ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ «………….средняя школа» Протокол от……….2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «…………средняя школа» ___________ФИО Приказ от……..2018 г. № …… |
Положение
о деятельности педагогического коллектива
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Школы, локальными актами и регламентирует деятельность педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями.
2. Цель
2.1. Обеспечить выполнение Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.2. Повысить уровень и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.
3. Задачи
3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Основные направления и виды деятельности
4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся.
4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.
5. Основное понятие настоящего положения
5.1. Неуспевающие учащиеся.
5.2. Слабоуспевающие учащиеся.
5.3. Учащиеся «группы риска» - выпускники 9-х и 11-х классов, которые могут быть не допущены к государственной итоговой аттестации из-за неуспеваемости.
6. Участники реализации работы с неуспевающими учащимися
6.1. Участниками реализации работы с учащимися являются:
Администрация школы (директор, заместители директора)
Руководители школьных методических объединений
Учителя-предметники
Классные руководители
Родители (законные представители) учащихся
Педагог-психолог
Учащиеся класса.
7. Организация деятельности учителя-предметника
с неуспевающими учащимся и его родителями
7.1. Учитель должен провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
7.2. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе в течении 1 четверти выявляет учащихся «группы риска» и ставит в известность классного руководителя и администрацию школы.
7.3. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
7.4. Учитель-предметник должен регулярно и систематически опрашивать учащихся, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
7.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме.
7.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7.7.Учитель-предметник должен определить время, за которое неуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7.8.Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (3 и более “2”)
7.9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке.
7.10. Учитель-предметник ведет следующую документацию:
- карта индивидуальной работы с неуспевающими на учебный год (приложение №1);
- отчёт администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе (приложение № 2);
7.11.Учитель-предметник сдает документацию о работе с неуспевающими учащимися заместителю директора по УВР 1 раз в четверть при сдаче отчета.
8.Организация деятельности классного руководителя
8.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины
8.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача;
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей).
Неуважительными причинами считаются:
а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;
б) классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).
8.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
8.4. В случае указания учащимися или родителями на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
8.5. Классный руководитель может организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
8.6. . Классный руководитель ведет следующую документацию:
- карту контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися (приложение №4)
- персональную карточку слабоуспевающего, неуспевающего, учащегося «группы риска» (приложение №3)
8.7. В случае выполнения п. 7.1.-7.5., и отсутствии положительного результата, классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.
9. Организация деятельности ученика
9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
9.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
9.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.
10.Организация деятельности родителей
10.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
10.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
10.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
10.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации ОУ.
10.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер воздействия на родителей.
11. Организация деятельности педагога-психолога
11.1. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем.
11.2. При необходимости, совместно с классным руководителем посетить ученика на дому, составить акт обследования.
11.3. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных представителей) по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
11.4. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
11.5. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и заместителю директора по УВР в виде аналитической справки.
11.6. Педагог-психолог ведет следующую документацию:
- план работы с неуспевающими учащимися;
- журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися;
- индивидуальные занятия;
- диагностика;
11.7. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в четверть заместителю директора по УВР.
12. Организация деятельности администрации школы
12.1. Администрация школы контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе с неуспевающими учащимися.
12.2 Администрация школы ведет следующую документацию:
- общешкольный план работы со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» (Приложение № 6);
- общий список неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска»;
-разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся (приложение №5)
12.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска».
12.4. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.
12.5. Решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет по согласованию с родителями (законными представителями).
13. Контроль за соблюдением данного Положения.
13.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляют заместители директора школы по УВР.
Приложение 1
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ
Ф.И.О. учащегося ___________________________________________ Класс_______
Ф.И.О. учителя ______________________________ Предмет_____________________
Дополнительные занятия
№ | Дата | Время | Тема занятия | Итоги, результативность занятия |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
Информирование родителей
№ | Дата | Тема | Форма информирования | Результат |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
Приложение 3
Персональная карточка
ученика (цы)_____класса ___________________________________________
Классный руководитель_________________________________________________
Оценки по четвертям
_________________________ (предмет) | _________________________ (предмет) |
I | II | III | IV | Год | I | II | III | IV | Год |
| | | | | | | | | |
Оценки по контрольным работам
_________________________ (предмет) | _________________________ (предмет) |
I | II | III | IV | I | II | III | IV |
| | | | | | | |
Посещение дополнительных занятий
_________________________ (предмет) | _________________________ (предмет) |
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Посетил | | | | | Посетил | | | | |
Пропустил | | | | | Пропустил | | | | |
Подпись родителей | | | | | Подпись родителей | | | | |
Посещение дополнительных занятий
_________________________ (предмет) | _________________________ (предмет) |
Месяц | январь | февраль | март | апрель май | Месяц | январь | февраль | март | апрель май |
Посетил | | | | | Посетил | | | | |
Пропустил | | | | | Пропустил | | | | |
Подпись родителей | | | | | Подпись родителей | | | | |
Беседы с учащимся
Дата | Тема беседы | Кто беседовал | Подпись учителя | Подпись учащегося |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Беседы с родителями
Дата | Тема беседы | Кто беседовал | Подпись учителя | Подпись родителя |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 5
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
по предупреждению неуспеваемости учащихся
Профилактика неуспеваемости на уроке:
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы.
Умело оказывать помощь учащимся в работе, развивать их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения.
Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
Помощь неуспевающему на уроке:
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов, раздаче наглядного материала и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Приложение 4
Карта контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися
Ф.И.О. классного руководителя _________________________________________________ Класс________
№ | Ф.И. неуспевающего учащегося | Проведение профилактических бесед | Беседы с учителями-предметниками | Информирование родителей | Результат работы |
дата | подпись уч-ся | дата | предмет | Ф.И.О. учителя | проблема | принятые меры | дата | Форма информи-рования | Тема, проблема |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Отчёт администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе
Ф.И.О. учителя _________________________________________________
Ф.И. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов. | Сроки сдачи материалов | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Приложение 6
примерный План работы
со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска»
на ____________ учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Форма выхода | Ответственные | Отметка о выполнении |
Организационные мероприятия |
1. | Проведение совещаний с учителями-предметниками, кл. руководителем по подготовке к ГИА, работе со слабоуспевающими учащимися | октябрь апрель | протоколы и материалы семинаров, методические рекомендации | Зам. директора по УВР Руководители МО | |
2 | Организация семинаров для педагогов, по организации работы со слабоуспевающими учащимися, устранению пробелов в знаниях учащихся | ноябрь май | протоколы и материалы семинаров | Зам. директора по УВР Руководители МО НМС | |
3. | Заседание мобильных групп учителей–предметников с целью корректировки действий по работе со слабоуспевающими учащимися | январь | протоколы | Учителя-предметники, НМС | |
4 | Организация консультаций педагога-психолога с родителями и учителями- предметниками по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | в течение года | устные беседы, консультации | Зам. директора по УВР | |
5 | Заполнение диагностических карт (5-11 класс) | сентябрь | диагностические карты с 5 -11кл. | Зам. директора по УВР Руководители МО Учителя-предметники | |
6 | Разработка методических рекомендаций для педагогов по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | октябрь | методические рекомендации | Зам. директора по УВР Руководители МО | |
7 | Диагностика педагогических затруднений и запросов учителей при подготовке к ГИА | сентябрь февраль | карта педагогических затруднений учителей | Педагог-психолог | |
8 | Отчет учителей- предметников, имеющих слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» об индивидуальной работе с ними | 1 раз в месяц | отчеты | Зам. директора по УВР Учителя-предметники | |
Работа с педагогами |
1. | Анкетирование учителей с целью оказания методической помощи по вопросам ГИА | октябрь | анкеты, анализ анкетирования | Зам. директора по УВР Педагог-психолог | |
2. | Методические рекомендации по внесению корректировок в календарно-тематическое планирование учителей-предметников ОУ | октябрь март | устные рекомендации | Зам. директора по УВР Руководители МО | |
3. | Обсуждение на школьных МО по предметам вопроса: «Эффективные формы, методы, приемы по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | декабрь апрель | протоколы МО | Руководители МО | |
4 | Консультации для педагогов: - планирование уроков с учетом подготовки к ГИА; - оформление предметных уголков по подготовке к ГИА; - использование оборудования при подготовке к ГИА; - проблемные вопросы учебного предмета; | в течение учебного года | журнал консультаций | Зам. директора по УВР Руководители МО | |
5 | Осуществление контроля за успеваемостью учащихся, связь с учителями – предметниками и родителями через дневник и индивидуальные беседы | в течение года | отчеты кл. руководителей | Классные руководители | |
6 | Рекомендации по составлению индивидуальных диагностических карт для слабоуспевающих, неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска» | до 20 ноября | устные рекомендации | Зам. директора по УВР Руководители МО | |
Работа с учащимися |
1 | Составление банка данных на учащихся 5-11 классов, которые имеют скопление неудовлетворительных отметок (3 и более «2») | в течение года | банк данных | Учителя-предметники | |
2 | Диагностика слабоуспевающих, неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска» (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях учащихся. Ведение диагностических карт) | октябрь апрель | диагностические карты, карточки | Учителя-предметники | |
3 | Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях | октябрь апрель | график консультаций дополнительных занятий | Учителя-предметники | |
4 | Проверка использования часов школьных консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях учащихся | в течение года | беседы с учителями | Зам. директора по УВР | |
5 | Предоставление информации об учащихся, не посещающих консультации по предметам | после каждой консультации | отчет о посещаемости | Учителя-предметники | |
6 | Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти | (первая и последняя недели четверти) | журнал фиксации бесед | Зам. директора по УВР | |
7 | Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе | В течение года | результаты мониторинга | Зам. директора по УВР | |
Работа с родителями |
1 | Беседы с родителями учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по итогам четверти | (первая и последняя недели четверти) | Лист ознакомления | Зам. директора по УВР | |
2 | Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками за краевые тренировочно-диагностические и административные контрольные работы | в течение учебного года | Ведомость ознакомления родителей с неуд отметками | Учителя-предметники Кл. руководитель | |
3 | Подготовка информационных стендов в школе по подготовке ГИА | в течение учебного года | Информационные стенды | Зам.директора поУВР Учителя-предметники | |
4 | Организация индивидуальных консультаций по определению образовательного маршрута слабоуспевающих учащихся | в течение учебного года | Тетрадь консультаций | Кл. руководитель, социальный педагог, психолог | |
Контроль за работой со слабоуспевающими учащимися |
1 | Контроль за работой учителей-предметников по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | декабрь - май | приказы, справки по итогам инспектирования | Зам. директора по УВР | |
2 | Проверка документации МО учителей гуманитарного и естественно-математического цикла по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | февраль -апрель | приказ справка | Зам. директора по УВР | |
3 | Взаимодействие всех участников образовательного процесса (классного руководителя, педагога –предметника, родителей, педагога- психолога) при работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска» | январь - апрель | приказ справка | Зам. директора по УВР | |
9