© 2023, Чебунин Павел Александрович 855 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изучение особенности процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности полоролевого воспитания ребенка-школьника посредством игры в условиях дополнительного образования.
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
| Введение | 3 |
Глава 1. | Теоретические основы полоролевого воспитания детей в объединении дополнительного образования | 6 |
1.1. | Значение и задачи полоролевого воспитания младших школьников | 6 |
1.2. | Особенности полоролевого развития ребенка | 11 |
Глава 2. | Использование игровых приемов как средство формирования полоролевой социализации | 15 |
2.1. | Осуществление полоролевого воспитания на занятиях в объединении дополнительного образования | 15 |
2.2. | Применение элементов полоролевого воспитания в дополнительном образовании спортивной направленности | 20 |
2.3. | Формирование полоролевого поведения детей младшего школьного возраста с использованием народных игр | 24 |
2.4. | Формирующий эксперимент | 29 |
| Заключение | 34 |
| Список литературы | 36 |
Введение
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию детей, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте. Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.
Проблема полового воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала 20 в. и до 1930-х гг. Однако большее распространение получили идеи «бесполой» педагогики, и практически до 1990-х годов вопросам полового воспитания детей и учету их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания.
Половая идентификация не ограничивается осознанием ощущения «Я – мальчик», «Я – девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно младший школьный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки - дочери, жены, матери. Поэтому значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забыть о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. Пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных – у девочек.
Главенствующая роль в полоролевой социализации ребёнка принадлежит родителям, но не стоит исключать значения школы в данном вопросе. Психологическая литература, посвящённая процессу полоролевой социализации детей в школе, достаточно обширна, однако, очень противоречива. В этом и заключается актуальность затронутой темы.
Объект исследования – полоролевое воспитание детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить особенности полоролевого воспитания младших школьников на занятиях в объединении дополнительного образования.
Предмет исследования – полоролевое воспитание детей в условиях дополнительного образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
охарактеризовать значение и сущность полоролевого воспитания;
рассмотреть особенности полоролевого развития;
изучить возможность осуществления полоролевого воспитания на занятиях в объединении дополнительного образования;
проиллюстрировать использование элементов полоролевого воспитания в дополнительном образовании спортивной направленности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс полоролевого воспитания младшего школьника будет эффективным, если:
в организации дополнительного образования будут созданы условия для гендерной социализации личности ребенка-школьника;
будет создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми младшего школьного возраста гендерной роли через игровую деятельность;
будет организован процесс взаимодействия школы и семьи, обеспечивающий полноценную социализацию личности ребенка-школьника.
В ходе работы использовался ряд педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого- педагогической литературы, экспериментальные игровые ситуации, обработка и анализ результатов.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2 г.Руы»; в исследовании принимало 58 детей 9-10 лет (30 мальчиков, 28 девочек).
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Значение и задачи полоролевого воспитания
младших школьников
Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Усвоение половой роли - это в первую очередь, познание её моральных требований, норм и правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания.
Полоролевое воспитание - составная часть полового воспитания. В результате его осуществления воспитанник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Анализ исследований таких учёных как А.А. Абраменковой, В.Е. Кагана и др. позволил выделить основные принципы полового воспитания детей младшего школьного возраста в процессе полоролевой социализации.
Такими общепедагогическими принципами являются:
Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.
Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, чтобы передавать детям соответствующие установки и сведения.
Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте, и каждый этап которого является базой для последующего этапа.
Принцип понятности, ясности и правдивости: не сводить работу к упрощённым аллегориям «из жизни растений»; правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребёнка, его мировосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся.
Принцип этики и нравственности: сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.
Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полового воспитания как части системы собственно воспитания, социализации и просвещения.
Говоря о факторах и средствах социализации, оказывающих влияние на развитие образа пола, нельзя не упомянуть тот социально-культурный пласт, который составляет искусство. Наиболее доступные и распространённые способы передачи различной информации - телевидение другие средства массовой информации. Образцы поведения героев на экране и страницах популярной литературы являются легкодоступными стереотипами полоролевого поведения.
Таким образом формирование взаимоотношений полов не может быть пущено на самотек, нецелесообразно в воспитании мальчиков и девочек главное внимание уделять только их физиологическим особенностям. Воспитание должно быть обращено к «духовному миру… интимным сторонам личности, её чувствам» [№ 6, с.54]. У здоровых людей должно быть стремление к другому полу, должен расти и крепнуть «угасающий или неугасающий интерес к полу, то есть угасающий или неугасающий интерес к жизни»
Среди задач полового воспитания следует выделить саморегуляцию поведения мальчиков и девочек, которая является важнейшей составляющей культуры взаимоотношений полов.
Отсюда значение полоролевого воспитания - сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола. В широком значении полоролевое воспитание предполагает: 1) овладение культурой в сфере взаимоотношений полов; 2) формирование определенной модели поведения; 3) правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
В процессе решения задач полоролевого воспитания формируются:
половая дифференцированность детей, то есть: умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика; система представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; усвоение моделей мужского / женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов; умение заботиться о чистоте, внешнем виде.
половая идентичность, то есть: способность идентифицировать себя с представителями своего пола; умение соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное; приобретаются знания об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками; формируются представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности; развиваются понимание партнерского характера жизни в семье и УДО, основы гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
понимание женской / мужской индивидуальности, то есть: познание ребенком самого себя, осознание собственного образа «Я» мальчика / девочки, переживаний; представление о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; способность и готовность устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами; коммуникативные умения, навыки к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности УДО; представления о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыки личной безопасности.
В первую очередь работа педагога с детьми должна быть направлена на решение воспитательных задач. Рассмотрим их более подробно:
воспитывать у школьников стойкий интерес и положительное отношение к себе, формировать в ребенке внутренний взгляд на себя как на объект познания и переживания. Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
воспитывать у школьника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
развивать у детей представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением;
обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе. Это:
высокая духовная направленность;
комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;
перманентность полового воспитания;
опережающий характер воспитания;
учет круга общения детей и источников информации;
оптимальное использование всех возможностей.
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-школьников, начиная с раннего возраста. Они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Особенности полоролевого развития ребенка
Специфика полоролевого воспитания младших школьников на занятиях в объединении дополнительного образования позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в младшем школьном возрасте, и требует продолжения на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов.
Воспитание по своей сущности есть управление развитием личности ребенка, но управление невозможно без знания этапов и закономерностей полоролевого развития детей.
Принято выделять три этапа полового развития человека.
1 этап - формирование полового самосознания (от рождения до 6лет)
2 этап - усвоение половой роли (от 5-13 лет)
3 этап-формирование психосексуальных ориентаций (от 13-18лет)
Первичная половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать данную атрибуцию. «Образ Я» девочки-мальчика в основном складывается у детей уже к 2-3 годам. Но исследования показывают, что, выбирая из ряда изображений детей и взрослых картинки с людьми своего пола, некоторые дети младшего возраста допускают ошибки. Таким образом, можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.
Ребенок в 3-4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков и допускает принципиальную обратимость, т. е. возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.
Изучение особенностей половозрастной идентификации, т. е. способности построения себя в возрастной последовательности (младенец- дошкольник- школьник- юноша-мужчина-старик, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста не обладают данным умением. Если попросить такого ребенка показать на картинке, какой он сейчас, ребенок выберет изображение младенца, поскольку «сейчас он еще маленький, зато потом вырастет». По- видимому, такая половозрастная идентификация связана с тем, что некоторые родители и воспитатели относятся к детям как к маленьким, а другие, напротив, внушают им, что они уже почти взрослые, стимулируя к большей самостоятельности.
Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек. Выстроить половозрастную последовательность дети 4-5 лет тоже способны не всегда. Однако они чаще идентифицируют себя с дошкольниками или школьниками, аргументируя выбор словами: «Я большой», «Я скоро пойду в школу». В старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию практически безошибочно.
Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.
Многие исследователи отмечают, что уже в старшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика - период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской» мир. В это время у ребенка формируется близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.
Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.
Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психологические особенности детей разного пола. Но прежде, чем описывать отличия мальчиков и девочек, следует отметить ряд принципиальных моментов.
Во-первых, гендерные различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.
Во-вторых, они не зависят от характера воспитания, а напротив, сами в значительной мере определяют его; характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному выявлению и развитию гендерных черт.
В-третьих, наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола необязательно, это скорее признак типа вообще. Общечеловеческие качества и свойства присуще большинству людей и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких- либо из них у мужчин или женщин.
Наличие психологических особенностей в характере мышления, в реакции на различные события и явления должно рассматриваться не изолированно, а в системе. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают преимуществами лишь в определенных ситуациях. Знание этого очень важно для педагогов, и должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, педагог может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола.
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1. Осуществление полоролевого воспитания на занятиях
в объединении дополнительного образования
Работа с детьми осуществляется комплексно, используя как жизненные ситуации, так и специально подготовленные. Это могут быть: 1) организованные занятия (групповые, индивидуальные); 2) этические беседы; 3) игры; 4) моменты общения с детьми; 5) прогулка, экскурсия; 6) самостоятельная работа детей; 7) решение моральных ситуаций и т.д.
Вся работа объединения дополнительного образования направлена на создание условий для достижения детьми необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого школьника, оказание помощи в полоролевой социализации, включая выявление и работу с одаренными детьми.
Содержание работы в объединении строится через традиционные мероприятия через организацию кружков, секций; совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей, включающую элементы, направленные на развитие общей и нравственной культуры детей, расширение кругозора, формирование у них гражданско-патриотического сознания, выявление и развитие творческих способностей, создание творческой атмосферы. Кроме того, создаются условия, направленные на интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала, на пропаганду здорового образа жизни и профилактику правонарушений, социально-опасных явлений. Основным направлением в проводимой по теме исследования работе было создание условий для успешной половой идентификации.
При реализации полоролевого воспитания в работе использовалась методологическая база воспитательной системы, основанная на следующих подходах:
Системном, заключающимся в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно-ориентированном, заключающимся в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход позволяет педагогу содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъективных качеств.
Средовый - предполагает использование окружающей социальной среды, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный - позволяющий использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.
Кроме рассмотренных ранее общепедагогических принципов организации полоролевого воспитания в нашей работе мы опирались на:
принцип гуманизма, предполагающий отношение к личности ребенка как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни;
принцип духовности, т.е. формирование у школьника смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали;
принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.
принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у младшего школьника как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;
принцип демократизма, основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и ученика, общей заботы друг о друге;
принцип конкурентоспособности как специфической особенности в условиях современного общества, предполагает формирование соответствующего типа личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;
принцип толерантности, т.е. наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов;
принцип вариативности включает различные технологии и содержание воспитания, формирование вариативности мышления, умение анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.
Среди различных направлений работы следует выделить приоритетные по полоролевому воспитанию.
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание): формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра творчества, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Духовно-нравственное воспитание (нравственно-эстетическое, семейное): приобщение к базовым национальным ценностям российского общества - патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество; духовно- нравственные качества личности. Предполагает: воспитание человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании; воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения; включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения; повышение психолого–педагогической культуры родителей в вопросах полоролевого воспитания.
Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности): формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности школьника. Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.
Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная деятельность): активная практическая и мыслительная деятельность, формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся; формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе. Выявление и развитие природных задатков и способностей школьников. Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.
Социальное направление (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии): формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу. Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений: совершенствование правовой культуры и правосознания, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения детей. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Реализация данных направлений предполагает: 1) Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, полоролевого воспитания, для охраны здоровья и жизни детей; 2) создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности; 3) развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности; 4) освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы; 5) дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования; 6) координацию деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы.
Дополнительное образование детей позволяет младшим школьникам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Отсюда можно сделать вывод, что роль и место дополнительного образования в современной образовательной модели в настоящем и будущем – это создание условий для их духовно–нравственного развития, воспитания и успешной социализации. В данном случае дополнительное образование не система сама в себе, а дополнительный инструмент обучения, развития, воспитания, социализации детей.
2.2. Применение элементов полоролевого воспитания
в дополнительном образовании спортивной направленности
Основной формой обучения детей движениям являются физические занятия. Физические занятия должны быть разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, полоролевые (мальчики-девочки).
Полоролевые занятия. Первое, что сразу приходит на ум, - это раздельные занятия по физической культуре для мальчиков и для девочек. Структура таких занятий обычная. Содержание же имеет серьезные отличия. Одним из ведущих педагогических принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание школьников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность.
Для девочек - это развитие чувства ритма, красоты движений (плавность, эстетичность), гибкости, ловкости, выносливости; для мальчиков - развитие быстроты, ловкости, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости. Сидя за столом-партой невозможно во всей полноте ощутить свое природное начало; необходимы движения, действие, игра!
Если задать вопрос: какими бы вы хотели видеть в будущем мальчиков и девочек, каков идеальный образ мужчины и женщины? Суть высказанных пожеланий свелась бы к следующим характеристикам:
Мужчина: Женщина:
1. Умным Мудрой
2. Ответственным Милой
3. Благородным Нежной
4. Волевым Ласковой
5. Смелым Красивой
6. Решительным Изящной
7. Лидирующим Артистичной
8. Выносливым Музыкальной
9. Целеустремленным Стройной
10. Сильным Гибкой
Перечисленные модельные составляющие и следует прививать детям в процессе каждодневных занятий и, в первую очередь, на занятиях по физической культуре. Педагог старается видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, были разработаны тематические игры, которые можно применять при работе по подгруппам с детьми.
№ Для мальчиков: Для девочек:
1. «Отважные путешественники» «Пчелки»
2. «Охотники» «Бабочки»
3. «Юные матросы» «Из жизни цветов»
4. «Разведчики» «Рыбки»
5. «Водолазы» «Хозяюшки»
6. «Пожарные» «Кошечки»
7. «Строители» «Кукольный магазин»
8. «Автогонщики» и т.д. «Танцуют все»
Техника движений у школьников должна быть различной для мальчиков и девочек.
Двигательную активность мальчиков отличает: - простота, угловатость; - силовой, атлетический стиль; - четкая целенаправленность; - отсутствие вычурности, эстетической завершенности; - элементы атаки, нападения, преследования.
Движения же девочек чаще всего бывают: - пластичными, плавными; - более вычурными, эстетически богатыми (мимика, жесты); - с элементами пассивности, боязни; - более связанными с музыкой, танцами; - в преобладающем «координационном стиле», в противовес «силовому» у мальчиков.
Применение методов и приемов дифференцированного подхода
к девочкам и мальчикам в оздоровительных мероприятиях
Оздоровительное мероприятие
Занятия физического воспитания. Разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, игры, эстафеты и т.п.
Утренняя гимнастика. Упражнения, игры, полоса препятствий на тропе здоровья.
Плавание в бассейне. Упражнения, игры, эстафеты.
Занятия хореографией. Упражнения, музыкально-ритмические движения, танцы.
Элементы физического воспитания в режиме дня. Подвижные игры, физминутки, самостоятельная двигательная деятельность в течении дня.
Закаливание, босоножье - кратковременное воздействие водой низких tо и т.д.
Деятельность в двигательном центре. Совместная и самостоятельная деятельность. Упражнения на тренажерах.
Походы. Прогулки - походы пешие, лыжные и др. Оздоровительный бег, упражнения на полосе препятствий, игры.
Учет половых особенностей школьников в процессе занятий физическими упражнениями:
Подбор упражнений: упражнение только для мальчиков (силовые упражнения) или только для девочек (элемента балета и др.).
Различия по дозировке (например, мальчикам большая дозировка при выполнении ОРУ, ОВД).
Различия по времени (большая продолжительность по времени при проведении физических упражнений, закаливающих мероприятий (босоножье, упражнения на тренажерах).
Различия по оборудованию (например, мальчикам даются более тяжелые мячи, гантели и т.п.).
Различия в обучении сложным двигательным действиям: существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность и в цель - легко для мальчиков, прыжки на скакалке - легки для девочек);
Пространственные ориентировки (игры девочек опираются на ближнее зрение, они играют в ограниченном пространстве; игры мальчиков опираются на дальнее зрение: используют все предоставленное пространство);
Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики - медведи, а девочки - пчелки);
Требования к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек));
Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда убирают и расставляют только мелкий легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование);
Оценка деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» более эмоционально значимо, девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например, «умница» и т.д.).
2.3. Формирование полоролевого поведения детей младшего
школьного возраста с использованием народных игр
Анализ массовой практики убеждает, что в настоящее время в системе школьного и дополнительного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания.
В нашей работе основными были направления: 1) формирование полоролевой идентичности; 2) формирование привлекательности гендерной роли; 3) формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности.
Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.
В педагогическом процессе дополнительного образования используется потенциал народной культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды» [№ 7, с 45], в частности народные игры. Русские народные игры служат источником полоролевого воспитания и современных детей.
Народные игры – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные воспитательные и дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование русских народных игр позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период детства.
Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в народных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.
С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».
Первая задача полоролевого воспитания – формирование полоролевой идентичности, и при решении этой задачи большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, ухаживали за домашними животными, приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять, а также охотиться и рыбачить. Также от девочек и мальчиков требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, отзывчивость, вежливость, исполнительность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Это все можно донести до детей, посредством фольклорных произведений в соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка - девочке или мальчику.
В работе с детьми младшего школьного возраста активно используются пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок, а если их скомпоновать на разные группы мышц, получаются комплексы гимнастики.
Так же неоценимую помощь в работе оказывают загадки, с помощью которых в интересной и увлекательной форме, дети знакомятся с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать не только свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания, ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.
В работе с младшим школьником перед педагогом стоит задача – формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности. Эта задача эффективно реализуется через игровую деятельность.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Также с помощью народных игр можно познакомить детей с обрядами, традициями русского народа. По своему содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Правила игры позволяют девочкам и мальчикам в равной степени подчиняться воле всех, при этом дети осознают свою связь с коллективом – вырабатывается привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяют того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчаются, не обижаются и принимают сложившуюся ситуацию, как должную.
Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья. Как отмечают Н.В. Краснощекова, Солнцева О.В. и др., «семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья» [№9 с 32].
С детьми рассматривались репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др. Они отгадывали народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играли в пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси»; знакомились с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде. Мы обсуждали темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».
В работе с детьми использовался материнский фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»); пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.); величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику; приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка, прогнозируется их будущее.
Сказка, в воспитании у детей гендерного поведения, предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов» [№7 с.59].
Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.
Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, связанные с обычаями и трудом мужчин и женщин. Согласно исследованиям Щетининой А.М. «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни» [№10 с.69].
Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Мы большое внимание уделяем совместным играм мальчиков и девочек. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
2.4. Формирующий эксперимент
В период раннего и школьного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. Поэтому в ходе работы мы ставили цель: формирование гендерной компетентности у детей и родителей.
В процессе работы мы стремились: 1) создать развивающую среду, способствующую полоролевой социализации и формированию отношения к своему здоровью младших школьников в игровой и учебной деятельности; 2) сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах; 3) сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей младшего школьного возраста.
Работа над данной темой включила в себя разделы: «Создание предметно-развивающей среды», «Работа с детьми» и «Работа с родителями».
«Создание предметно-развивающей среды»
Пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение школьником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.
С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в объединении. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта, в спортивной форме метки для девочек и мальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом. В центре социально - личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.
Раздел «Я и люди» включал в себя:
Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
Картинки с изображением семьи, их действиями.
Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.
Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).
Дидактические игры, по которым дети могли связывать эмоциональные состояния с определенными действиями; моделировали семью, комнаты.
Из бумажных фигурок или игрушек дети моделировали семью.
Раздел «Я и сверстники» содержал:
Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
Картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы).
Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.
Моделировались правила поведения.
Набор картинок, изображающий взаимодействие детей друг с другом.
Раздел «Я - социальное» содержал:
Фотоальбом у каждого ребенка с изображениями себя и членов семьи.
Уголок уединения с телефоном.
В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.
Моделирование «Мое настроение».
Использовались Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
«Работа с детьми»
Игра занимает важное, центральное место в жизни школьника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит: - развитие ребенка; - развиваются его действия в представлении; - происходит ориентация в отношениях между людьми; - ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку). В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.
К году - у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 7-9 лет.
«Работа с родителями»
Целью работы с родителями было формирование их гендерной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков школьного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.
Очевидно, что взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка: 1) здоровье и физическое развитие; 2) социально - личностное; 3) познавательно-речевое развитие; 4) художественно-эстетическое.
В ходе исследования было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей младшего школьного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.
Заключение
Проблема полоролевого воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно- образовательной работы.
Специфика полоролевого воспитания школьников на занятиях в объединении дополнительного образования позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в младшем школьном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Целью исследования было на основе современной теории и методологии изучение особенности процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности полоролевого воспитания ребенка-школьника посредством игры в условиях дополнительного образования.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
на основе анализа основных проблем полоролевого воспитания ребенка-школьника выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-школьника;
выявлены организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;
разработаны рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации ребенка-школьника.
Для решения этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, экспериментальные игровые ситуации.
Основываясь на результатах экспериментального исследования гипотеза, что игра может быть средством полоролевого воспитания детей младшего школьного возраста, если:
разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;
определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;
осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.
Исследуя поведение мальчиков и девочек в группе, можно сделать вывод, что девочки более социально-активны, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.
Кроме того, исследование подтверждает, что работа по полоролевому воспитанию детей требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Список литературы
В. В. Абраменкова. Социальная психология детства. Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. - © ООО «ПЕР СЭ», 2008 – 117 с.
Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 2008. - 124 с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в школе: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. -128 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2010. - 138 с.
Кон И.С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - Ростов на Дону, 2007. - 251 с.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - 194 с.
Солнцева О.В. Школьник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.
Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 7-9 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
Якобсон С.Г. Школьник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для преподавателей школы. - Издательство: "Дрофа", 2006. – 176
19