ща-ча-ща |
Ца-са-ца, Са-ца-са Макс – 5 баллов. | Ра-ла-ра, Ла-ра-ла Макс -5 баллов . |
9.2.Исследование звукового анализа
1.Сколько звуков в слове «Дождь»?
2. Какой четвёртый звук в слове «Диктант»?
3.Какой звук после [Д] в слове «Диктант»?
Макс-15 баллов
9.3.Исследование фонематического синтеза
1.Сколько согласных звуков в слове «Диктант»?
2.Назови их по порядку?
восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез :
Нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).
· Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.
· Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).
· При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
· Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
· Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
· Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)
· Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
· Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).
· Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.