ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Общие положения.
1.1 Настоящее положение о дополнительном образовании обучающихся в ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «О дополнительном образовании», действующими СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Уставом образовательной организации, локальными актами.
1.2. Настоящее Положение определяет дополнительное образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
1.3. Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости обучающихся школы-интерната в их свободное (внеурочное) время и направлено на максимально полное удовлетворение индивидуальных интересов каждого обучающегося, их познавательных, коммуникативных, творческих потребностей.
1.4. Дополнительное образование обучающихся осуществляется в соответствии со следующими принципами: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
2. Цели и задачи дополнительного образования
2.1. Система дополнительного образования создается в целях формирования единого образовательного пространства ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» для повышения качества образовании и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
2.2. Деятельность дополнительного образования направлена на решение следующих задач:
- обеспечение гарантий права ребёнка на дополнительное образование;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей);
- обеспечение необходимых условий для укрепления здоровья, личностно-нравственного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе;
- профилактика асоциального поведения детей и подростков через организацию содержательного досуга.
3. Содержание дополнительного образования в образовательной организации
3.1. Содержание дополнительного образования обучающихся в образовательной организации определяется дополнительными образовательными программами по направленностям, согласованным с министерством общего и профессионального образования Ростовской области в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России от 20.06.2019 г. № 06-595:
- физкультурно-спортивная
- художественно-эстетическая,
- научно-техническая,
- культурологическая.
3.2. Дополнительное образование ведётся по конкретным дополнительным общеразвивающим программам, утверждённым директором школы-интерната на основании решения педагогического совета.
3.3. Дополнительная общеразвивающая программа является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
- определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
- отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
- организационные нормативы работы детского объединения.
3.4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы, формы и методы её реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.
3.5. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется на русском языке.
Основные направления деятельности.
4.1 Деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, театр и др.).
4.2 Продолжительность занятий определяется образовательной программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, с учетом методических рекомендаций. Минимальная продолжительность одного занятия для школьников младшего возраста - 0ч.40 мин., для школьников среднего и старшего возраста - 0ч.40мин. с перерывами между занятиями.
4.3 Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право посещать несколько объединений, менять их в установленном порядке. Списочный состав каждого объединения формируется исходя из рода занятий, вида деятельности, возраста обучающегося и специфики школы-интерната и составляет по норме наполняемости: I год обучения – не менее 5 человек, II и последующие года обучения – не менее 4 человек.
4.4 Программа первого года обучения ориентирована на 2-6 академических часов в неделю, 2-го года обучения – 2-6 академических часов в неделю, 3-го и последующих годов – 4-6 академических часов в неделю. Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать 12 академических часов. Для детей с отставанием в развитии рекомендуется прохождение повторного курса обучения в объединении по желанию.
4.5 Прием в детские объединения осуществляется в заявительном порядке. При приеме в спортивные, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
4.6 Педагог дополнительного образования организует работу с детьми в течение всего учебного года, работает в едином режиме школы-интерната. Учебный процесс осуществляется с 1 сентября по 25 мая. В силу специфики учреждения (поступление на обучение не по принципу близости проживания) в каникулярное время проведения занятий затрудненно, в связи с этим педагоги могут быть направлены приказом директора на участие в городских районных педагогических мероприятиях.
4.7 Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети и подростки школы-интерната и педагогические работники.
4.8 Ожидаемые результаты в ходе деятельности дополнительного образования:
- формирование и развитие личностных способностей ребенка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
- повышение уровня самооценки и мотивации обучающихся;
- увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- предотвращение межличностных конфликтов, профилактика детской преступности и наркомании;
- расширение общекультурного кругозора.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса дополнительного образования являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.
5.2. К основным правам обучающихся относятся:
- получение информации о работе объединений дополнительного образования в образовательной организации;
- выбор дополнительной образовательной программы в соответствии со своими способностями, интересами и возможностями, кадровыми и материально-техническими условиями школы-интерната;
- получение бесплатного дополнительного образования в школьных кружках и секциях в соответствии с утвержденным перечнем на данный учебный год;
- возможность свободного перехода из одного объединения в другое, занятия в нескольких объединениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм;
- бесплатное пользование школьными помещениями, оборудованием, инвентарем;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, защиту от физического и морально-нравственного оскорбления;
- обращение к директору, заместителю директора по воспитательной работе для разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций.
5.3. К основным обязанностям обучающихся относятся:
- выполнение Устава школы-инерната, правил внутреннего распорядка для обучающихся, требований настоящего Положения;
- уважение чести и достоинства обучающихся, педагогов, сотрудников образовательной организации;
- бережное отношение к имуществу школы-интерната;
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены, правил электро- и пожарной безопасности, правил поведения в общественных местах.
5.4. К правам родителей (законных представителей) обучающихся относятся:
- защита законных прав и интересов обучающихся;
- знакомство с содержанием образовательного процесса и успехами обучающихся;
- выбор дополнительной образовательной программы для ребёнка в соответствии с условиями, имеющимися в образовательной организации.
5.5. К основным обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относятся:
- воспитание и обеспечение получения детьми дополнительного образования.
5.6. К основным правам педагогических работников относятся:
- защита своей профессиональной чести и достоинства;
- педагогически обоснованная свобода выбора дополнительной образовательной программы и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
- повышение своей квалификации по любой форме (курсы повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства, участие в фестивалях, конкурсах, выставках для педагогов дополнительного образования, посещения занятий коллег и др.);
- аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;
- использование социальных гарантий и льгот, установленных законодательством РФ;
5.7. К основным обязанностям педагогических работников относятся:
- выполнение Устава школы-интерната, правил внутреннего трудового распорядка, требований настоящего Положения;
- выполнение условий трудового договора, должностных и функциональных обязанностей;
- соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, санитарно-гигиенических требований, правил электро- и пожарной безопасности;
- быть ответственными за жизнь и здоровье воспитанников во время организации образовательной деятельности;
- разрабатывать и вовремя оформлять учебную, планирующую и отчетную документацию, программные, дидактические и методические материалы для организации образовательного процесса объединения дополнительного образования;
- комплектовать состав обучающихся объединения дополнительного образования и принимать меры по его сохранению в течение срока обучения; при необходимости проводить дополнительный набор обучающихся;
- организовывать образовательный процесс в соответствии с расписанием занятий; своевременно предупреждать обучающихся и администрацию о переносе или отмене занятий, готовить учебное помещение, оборудование, инвентарь до начала занятий;
- изучать личность обучающегося, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности при выборе форм, методов и средств обучения; выявлять способности обучающихся, способствовать их развитию, обеспечивать соблюдение прав и свобод детей на занятиях;
- повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в работе педагогических советов, методических объединений, семинаров, конференций, проводить открытые и итоговые занятия.
6. Управление дополнительным образованием в образовательной организации
6.1. Общее руководство деятельностью дополнительного образования осуществляет директор образовательной организации, который:
- утверждает структуру дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) и условиями, имеющимися в образовательной организации;
- утверждает дополнительные образовательные программы по решению педагогического совета;
- утверждает расписание школьных кружков и секций;
- предоставляет возможность пользоваться учебными помещениями и соответствующей материальной базой для осуществления дополнительного образования обучающихся;
- несёт ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
6.2. Непосредственное руководство деятельностью дополнительного образования осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу школьных кружков и секций и несет ответственность за результаты деятельности.