СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полные и краткие прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Полные и краткие прилагательные" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Полные и краткие прилагательные»




















Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие прилагательные»






Подготовила: учительрусского языка СПГ

ЕфимоваНадежда Фёдоровна


























2019 г.




Пояснительная записка к уроку.

  • Программа, по которой обучаются пятиклассники – Быстрова Е.А, Кибирева Л.В. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.:ООО «Русское слово», 2015 г.

  • Учебник: Быстрова Е.А. Русский язык 5 класс. В 2-х ч. М.:ООО «Русское слово», 2014 г.

  • Тема «Прилагательное» в учебнике «Русский язык» под редакцией Быстровой (14+1)

  • Место данного урока в теме «Прилагательное» (1 час)

  • Тип урока – урок общеметодологической направленности с элементами проблемно-диалоговой технологии

Технология диалогического обучения

- готовит ученика к поиску самостоятельного решения;

новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог;

- на таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь, они учатся отстаивать собственную позицию.

Проблемно-диалогическая технология дает ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.



  • Целевая установка урока – актуализировать, уточнить и расширить знания о полных и кратких именах прилагательных

  • Вид деятельности, которым должен овладеть учащийся – образовывать краткие прилагательные. Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам. Использовать краткие прилагательные в речи.

  • Предметный результат урока –умение образовывать краткие прилагательные, соблюдать нормы произношения кратких прилагательных, использовать краткие прилагательные в речи

  • Особенности домашнего задания по данному уроку. Задание творческого характера, предполагает возможность выбора.



5 класс. Русский язык.

Урок открытия нового знания.

Тема:«Имена прилагательные полные и краткие».

Цель: расширить и углубить знания учащихся о кратких именах прилагательных.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: обеспечить в ходе урока освоение грамматических особенностей кратких прилагательных, научить определять их синтаксическую роль, преобразовывать полные прилагательные в краткие, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные.

Познавательные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; осознание качества и уровня усвоения материала.

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Оборудование: проектор, презентация к уроку, компьютер, карточки.


ХОД УРОКА

1. Самоопределение в деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим друзьям.

К уроку готовы? Тогда за работу.

Удачи желаю я вам.

Проведение игры «Кто больше?» Представьте, что вы пришли в весенний парк. Что вас окружает? Запишите в тетради только ряд имен прилагательных. (Свежий, яркое, чистый, зеленые, прохладный, весенний, радостное, ласковое, высокое, приятный..)


2. Актуализация знаний.

-На слайде вы видите текст, в нем есть пропуски. Посмотрите, что пропущено? (Окончания прилагательных)

-Что необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить задание? (Чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных, нужно задать вопрос от имени существительного, к которому относится это прилагательное. Какое окончание в заданном вопросе, такое будет и в прилагательном.)

- Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

- Какова роль прилагательных в тексте? Как изменится текст, если имен прилагательных не будет?


Над головой весен… небо. В полях бегут шумн.. и говорлив.. ручейки.

Над влажн.. землёй взлетают высоко в небо жаворонки. Красиво журчат весёл.. ручейки. Тонк.. веточки кустов у берега низко наклоняются к реке.

Идёт весна по полям, гонит тучи с весенн.. неба, тёпл.. ветром дышит на реку, солнечн… лучами согревает  землю.



  1. Выявление места и причины затруднения.

Исследовательское задание на карточках (Работа в парах).


Карточка. Распределите слова на группы и обоснуйте своё мнение.

Узкий, длинный, короток, вежливый, хвойный, счастлив, богаты, умён, ласковый, деревянный, красив, интересная, важны, скучна, приветливый, хороша, ситцевый, весела, мягки, свежий.


  1. Проект выхода из затруднения (сформулировать тему и цель своих будущих учебных действий).

- Что общего в этих словах? Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Это имена прилагательные).

- Какие? (Полные и краткие).

Записываем тему урока на доске и в тетрадях «Прилагательные полные и краткие».

Вопросы для целеполагания:

- Сформулируйте цель при изучении темы «Полные и краткие прилагательные». Что мы должны узнать? Чего вам хотелось бы узнать? (Как образуются краткие имена прилагательные? Как они изменяются?) Все вопросы детей фиксируются на доске.


5. Реализация построенного проекта. Составление кластера в тетрадях.

- Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова второго столбика, записанные в тетради. Что мы с вами уже знаем о кратких именах прилагательных? (Отвечают на вопросы Каков? Какова? Каково? Каковы?)

Каким членом предложения являются? Какой член предложения поясняют? (Ребята вспоминают из курса начальной школы, что в предложении краткие прилагательные являются сказуемыми и поясняют подлежащее).

Слайд «Знаете ли вы…»(о роли кратких прилагательных в древнерусском языке).

Перед нами две группы прилагательных. Понаблюдаем, в чем отличия. Что нового мы можем узнать об этой форме прилагательного.

- Изменяются ли краткие прилагательные по числам? (Изменяются, так же как и полные прилагательные)

- Изменяются ли они по родам? (Да, как и полные прилагательные только в единственном числе)

- Как ещё изменяются полные прилагательные? ( По падежам. Попробуем и мы это сделать. Получается? (Нет) Почему? Попробуйте объяснить. (Краткие прилагательные являются сказуемыми, а сказуемое не может изменяться по падежам).

Теперь давайте обозначим окончания всех прилагательных и сравним. Что у нас получилось? (При образовании кратких форм прилагательных отбрасывается окончание или его часть)

- У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание.

Умчалось, разрешенья не спросив.

Стал смелый смел,

Красивый стал красив.

- Давайте образуем краткую форму от полных прилагательных первого столбика. Работа в тетрадях. По цепочке ребята работают у доски. (В кратких прилагательных мужского рода перед к появляется беглый о, а перед не (ё)).

- От всех ли прилагательных удалось образовать краткую форму сделать? Почему? Какие прилагательные остались? Попробуйте предположить или догадайтесь. Сверимся по учебнику на странице 171.(Краткую форму прилагательных можно образовать только от качественных имен прилагательных).


6. Первичное закрепление с проговариванием.

Запишите все возможные краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух (Работа в парах). Затем сверяют написанное с правильным вариантом ( на слайде).

Дорогой – дорог, дорога, дорого, дороги.

Молодой – молод, молода, молодо, молоды.

Резкий – резок, резка, резко, резки.

Сладкий – сладок, сладка, сладко, сладки.

Бледный – бледен, бледна, бледно, бледны.

Страшный – страшен, страшна, страшно, страшны.

Слайд «Орфоэпическая минутка»


7.Физкультминутка. Учитель читает текст. Ребята, если слышат краткое прилагательное, хлопают в ладоши, если слышат полное прилагательное – кружатся.

Тузик был велик и чёрен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два жёлтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая мокрая, клыкастая пасть.

Наводить ужас на людей − вот было главное его занятие.

Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным рёвом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слёз, катаясь на спине.

Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: «Осторожно − злая собака». Но подумал, что это слабо сказано, и так написал:ОСТОРОЖНО!КАРТОФЕЛЬНАЯ СОБАКА!

Эти странные, таинственные слова настраивали на испуганный лад. Картофельная собака − вот ужас-то!

В дачном посёлке скоро прошёл слух, что картофельная собака − штука опасная.( Ю. Коваль «Картофельная собака»)

Ребята садятся.

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос. В текстах какого типа чаще всего можно встретить краткие и полные прилагательные? (Описание)

- На доске вывешены 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно. Что на них изображено? Какое настроение они передают? Какой картине соответствует ваше настроение? Подойдите к этой картине. Устно составляют предложения по выбранной картине, используя краткие прилагательные, затем проходят на место.

8. Самостоятельная работа (с самопроверкой).

Замените полное прилагательное на краткое, указав число, род, синтаксическую роль в предложении.

Свежий воздух. Пахучий подснежник. Дремучий лес. Колючий ёж. Хороший день.

Задание – ловушка. Так ли вы записали предложения как я? Что неправильно?

На слайде Воздух свежь. Как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую? Проверим по учебнику. Читаем правило на странице 173. Проверяют правильно ли записали предложение Воздух свеж.( на слайде)

- В каком слове есть ещё орфограмма «ь после шипящих»? (Ёж) Какие ещё правила можете вспомнить? Обобщение.


9.Включение в систему знаний повторения.

1) Назовите общие грамматические признаки слов каждого ряда и дополните ряды слов своими примерами.

Мышь, тишь, рожь…

Стеречь, беречь, кричишь, молчишь…

Врач, камыш, плащ…

Возле дач, с крыш, много задач…

Хорош, горяч, дремуч…

2) Выполнение теста в тетради. Проверка ответов по ключу.


Тестовые задания.

1. Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:

           а) какой? какая? какое? какие?

           б) каков? какова? каково? каковы?

2. Краткие имена прилагательные не склоняются.

           а) да;

           б) нет.

3.Краткие имена прилагательные образуются

а) от любых прилагательных;

б) от качественных прилагательных;


4.Краткие имена прилагательные изменяются по числам.

           а) нет;

           б) да.

5. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут:

            а) изменяться по родам;

            б) изменяться по лицам.

6. Какие прилагательные в предложении являются обычно сказуемыми?

            а) полные;

            б) краткие.

7. На конце кратких прилагательных после шипящих

а) пишется ь;

б) не пишется ь

8. Краткие прилагательные образуются

а) приставочным или суффиксальным способом;

б) путём отбрасывания окончания или его части.


 Ответы:·        1-б        2-а        3- б        4- б        5 – а 6 – б 7 – б 8 - б

Оценивание теста:

0  ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 -4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Полные и краткие имена прилагательные». На доске 2 пословицы:

Дело мастера боится (Уверен в своих знаниях);

Добрый разум не наживают сразу (Есть небольшие пробелы, надо ещё поработать)

- Спасибо за урок! Выставление оценок.

11. Домашнее задание (на слайде)

Запишите домашнее задание (по выбору):

1) Упр. 242

2) Написать сочинение-миниатюру на тему: «Пришла весна»

(используя как можно больше полных и кратких прилагательных, орфограмм «ь после шипящих в разных частях речи» ( Приложение 1)



















Приложение 1.

Сочинения учащихся на тему: «Пришла весна»


Наконец-то зима уступила весне. Весна-это долгожданное время года. С её приходом меняется всё вокруг. Всё живое просыпается от зимнего сна.

Из-за туч выходит солнце. Быстро тает темно-синий снег, с крыш звонко сбегает капель. Воздух чист и свеж. А небо безоблачное. На дорогах журчат весёлые ручейки, по которым плывут бумажные кораблики. На деревьях, кустарниках начинают набухать почки, скоро появятся первые листочки. Земля прогревается, и видны первые проталинки. Начинает проглядывать зеленая травка. С приходом весны можно увидеть первые цветы. Душист и пригож подснежник.

Особенно началу весны радуются птицы. Они начинают весело чирикать, греются под лучами ласкового солнышка и строят себе гнёзда. Хорош такой весенний солнечный денёк, когда идешь по первой травке.

Приход весны несет нам море эмоций, радостное настроение, долгожданные каникулы. (Гусева Анна)



Приход весны – желанное для всей природы явление. Долго тянется зима, но морозы уже отступают. День становится длиннее. Воздух уже пахнет теплом. С крыш звенит колокольчиком капель. Снег тает, и по дорогам текут ручьи. Небо стало ярче, по нему плывут пушистые белые облака. Поднимается настроение, и хочется проводить больше времени на улице.

Весна меняет все вокруг независимо от того, где мы находимся: в лесу, на улице, на даче. Её приход можно заметить везде. Белизну снега в лесу скоро заменят распустившиеся нежные подснежники. Но их лучше не рвать, нужно беречь природу. Распустятся серебристые шарики вербы, которые понесём в церковь на Вербное воскресенье.

Ночи еще холодны и морозны. Вечером выйдешь на крыльцо, а вокруг такая тишь! Слышно лишь, как капает с крыш, да где-то звучит человеческая речь.

На водоёмах лед уже непрочен. На берегу виден прошлогодний камыш.

Птицы тоже чувствуют начало весны. Они суетятся и шумят, радуясь долгожданному теплу.

Весна задаёт и много задач тем, у кого есть сады, огороды. Возле дач уже видно движение. Хозяева едут, чтобы снять теплые укрытия с цветов, кустарников.

С приходом весны расцветает весь мир, становится добрее и лучше. (Безрукова Александра)



Весна… Прекрасное время года. Солнце светит ярче, чем зимой. Серый снег начинает подтаивать. Звонкие голоса птиц как будто говорят:

- Весна пришла! Весна пришла!

С блестящих крыш капает вода. День становится длиннее. На дорогах много луж, в которых отражается синее небо.

Весна красива, чудесна, молода, прекрасна! (Павловская Ксения)


Весна пришла! Зазвенели задорные ручейки, закапала с крыш веселая певучая капель. Воздух стал свеж.

Теперь каждое утро я просыпаюсь от яркого лучика ласкового солнышка и радостного пения птиц. Больше не видно угрюмых людей, ведь все рады весне, теплу и солнцу. Молодёжь стала чаще гулять по вечерам. Все вокруг пробуждается и расцветает! (Смирнова Василиса)




Как же теплы первые лучи солнца! Это значит, что прошла зима, и настало удивительное время года - весна. Деревья сбросили зимние одежды и греются на солнышке. Ночью ещё холодно, воздух свеж и морозен. А днем весна вступает в свои права. С крыш начинают плакать сосульки, бегут быстрые ручейки, на деревьях набухают почки. По утрам мы наслаждаемся красивым пением птиц. Они тоже радуются приходу весны. Уже совсем скоро из-под снега появится первый подснежник. Вся природа оживает и расцветает. Ярок и красив мир с приходом весны! (Корьев Кирилл)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!