СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полногласие или неполногласие.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурс предназначен для проведения урока русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Полногласие или неполногласие.»

Полногласные и неполногласные сочетания


Первая группа — это корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.

Найдите похожие слова в предложении Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч. Вы, конечно, догадались: похожие слова - вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание -

ра-, в другом оро-. Первое -коротенькое, как бы неполное по сравнению со вторым. Первое называется непол-

ногласным, второе - полногласным.

Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу'лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они "прижились" в нашем языке и "построились в пары" с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.


-оро- - -ра- ворота— врата

-оло- - -ла- голова— глава

-ере- - -ре- дерево- древо

-оло- - -ле- молоко— млеко



Давайте научимся "узнавать их в лицо".

!!! Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам.

Огород, сторож, короткий, поворотиться, дорогой, схоронить, посторониться, здоровье.


Какие полногласные и неполногласные сочетания чередуются в этих словах? Вы, конечно, заметили: -оро- и -pa-. Даем вам задание для того, чтобы вы научились узнавать их.


! ! ! Найдите в примерах и перепишите в тетрадь слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

  1. В город он повел царя, ничего не говоря

  2. Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду,

  3. И желанная страна вот уж издали видна.

(А. Пушкин.)

! ! ! Предлагаем вам еще несколько слов с неполногласными сочетаниями, а вы подберите к ним полногласные пары. Младший, гласность, глава, прохлада, кладезь, злато.


Вам понятно, какое чередование полногласных и неполногласных сочетаний в этих словах? Конечно! Это –оло- -ла-. Давайте поучимся узнавать их при встрече.


!!! Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров.

1) "Золото, золото падает с неба!" - 2) У лукоморья дуб зеленый;

Дети кричат и бегут за дождем... Златая цепь на дубе том;
- Полноте, дети, его мы сберем, И днем и ночью кот ученый

Только сберем золотистым зерном Все ходит по цепи кругом...
В полных амбарах душистого хлеба! /4. Пушкин.)

(А. Майков.)

! ! ! Теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим ловам. Брег, небрежный, древо, посредине.

Вы догадались, какие сочетания здесь чередуются? Конечно, -ере ре-.

!!!

Найдите и выпишите из следующих примеров слова с сочетаниями -ере- и -ре-


В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, И очутятся нг1 бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

(А. Пушкин.)


Если вам хочется, сделайте рисунки к отрывку из сказки А. Пушкина.


Теперь о последнем чередовании. Все вы помните, что в сказках бывают молочные реки с кисельными берегами. И что на небе можно различить скопление звезд, которое называется Млечный Путь. И что все животные, кормящие детенышей молоком, называются млекопитающими. Молочный, Млечный (Путь), молоко, млекопитающее — какое здесь чередование? Это редко встречающееся чередование –оло- - ле-.


Запомните, слова молочный, Млечный Путь, млекопитающее.


О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.


Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.


Теперь поучимся узнавать все корни, с которыми вы познакомились.

! ! ! Найдите в примерах и выпишите вое слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) Верблюд,не приученный к правиламуличного движения, хладнокровно переступил жирную белую черту на мостовой. 4) В тот же миг он оказался внизу, рядом со стариком Хоттабычем,как мы будем в дальнейшем для краткости называть нашего знакомого.5) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 6) "По-моему, мальчик не совсем здоров", — шепнула она директору. 7) "Да будет благословенен день твоего рождения, о добросердечный сын Алеши!" - растроганно провозгласил Хоттабыч. 8) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза?


Теперь, встречаясь с этими корнями, вы будете "по знакомству" писать их правильно и не станете проверять безударную гласную в слове сторожевой словом стража, в слове молодежный словом младший или в слове хладнокровный словом холодный.

Тот, кто хорошо усвоил правописание корней с полногласными и неполногласными сочетаниями, выполняет задание, отмеченное рисунком человечка с бородой и усами. Тот, кто делает ошибки, продолжит тренировку.

! ! ! Вставьте в текст пропущенные буквы.

1) „М..роженое!" - вдруг вскрикнула мама и побежала на кухню к х..л..дильнику. (С. Прокофьева.) 2) Волька почувствовал, как по всему его телу пробежал пр..ятный х..л..док. (Л. Лагин.) 3) Солнце п..з..л..тило и нагрело воздух, а кустарники, травы и тихо дымящаяся р..систыми и..п..рениями земля остро заблагоухали, (ф. Залтен.) 4) Лягушки - хладнокровные животные. И какая бы холодная вода ни была, им все равно. (С.

Образцов.)



!!! Придумайте как можно больше слов с полногласными и неполногласными сочетаниями в корне. Не забывайте, что длинные слова огорчали только медвежонка Винни-Пуха. Не стесняйтесь придумывать длинные слова, такие, как, например, предосторожность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!